В Буроне мы повернули с Транскавказского шоссе направо и начали набирать высоту, поднимаясь в Цейское ущелье к поселку Верхний Цей.
В конечном итоге добрались мы до мест моей "боевой славы", т.е. до бокового ответвления Цейского ущелья, к подъемнику к Сказскому леднику. Должен сказать, что в Цее был один раз - августе 1980-го, точнее мы стартовали из Цея. Но это путешествие осталось в памяти навсегда. Да, и левое колено напоминает об этом путешествии все чаще и чаще. Но об этом путешествии в третьей части «повествования». Так что если, кто-то любит триллеры ждите - будет. Безусловно негативные эмоции остались в 80, а в памяти теперь это одно из путешествий, с яркими событиями. Но вернусь в июль 2022. Остановились мы почти у подъемника, в метрах 200-300. Подъемник кресельный, поднимающий с высоты 2200 м на 400 метров, под ледник. Аслан отпустил на прогулку два часа. Внизу казалось, что этого достаточно, но по факту часик бы добавить было бы в самый раз. Как мы не спешили, но в итоге минут на 15-20 опоздали, отделавшись легким выговором. Но в итоге, с учетом «славного» прошлого были амнистированы.
Я в очередной раз убедился в том, что ледники стремительно тают. По сравнению с 1980-м годом Сказский ледник "поднялся" вверх метров на 150 по вертикали, а по горизонтали примерно метров на 500. Для интереса и сравнения я вытащил из архива старые слайды.
Сказский перевал. Кстати, уже сидя за компьютером и обрабатывая фотографии задумался - сколько же у нас было дури (пардон, здоровья), что мы за день поднялись на полтора километра по вертикали (с 2300 на 3800) без всякой акклиматизации наследующий день после приезда. И соответственно на столько же км спустились в лагерь.
Нащелкал я кадров более, чем достаточно. Но как-то сказать, что я доволен снятым не могу. Видимо Цей - это "не мое" место. Но для начала, перед тем как перейти к снятому, проведу сравнение прошлого с настоящим.
Поднимались мы тогда на перевал вот по этому маршруту (2)
В 80-м начало подъема это выглядело вот так, в ныне осыпном кулуаре тогда лежал мощный снежник
А на месте «единички" висел ледник.
Кстати, точно таким же был ледник Колка, обвалившийся и погубивший киногруппу Сергея Бодрова. Правда, ледник Колка явно был побольше. Один из работников канатки сказал, что и этот сорвался с большим грохотом, но к счастью без жертв.
Обведен бергшрунд, подгорная трещина, образующаяся из-за разрыва ледника в процессе движения. В 1980-м перевал и бергшрунд выглядели вот так.
Занятным в том путешествии было то, что на перевал мы поднимались радиально, т.е. спускались по пути подъема. И на обратном пути трещину мы перепрыгивали - дури у нас было много. Кстати, в данном случае парад открывал я. Чувство было среднее, но страховка была. Впрочем, подробности всего этого в третьей части.
Кстати, вот вид на Цейское ущелье с перевала в 80-м
А это сам перевал.
На этом я закончу копаться в прошлом - оно требует отдельной песни (о главном) и вернусь в 2022-й. Линия канатки заканчивается на высоте около 2600. Далее можно погулять вокруг верхней станции или по тропе еще метров на 200. По отпущенному времени первый вариант был вполне достаточный, но мы не выбирали легких вариантов и пошли вверх по живописной тропе - не для того я в Цей ехал, что бы постоять у станции канатки, поностальгировать и уехать вниз. Это не наш метод.(. Далее вернусь к стандартной процедуре - максимум фото при минимальном количестве букОв.
Кавказский мак
Колокольчики
Цикорий
Вытекающая из под языка ледника вода обрывается в ущелье водопадом.
Кстати, в 80-м в этом месте вправо уходил язык ледника, на котором я и надорвал связки на спуске.
Рододендрон Кавказский
Мы тоже "отметились" на морене. За что большое спасибо коллеге по экскурсии из Якутска.
Летом лавинные пушки отдыхают, "работая" экзотическими объектами для фотографирующихся.
К канатке мы спустились довольно быстро. Но все равно по итогу, как я писал выше, мы опоздали.
Кстати, в Северной Осетии мы выяснили - кто "решает" все... Ибо ЧЕБУРЕКИ ВСЕМУ ГОЛОВА и ОНИ РЕШАЮТ. Жаль только, что времени на оные в данной экскурсии у нас не было И потом мы, пребывая в Северной Осетии, ели исключительно осетинские пироги. Причем в каждом месте они были совершенно разные. Впрочем, это касается и хычинов на Кавказе. В каждом кафе свой рецепт. Но в этом есть и своя прелесть. Хотя, "И" тут явно лишнее.
Аслан нас все таки дождался, хотя иного и быть не могло. Наши коллеги в массе гуляли возле верхней станции и потому они вписались в график. На обратном пути мы остановились у двух скал с изображениями И.В. Сталина и Коста Хетагурова.
Река Цейдон
Еще одна остановка мы сделали у одного из десяти символов Северной Осетии «Рога Изобилия» - " Рог Изобилия - это гигантская конструкция, подвешенная прямо к скале. Натуральный рог, инкрустированный драгоценным металлом, — частое украшение в интерьере местных домов и популярный у туристов сувенир. Раньше он выполнял у осетин бытовую и ритуальную функции: из рогов пили в повседневности и во время ритуальных застолий." Описание позаимствовал из одного из сайтов о достопримечательностях Северной Осетии. С какого не помню, так что извините. Впрочем, все Северная Осетия одна сплошная достопримечательность. К которой я еще вернусь
Река Ардон у селения Бурон
По дороге на выезде из ущелья мы заехали на термальные воды. Оказалось, что сие весьма комфортное место с небольшим количеством посетителей.
И наши воспоминания о посещении в 21-м году подобного заведения находящегося недалеко от Верхнего Баксана «померкли».
Немного о термальных ваннах. Их три. Центральная, представленная на фотографии имела температуру воды около 33-35 градусов (точно не помню). Но была вполне комфортной. В небольшой справа (на фотографии можно было свариться в крутую - т.е. можно было зайти и быстро выскочить. Слева, небольшой ванна была "ледяной" (после центральной и уж тем более после правой) - где-то +18.
На этом купании наша экскурсия и закончилась.
В заключение панорама Цейского ущелья с верхней станции канатной дороги.