Найти в Дзене
Энд

Образ: Нежный Гигант. Почему всегда работает? (А также почему смерть Джона Коффи самая грустная в истории кинематографа?)

Не замечали ли вы что-то общее между Шреком, Лютером из «Detroit: Become Human» и Пьером Безуховым из романа «Война и мир»? Всех их объединяет грозный внешний вид и огромная сила, но в то же самое время, все они очень добры к окружающим и стараются никому не навредить. Существует особый термин, которым принято обозначать таких персонажей - «Нежный гигант». Я попытался вспомнить персонажей, которые по описанию подходят к этому архетипу, и очень удивился тому, что все они являются любимчиками среди публики. Нет почти ни одного нежного гиганта, которого бы ругали за неоригинальность и неинтересность. Как же так выходит? Что делает этот образ таким ярким и любимым для зрителей? Именно на эти вопросы я попытаюсь ответить в этой статье. Начнём с истории. Первые нежные гиганты стали появляться ещё даже не в литературе, а в мифологии. В пример можно привести Деда Мороза. Ему, конечно, чаще приписывают образ мудреца, но архетип нежного гиганта так же применим, так как официально рост старика со

Не замечали ли вы что-то общее между Шреком, Лютером из «Detroit: Become Human» и Пьером Безуховым из романа «Война и мир»?

Всех их объединяет грозный внешний вид и огромная сила, но в то же самое время, все они очень добры к окружающим и стараются никому не навредить. Существует особый термин, которым принято обозначать таких персонажей - «Нежный гигант». Я попытался вспомнить персонажей, которые по описанию подходят к этому архетипу, и очень удивился тому, что все они являются любимчиками среди публики. Нет почти ни одного нежного гиганта, которого бы ругали за неоригинальность и неинтересность.

Как же так выходит? Что делает этот образ таким ярким и любимым для зрителей?

Именно на эти вопросы я попытаюсь ответить в этой статье.

-2

Начнём с истории. Первые нежные гиганты стали появляться ещё даже не в литературе, а в мифологии. В пример можно привести Деда Мороза. Ему, конечно, чаще приписывают образ мудреца, но архетип нежного гиганта так же применим, так как официально рост старика составляет аж 205 сантиметром. К тому же, не стоит забывать про то, что у деда очень раскатистый голос и большой посох.

В литературе тоже хватало своих милых великанов. Достаточно вспомнить Рубеуса Хагрида из серии книг «Гарри Поттер». Он является двухметровым тяжеловесом, но при этом любит животных и ведёт себя крайне спокойно. Также не могу не привести пример из русской литературы. К архетипу Нежного Гиганта легко можно отнести Пьера Безухова из романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Он является счастливым обладателей огромного роста и массивного тела, но всегда ведёт себя галантно и тихо.

-3

Но по-настоящему, на мой взгляд, архетип «Нежного гиганта» начал развиваться в кино и играх, потому что в них можно запихать очень много персонажей на задний план. Достаточно вспомнить Джулиана из фильма «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика. Это огромный накаченный мужчина, который ведёт себя со всеми кране вежливо и осторожно.

И таких героев масса. Основная причина, по которой все эти персонажи получают такой позитивный отклик от зрителей заключается в том, что, когда человек видит бугая, нюхающего цветочки и гладящего щеночки, у него возникает диссонанс в голове. Людям начинает казаться, что этот персонаж не такой, как все. Зритель проникается уважением к силу героя и к тому, что он умеет её сдерживать и направлять в нужное русло.

-4

Кроме того, таким персонажам любят добавлять трагическую историю. И это далеко не лишняя мера. Наоборот, она усиливает сопереживание и любовь к таким устрашающим, но милейшим персонажам. Из примеров таких несчастных нежных гигантов можно привести Клауса из одноимённого мультфильма.

-5

Но сейчас я продемонстрирую вам, пожалуй, квинтэссенцию всего архетипа. Самый несчастный, самый умилительный и самый любимый нежный гигант в истории всей мировой культуры (по крайней мере, у меня).

И это Джон Коффи из романа и фильма «Зелёная Миля».

Предупреждаю: дальше будут спойлеры. Если хотите посмотреть фильм или почитать книгу, то закройте эту статью.

-6

Вообще, сцена смерти этого очаровательного бугая, возможно, заслуживает отдельную статью, но я решил включить её в эту, потому что во многом именно благодаря архетипу «Нежного гиганта» в финале фильма достигается катарсис, который испытывает зритель.

Первое, на что обращает внимание человек при первом появлении Коффи, так это то, что он гигантский. Джон значительно превышает по росту всех людей, находящихся в тюрьме. Изначально нам действительно может показаться, что здоровяк совершил преступление, но сразу же возникает множество противоречий… Мы видим его вечно плачущим, он ведёт себя совсем не агрессивно (если сравнивать с остальными), да и к тому же, боится темноты.

-7

Чуть позже Коффи начинает творить настоящие чудеса. Он не только вылечивает людей от болезней, но и меняет охранников тюрьму. Из жестоких надзирателей они превращаются в людей. В это же время в глазах зрителя Коффи постепенно начинает становиться чуть ли не святым. Зритель воспринимает его не как ошибку, а как чудо, как огромную силу, дарованную землянам, которую они, видимо, не готовы были принять и полюбить.

И вот спустя какое-то время зрители узнают правду о Джоне Коффи. Он никого не убивал, а лишь оказался на месте событий с благими намерениями. В фильме очень хорошо противопоставляются Уильям Уортон (настоящий убийца) и Джон Коффи. Уортон мерзкий, мелкий и ничтожный человек, который постоянно смеётся и издевается над всеми. Коффи же огромный, но сдержанный мужчина, который даже этому Уортону смог сказать только то, что он «плохой». Такой человек просто не способен навредит кому-то.

-8

Ну и кульминация всего фильма: смерть Джона Коффи… Это, наверное, одна из самых лучших сцен в истории кино, и таковой её делают множество факторов.

Во-первых, несправедливость. Мы знаем, что Коффи невиновен, но его всё равно казнят. При этом чёрт, совершивший убийство до сих пор живёт, а чудесный человек с огромной силой, погибает просто так.

Во-вторых, реакция. Она, на самом деле, очень важна. Недостаточно показывать саму смерть. Важно, чтобы она давала какой-то эффект на персонажей. В глазах всех надзирателей тюрьмы читается обречённость и грусть. Все они плачут, но делают то, чего не должны были делать.

В-третьих, детали. Коффи даже за минуту до смерти остаётся таким же нежным и прекрасным существом. Он просит не надевать на него тряпку, потому что он боится темноты. Люди в зале ненавидят его и желают, чтобы боль, которую он ощутит, была адской. Всё это добавляет градуса трагичности.

Ну и последнее, неизбежность. Очень важно ввести зрителя в состояние обречённости и некой апатии, чтобы у него просто потерялся дар речи. Самые горькие слёзы человек проливает, когда осознает, что пути назад нет. И эта сцена на 100% справляется с задачей погружения зрителя в состояние безысходности.

-9

Джон Коффи для меня является просто великолепным персонажем и, пожалуй, лучшим представителем архетипа «Нежного гиганта». Разумеется, в этой статье я разобрал далеко не всех добродушных великанов, поэтому в комментариях пишите всех таких героев, которых вообще вспомните. Мне будет приятно.

Покойся с миром, Майкл Кларк Дункан и спасибо всем за то, что прочитали эту статью. Пока.