Найти тему
АиФ Приморье

«Будет только хуже». Учёные призвали приморцев готовиться к новым тайфунам

Оглавление
   «Будет только хуже».
«Будет только хуже».

Учёные говорят, что опасных погодных явлений в Приморском крае станет всё больше. Они призывают начинать готовиться к ним уже сейчас. Вопросы изменения климата обсудили на встрече руководителей региональных отделений Российской Академии наук во Владивостоке. Подпробности – в материале vl.aif.ru.

Норма меняется

Серия тайфунов, вышедших в течение нескольких недель из Тихого океана на восточное побережье Евразийского континента, накрывших Японские острова, Корейский полуостров, материковый Китай, Приморский край и залившая их ливнями – явление необычное, но скоро станет привычным.

К этому мнению пришли руководители и представители Академии наук и Дальневосточного, Уральского, Южного, Сибирского, Санкт-Петербургского отделений.

Климатические изменения на планете за 4,6-миллиардолетнюю историю происходили не раз, в том числе вызывая глобальные вымирания до 99% обитателей. В последний раз это случилось 250 миллионов лет назад.

«Человеческое влияние на климат ничтожно в сравнении с природными процессами. Состав атмосферы тогда изменила колоссальная вулканическая активность и тем организмам, которые смогли выжить, пришлось приспособиться к новым условиям. Теперь придётся привыкать нам», - отметил заместитель председателя Сибирского отделения РАН, академик РАН Николай Похиленко.

По его словам, миллионы лет назад в Западной Сибири росли пальмы, что сегодня удивительно. Но и нам привычный сибирский климат становится со временем не таким суровым. Морозы до -53°C, обычные в 1966 году, сегодня – редкое явление.

Но заместитель председателя Дальневосточного отделения, член-корреспондент РАН Павел Крестов с коллегой не согласился.

«Человек до великих переселений жил в самых холодных поясах земли. И известно, что средняя температура за продолжительный период времени постоянно повышается. С начала XIX века это зафиксировано инструментально. Майкл Манн, физик из Университета Пенсильвании в 1998 году посчитал, что за 1000 лет не было так тепло, как сегодня. И мы скоро будем жить в таких условиях, в каких не жили никогда. Именно это породило многочисленные обсуждения климатической повестки в научных кругах в последние десятилетия», - отметил приморский учёный.

Павел Крестов объяснил, что причина потепления – накопление парниковых газов в атмосфере, состоящих главным образом из углерода. В природе он связывается единственным способом – фотосинтезом растений. Растения аккумулировали мегатонны углерода в виде ископаемых. А человек, используя углеводороды, высвобождает углерод в атмосферу. То есть, по словам учёного, человеческое влияние на глобальный климат не так уж и ничтожно, и вполне регистрируемо.

Какие последствия?

Смягчение климата в Сибири, что отметил зампред Сибирского отделения РАН – лишь один из заметных результатов происходящего. Хотя об утрате биоразнообразия дальневосточной тайги писал ещё Владимир Арсеньев, изучавший Приморский край 100 лет назад.

Сегодня тропические тайфуны из Тихого океана заходят всё глубже внутрь континента и достигают Станового хребта и верховьев реки Зея в Амурский области. Сточные воды после дождей вызывают разливы рек и протапливают вечную мерзлоту, вымывая всё, что хранилось во льдах тысячи лет. На поверхность поднимаются и микроорганизмы, и бактерии, в том числе сибирская язва из скотомогильников.

«За 20 лет в природе стало в разы больше паразитических организмов. Червей, нематод и даже тропической экзотики, в том числе опасной для человека. Туристы везут растения и животных, например, из Вьетнама. Потом выбрасывают. А микроорганизмы, не имея естественных врагов, у нас начинают размножаться», - объяснил главный ученый секретарь Дальневосточного отделения РАН, академик РАН Виктор Богатов.

По данным академика Богатова, биоразнообразие природы на планете за 50 лет уменьшилось на 50%. И его исследования засушливых периодов показали, что из-за фонового загрязнения это вполне может происходить.

«Два года назад, вы помните, у нас выдалось лето без дождей. В водоёмах температура воды поднималась выше 40 градусов. Кислотный (РН) фон поднимался, представьте, аж до 9! При этом вся органика превращается в аммиак. И у нас вымерли все, в том числе охраняемые, двустворчатые моллюски. Теперь реках Раздольная и Кневичанке их не найти. Ниши заселили патогенные организмы», - отметил Виктор Богатов.

«Медики воспринимают изменение климата, как вызов. Насекомые и микроорганизмы, которых ранее не встречали в отдельных районах планеты, там появляются. Энцефалит стали массово обнаруживать в Южной Америке. Нашему Дальнему Востоку и другим регионам может угрожать лихорадка Денге и нильская лихорадка. К длительному перегреву не готовы многие северные регионы: в Европе выросла смертность именно по этой причине», - дополнил коллегу заместитель председателя СО РАН академик РАН Михаил Воевода.

Изменение климата уже привело, к примеру, к распространению клещей за Уралом. Появление клещей здесь подтвердил и председатель Уральского отделения РАН, академик РАН Виктор Руденко. По его словам, в сезон в Свердловской области фиксируют уже до 30 тысяч случаев присасывания паразитов и сотни случаев заражения энцефалитом.

Новые тенденции

Специалисты уверяют, что тенденция к изменению климата, а значит и условий жизни на планете продолжится. И это подтверждают научные изыскания. И значит, реагировать необходимо. Причём и всему человечеству, и локально – на региональном и даже муниципальном уровне.

«Ситуация с лесными пожарами такова, что отмечается снижение их количества по Дальнему Востоку, но при этом наблюдается увеличение площадей, что приводит к опустошению экосистем. А у нас тут живут уникальные охраняемые хищники – тигры, леопарды и прочие», - отметил Виктор Руденко.

«Тропические циклоны – тайфуны зарождаются на высотном температурном градиенте: тёплая, до 26 градусов, вода и холодная атмосфера. Мы наблюдаем потепление воды в океане и расширение зоны формирования тайфунов. Увеличение их разрушительной силы тоже наблюдается, это устойчивая тенденция. Значит тайфуны будут заходить на континент на всё большую глубину и наносить вред растительным покровам», - рассказал заместитель председателя Дальневосточного отделения, член-корреспондент РАН Павел Крестов.

И в то же время по всей планете отмечаются засухи, лесные пожары, а от этого – социальное недовольство населения. Местами, как во Франции – с настоящими крестьянскими бунтами.

Хотя, как напомнил Виктор Руденко, для человечества всё это – дело привычное. В XI – XII веках голодали по причине климатических изменений постоянно. В 1816-м из-за вулкана не было лета: морозы ударили уже в июле. А сегодня Сибирь горит на площади больше нескольких Франций, и клещ ползёт на запад к границе с Европой.

Как жить?

По мнению учёных, выход только один: в немедленном реагировании на всех уровнях.

Во-первых, необходима система мониторинга климатических изменений и предупреждения всех возможных последствий. Существовавшая до 90-х годов советская с тех пор не работает. На готовятся в нужных количествах специалисты-климатологи, а они должны быть настоящей научной элитой, специалистами по мультидисциплинарному подходу. По плотности станций и наличию спутников наблюдения Россия отстаёт от соседей в сотни раз.

Во-вторых, - необходимо возрождение соответствующих служб: лесоохраны и водоохраны, и их полноценная совместная работа.

В-третьих, - нужна совместная работа научного сообщества и власти на местах, вплоть до отдельных муниципалитетов. Причём работа с учётом прогнозов на годы вперёд. Потоп в Уссурийске произошёл в низинах, о подверженности затоплениям которых было известно давно, но застроить их это не помешало. Теперь прокуратура ищет виновных в затоплении жилищ и порче имущества.

Человечеству придётся адаптироваться. И – учитывать, что эта работа тоже неизбежно отразится на климате и экосистемах.

Так в Санкт Петербурге, много лет страдавшем от наводнений, построили дамбы, и проблема решилась. Но изменилась гидрология Финского залива.

В Азовское море поселили дальневосточную рыбу – пеленга, амура и карася. Рыбакам – хорошо, а местную флору и фауну пришельцы сильно проредили.

Хотя некоторые инженерные и технические решения, гарантированно уберегающие от стихии, могут стоить столько, что пережить ураган и потоп может оказаться дешевле. Так электротранспорт сокращает выбросы там, где функционирует, но цена добычи и производства, для экологии в глобальном смысле эту экономию не покрывает. А ещё возможны сочетания не учитываемых факторов, как произошло с японской Фукусимой. Такого просто никто не мог предсказать.

Наука, власть и общество – все заложники климата.

«Глобальная задача – создание климатической модели земного шара, на которой можно будет просчитывать те или иные события и их взаимосвязи. Тогда можно будет делать достаточно точные прогнозы. А для этого климатическая повестка должна быть включена в циркулярную экономику в каждом регионе», - сказал заместитель Президента РАН, член-корреспондент РАН Владимир Иванов.

Речь идёт о необходимости провести огромную работу, возродить и создать заново целые институты. Иначе природа продолжит преподносить сюрпризы.

«Надеемся, что то, что мы обсуждаем, будет доведено в том числе и до губернатора Приморского края, а он заинтересован в развитии региона. При наличии заказа со стороны администраций, как краевой, так и муниципальных, мы с удовольствием поможем», - отметил председатель Дальневосточного отделения РАН, академик РАН Юрий Николаевич Кульчин.