Найти в Дзене

Утопия в советской фантастике второй половины XX века

Утопия в советской научной фантастике, явление, встречающееся довольно часто, но, как и  антиутопия, изученное совершенно недостаточно. Речь пойдёт о периоде второй половины XX века. Практически в любом обзоре русскоязычной антиутопии на первом месте будет названа замятинская "Мы", так же и при разборе утопическом прозвучит "Туманность Андромеды". На этом, как правило, анализ утопий и их противоположностей заканчивается. Так в убогой работе французского "слависта" Геллера с претенциозным названием "Утопия в России" рассказывается о древнерусской литературе, староверах, Пелевине, но о советской утопии автор ухитрился ничего не сказать. Назвал Геннадия Гора конкурентом Ефремова, помянул Стругацких и на этом всё. Меж тем большинство профессиональных советских писателей-фантастов создавали цельную и логичную картину будущего, в котором осуществлены идеалы Liberté, Égalité, Fraternité. Как правило, утопическое коммунарское общество будущего описывается в крупной, эпической форме (Ефремов,
Полдень. XXII век. Рис. Юрия Макарова
Полдень. XXII век. Рис. Юрия Макарова

Утопия в советской научной фантастике, явление, встречающееся довольно часто, но, как и  антиутопия, изученное совершенно недостаточно. Речь пойдёт о периоде второй половины XX века. Практически в любом обзоре русскоязычной антиутопии на первом месте будет названа замятинская "Мы", так же и при разборе утопическом прозвучит "Туманность Андромеды". На этом, как правило, анализ утопий и их противоположностей заканчивается. Так в убогой работе французского "слависта" Геллера с претенциозным названием "Утопия в России" рассказывается о древнерусской литературе, староверах, Пелевине, но о советской утопии автор ухитрился ничего не сказать. Назвал Геннадия Гора конкурентом Ефремова, помянул Стругацких и на этом всё. Меж тем большинство профессиональных советских писателей-фантастов создавали цельную и логичную картину будущего, в котором осуществлены идеалы Liberté, Égalité, Fraternité.

Как правило, утопическое коммунарское общество будущего описывается в крупной, эпической форме (Ефремов, Гуревич, Мартынов), либо в мозаичной панораме, складывающейся из небольших рассказов (Сапарин, Стругацкие, Абрамовы). Впрочем, так или иначе, каждый советский автор, работающий в жанре фантастики утопический элемент описания устройства общества будущего в свои произведения включал. Однако на достаточно подробное описание общественного устройства утопического общества решался далеко не каждый фантаст.

Стоит выделить методы описания утопического будущего. Первый, созерцательно-экскурсионный, в котором посредством определённых нф ухищрений, таких как анабиоз, релятивизм, в будущее попадает наш современник и постигает окружающую его действительность совместно с автором и читателями. Примером погут послужить произведения Мартынова, Стругацких, Савченко, в конце концов Сафроновых. Вторым способом, более серьёзным, трудоёмким и требующем немалой решимости и не менее могучего воображения, является показ людей и общества будущего как явления самодостаточного (Ефремов, Гуревич, Михайлов, Жемайтис, Войскунский и Лукодьянов).

Большинство советских утопий после выхода отдельной книгой переиздавались редко. Исключение "Туманность Андромеды", три издания "Полдня..." дважды "Каллисто" и "Гианэя"... Больше не припомню.

Советская утопия даёт немало пищи для размышлений и анализа и сегодня, особенно в наши дни, когда стало ясно, что мы находимся в каком-то другом будущем и потому рассмотрим некоторые моменты отдельных утопических произведений.

Продолжение следует.