Найти в Дзене

ВАЗ-1111 aka «Ока» и её поломки

Итак, дорогие друзья сегодня мы поговорим про автомобили малого класса. Они никогда не пользовались особой популярностью в России, а сейчас вообще оказались на грани исчезновения. Наш суровый авторынок, зачастую оценивающий машину по количеству мешков с картошкой и цементом, которые она способна перевозить по бездорожью, оставляет четырехколесным малышам совсем немного шансов на выживание. Тем не менее многие клиенты до сих пор с удовольствием используют своих «автолилипутов», несмотря на всевозможные проблемы. Да я и сам с уважением вспоминаю две Киа Пиканто, верой и правдой прослужившие нам десять лет. Если всю автомобильную мелкоту, оказывавшуюся когда-либо в мастерской, выстроить «по ранжиру, весу и жиру», то в самом дальнем конце получившейся виртуальной колонны забавных машинок окажется ВАЗ-1111 aka «Ока» (ну как в такой несерьезной теме без каламбура?). Хотя когда-то «Оку» прочили на роль народного автомобиля, она им так и не стала. Однако лет двенадцать-пятнадцать назад мастерс

Итак, дорогие друзья сегодня мы поговорим про автомобили малого класса.

Они никогда не пользовались особой популярностью в России, а сейчас вообще оказались на грани исчезновения. Наш суровый авторынок, зачастую оценивающий машину по количеству мешков с картошкой и цементом, которые она способна перевозить по бездорожью, оставляет четырехколесным малышам совсем немного шансов на выживание. Тем не менее многие клиенты до сих пор с удовольствием используют своих «автолилипутов», несмотря на всевозможные проблемы. Да я и сам с уважением вспоминаю две Киа Пиканто, верой и правдой прослужившие нам десять лет.

Если всю автомобильную мелкоту, оказывавшуюся когда-либо в мастерской, выстроить «по ранжиру, весу и жиру», то в самом дальнем конце получившейся виртуальной колонны забавных машинок окажется ВАЗ-1111 aka «Ока» (ну как в такой несерьезной теме без каламбура?). Хотя когда-то «Оку» прочили на роль народного автомобиля, она им так и не стала. Однако лет двенадцать-пятнадцать назад мастерскую чуть не захлестнул поток этих машинок. Тогда их перегоном в наш регион занялись сразу два предприимчивых клиента, разнообразив таким образом свои регулярные служебные командировки в Набережные Челны. И хотя большинство тех ВАЗ-1111 давно уже прошли процесс реинкарнации и теперь продолжают свой земной путь в виде совсем других скобяных изделий, иногда «Оку» можно увидеть в мастерской и сейчас. Они представлены ниже.

-2
-3

Некоторые из них, бывшие в прошлой жизни инвалидными, до сих пор сохранили рудименты ручного управления.

-4

Несмотря на некоторую мультяшность даже под капотом, конструкция у ВАЗ-1111 не так уж и проста. Хотя двухцилиндровый мотор «Оки» выглядит так, как будто привычный двигатель ВАЗ-2108 просто распилили пополам, его простецкая внешность обманчива. Внутри он гораздо сложнее, чем это кажется снаружи.

-5

В моторе применены два балансирных вала с шестеренчатым приводом, установленные на подшипниках. Поэтому в случае непонятных звуков от двигателя «Оки» надо обладать поистине музыкальным слухом, чтобы точно определить причину. Если же понадобится проверить установочные метки балансирных валов, то для этого придется снять коробку передач и маховик, поскольку приводные шестерни валов установлены в задней части блока цилиндров. Даже замена приемной трубы на «Оке» требует стальных нервов и хорошего запаса крепких выражений. Во время достижения кульминации этого процесса самое главное — пересилить неукротимое желание все-таки снять мотор.

«Ока» щедра на специфические поломки. Вот владелец старой, но пробежавшей всего 40 000 км «Оки» пожаловался на сильный запах бензина. Оказалось, что проржавел бензопровод, который у «Оки», в отличие от подавляющего большинства машин, проходит не снаружи, а внутри салона под вечно мокрыми ковриками. Поэтому гниет он быстро и сразу по всей длине.

-6

Неожиданность подстерегает владельца «Оки» и при попытке самостоятельно подтянуть трос «ручника» заманчиво доступной гайкой под днищем, расположенной точь-в-точь как на других ВАЗах. Но у «Оки» необходимо предварительно подвести колодки к барабанам, отрегулировав длину раздвижной планки между ними. Иначе тяги, соединяющие тросы и колодки, упрутся в ступицы, а «ручник» все равно работать не будет, потому что колодки до барабанов так и не дотянутся. У самых беспечных клиентов тяги могут успешно пилить саму ступицу. Поскольку фото такой поломки «Оки» у меня не сохранилось, ниже показана подобная ситуация с другой машиной (стрелка указывает на след от тяги «ручника»).

-7

С «Окой» связан и один из самых противных видов ремонта, которые мне когда-либо приходилось делать. На этой машине рулевая рейка закреплена на подрамнике длинными болтами, которые неизбежно намертво приржавевают к втулкам подрамника, внутри которых они проходят.

Если надо снять подрамник, например, при замене сцепления, то извлечь болты не поможет ни проникающая смазка, ни газовая горелка. Сначала приходится удалять все выступающие части крепежа.

Ну а затем надо всласть поработать дрелью, чтобы получился забавный сувенир в виде ржавых болтов М8, просверленных по всей длине.

Альтернативный способ борьбы с упрямыми болтами — грубо выломать их из подрамника, который обычно тоже наполовину сгнил…

… а потом аккуратно его восстановить, изготовив подходящие втулки для болтов и точно установив их перед окончательной сваркой. На фото ниже опробованы оба эти способа сразу.

Но даже после подобных ремонтов клиенты не спешат избавляться от своих машинок. Основная причина — минимальный расход бензина, при неспешной езде вполне сравнимый с мопедно-мотоциклетным. Кроме того, из-за низкой стоимости как в момент покупки, так и при последующей продаже, «Оку» абсолютно не жалко. Ее использование в качестве грузовичка — обычное дело, а неизбежные при этом потери считаются вполне допустимыми.

Интересно, что если лет десять назад на ремонт еще заезжали сударыни на «Оке», то сейчас, судя по клиентуре мастерской, ВАЗ-1111 приобрел неожиданный статус сугубо мужского автомобиля.

На этом у нас всё. До новых статьей друзья.

Шины на эту и другую технику вы можете найти на сайте https://oootta.ru/ и по номеру +7 977-179-34-72