Найти тему
Читающая шепотом

Зима, проклятия и любовь: "Осколки серебра и льда"

Оглавление

Это одна из тех книг, которую я взяла на Ярмарке мастеров, и теперь я понимаю, почему её отдали. Но начнём по порядку.

Лаура Кардеа (как сообщает интернет) - современная немецкая писательница, которая, в числе прочего, изучала культурологию. По её словам, свою писательскую деятельность она начала с фанфикшена по Гарри Поттеру, но после решила создавать свои миры. Насколько я поняла, из трёх её книг на русский переведена только одна, ту, которую я и читала.

Между страной Аурум и миром фейри веками существует барьер, пересечь который по силу только магии принца зимы. Осколками льда он отравляет сердца людей ненавистью, уничтожая все светлое, что в них есть.
Чтобы защитить народ, правители Аурума раз в десять лет отправляют к принцу девушек, обладающих даром одним поцелуем убить любого. Но, даже с такой силой, они никогда не возвращались домой.
Верис - принцесса и первая красавица королевства. Однако вместе с короной ей досталось и страшное предназначение: теперь девушка должна в одиночку спасти свою страну. Она отправляется в мир фейри, чтобы погубить жестокого принца. Но что если, несмотря на ледяное сердце, где-то глубоко в его душе еще тлеет огонь?

Плюсы книги

Итак, описание звучало достаточно привлекательно, хотя, конечно, все уже поняли, что это ромфант и что в конце у героев обязательно будет призвание в любви или свадьба, а лучше и то, и другое. Но, надо сказать, начало истории настолько интригующее, а принц ведет себя настолько мерзко, что я даже заглянула в конец: а точно ли свадьба будет именно с ним, а не с каким-нибудь пока еще не вышедшим на сцену героем? Но нет, всё нормально, выдыхаем.

Но принц, которого, кстати, зовут Неван, поначалу действительно ведет себя неприятно, пусть это и оправдано с его рациональной точки зрения. Он, например, разрешает пытать главную героиню, угрожает ей и оскорбляет. Конечно, это влияние и его ледяного сердца, но всё же...

Главная героиня - принцесса Верис - изначально понравилась мне больше. Во-первых, она с самого начала прекрасно понимает, что от её жертвы не будет толку: она не убийца, не воительница и не отравительница, она просто очередная девушка, которая бесславно умрёт. Она признаётся в этом ещё на первых страницах.

В то же время она смела, остра на язык, горда и верна своим идеалам и свое стране. Она не сгибается перед трудностями, а в борьбе за свою свободу готова даже пожертвовать жизнью. Это внушает уважение.

Поэтому очень печально видеть, как её качает на эмоциональных качелях от "я убью принца любой ценой" до "я просто девушка, не трогайте меня, хочу вкусняшки и отдых". Конечно, это нормальное поведение человека в трудных ситуациях - жалеть себя, но здесь амплитуда между двумя вариантами поведения настолько огромная, что невольно кажется, что авторка не определилась, какую героиню она пишет, поэтому впихнула два противоположных характера в одного персонажа.

Из второстепенных персонажей стоит отметить фрейлину главной героини - фейри Сиф, которая любит прислуживать другим, но при этом обладает сердцем воина и готова защищать своих друзей до самого конца. И, парадоксально, между этими её двумя ипостасями нет такой огромной эмоциональной разницы, как в поведении принцессы Верис. И любовная линия Сиф с язвительной, храброй, наглой куртизанкой Элирией, идущая едва заметная пунктиром через всю книгу, кажется мне вполне органичной и очень милой.

(Книга вышла в печать в 2021 году, так что под новый закон о нетрадиционных отношениях не подпадает. Да и любовная линия героинь выглядит вполне хорошей, а не сделанной только ради повесточки)

Второй прекрасный второстепенный персонаж - это королева фейри Эвелун. Её образ - очень точное отражение токсичных детско-родительских отношений и последствий жажды власти. При этом она действительно любит своего сына, хоть и очень извращённым и абьюзивным способом.

Ещё в книге есть интересный народ яров, которые представляют из себя вот таких существ:

Эти эфирные создания высокие и худые, даже выше принца. И они с невероятной элегантностью двигают воздухе своими конечностями цвета слоновой кости, больше похожими на кости. Руки с тонкой, как пергамент, кожей заканчиваются когтями, которые вспыхивают, как хорошо начищенные косы. [...] Они пишут хроники зимнего королевства, потому что совершенно беспристрастны.

Отдельный плюс авторке за то, что она выдумала (или взяла из чьей-то культуры) новых существ, а не использовала широко распространённых и порядком поднадоевших гномов и прочих.

В книге присутствуют отсылки к разным историям: это и "Снежная королева" Ганса Христиана Андерсена - осколки, попадающие в сердца и замораживающие их, или в глаза, после чего человек видит только плохое; и "Голый король" его же авторства. К истории про снежную королеву отсылает и обложка.

Есть интересные логические задачи, с необычной интерпретацией, как, например, задача про две двери и стражников, один из которых всегда лжет, а второй всегда говорит правду.

Интересно и оглавление книги: каждая глава связана с определённым растением, которое расцветает весной или летом, поскольку Аурум - это королевство вечного тепла и этих сезонов.

Минусы

Во-первых, повествование идёт одновременно от двух героев: от принцессы Верис и от принца Невана, из-за чего в середине книги начинаешь путаться, кто сейчас говорит, от чьего лица глава. Герои практически одинаково себя ведут: отличия, которые были между ними в начале книги и помогали различать фокалы, к середине практически нивелируются.

Во-вторых, техническая ошибка - сюжетный поворот ближе к середине книги, для которого не было никаких предпосылок, но который рушит логику поведения героини в первой части истории. В том числе и из-за того, что повествование идёт от лица Верис, мы знаем её мысли и чувства, а потом неожиданный поворот, на который не было никаких намеков в её мыслях. Будь в книге только один фокал принца или принцессы, этой ошибки можно было бы избежать.

В-третьих, язык. Понятно, что книга переводная и проходная, но, кажется, переводчик вообще не заморачивался. К концу книги начинает появляться страшная тавтология. Одинаковые слова не просто в соседних предложениях, они стоят буквально рядом, через несколько слов друг от друга.

Выводы

Не рекомендую. Прочитать книгу можно, на это чтиво на один раз. А точнее, даже на полраза: уже к середине я зевала. Отдам её на каком-нибудь книгообмене.

P.S. Если вам нравится или не нравится обзор, если вы хотите что-то дополнить или поспорить - милости прошу в комментарии, я не кусаюсь. А если заинтересовал канал - не забываем подписываться и ставить лайки.