Найти в Дзене
Свет славы

Как московский часовщик стал одним из создателей мировых кинохитов

В жизни советского подростка Алика Сахарова были два важных события, которые определили его судьбу. Первое из них – камера "Кинолюбитель", подаренная родителями. Второе – фильм Тарковского "Зеркало", увиденный им лет в семнадцать. Этот фильм, как он сам признался, подействовал на него словно обухом по голове. "Зеркало" стал отправной точкой в личностном и творческом становлении Алика. Начну свой рассказ с самого начала жизненного пути этого незаурядного человека. Алик Сахаров родился 17 мая 1959 года в Ташкенте. Родного отца не помнит. Его растили мама, бабушка и дедушка. Мама работала медсестрой, дедушка был сапожником, а бабушка вела домашнее хозяйство. Это была обычная советская семья без телевизора. По родной улице Малогоспитальной ходили трамваи, поэтому мальчик мечтал стать водителем трамвая. Алик с мамой изредка ходили в кинотеатр. Алик в своих интервью вспоминает, как ходили на индийский фильм "Сангам", где он просто спал. Весной 1966 года в Ташкенте случилось разрушительное
Оглавление

В жизни советского подростка Алика Сахарова были два важных события, которые определили его судьбу. Первое из них – камера "Кинолюбитель", подаренная родителями. Второе – фильм Тарковского "Зеркало", увиденный им лет в семнадцать. Этот фильм, как он сам признался, подействовал на него словно обухом по голове.

Увлечения детства и юности

"Зеркало" стал отправной точкой в личностном и творческом становлении Алика.

Алик Сахаров (источник: Википедия.ру)
Алик Сахаров (источник: Википедия.ру)

Начну свой рассказ с самого начала жизненного пути этого незаурядного человека. Алик Сахаров родился 17 мая 1959 года в Ташкенте. Родного отца не помнит. Его растили мама, бабушка и дедушка. Мама работала медсестрой, дедушка был сапожником, а бабушка вела домашнее хозяйство. Это была обычная советская семья без телевизора. По родной улице Малогоспитальной ходили трамваи, поэтому мальчик мечтал стать водителем трамвая. Алик с мамой изредка ходили в кинотеатр. Алик в своих интервью вспоминает, как ходили на индийский фильм "Сангам", где он просто спал.

Весной 1966 года в Ташкенте случилось разрушительное землетрясение, после чего мама Алика решила перебраться в Москву.

В Москве родители Алика решили его занять чем-нибудь, чтобы не болтался почём зря, и отчим отвёл его на фотокружок, работавший в Краснопресненском доме культуры. Мальчик был заворожён магическим процессом проявления фотоплёнки. Скоро у него появился фотоаппарат "Смена-8М". Алик стал снимать всё, что хотел, изучал свет и другие технические моменты процесса. А его пятнадцатилетие совпало с рождением братика, и ему купили кинокамеру. Мама предложила сыну снимать ролики о брате. Алик интуитивно учился не только снимать отдельные коротенькие ролики, но и монтировать и создавать сюжеты.

После школы Алик устроился на работу в часовую мастерскую на улице Колхозной. А мама на страстное увлечение сына киноискусством сказала, что из него не выйдет ни кинозвезды, ни оператора, ни режиссера, ни литератора. Парень посещал подготовительные курсы филфака МГУ, но поступить не получилось. Так и остался он без высшего образования. Но отсутствие профессионального образования не мешало ему заниматься саморазвитием. Он писал стихи и рассказы, практически в стол.

В 1981 году семья эмигрировала в США, в Нью-Йорк. У Алика не было никаких планов, было тоскливо. Стал работать часовщиком на Манхэттене и продолжал писать. Годами мучила ностальгия.

Однажды его осенило создать документальный фильм о выходцах из Советского Союза. Купил камеры, оборудование. И сделал. Фильм ему показался примитивным и простеньким, но это было начало. Он подумал:

"Надо заниматься кино. Останусь часовщиком — просто брошусь с моста".

"Russian Touch", так назывался его фильм, показали даже на каком-то кабельном канале города. И из местной студии поступило предложение снимать ролики о товарах.

Года четыре прошло на этой работе. А там стали появляться другие заказы: рекламные ролики, музыкальные клипы, даже настоящие фильмы. Парень превратился из самоучки в настоящего оператора. Его взгляды сформировались под влиянием работ великих советских режиссёров – Андрея Тарковского, Александра Довженко, Юрия Норштейна, Сергея Параджанова, а также эстетики советского искусства и литературы. Он учился также на творениях великих художников – Тарковского, Антониони, Кубрика, Бергмана, Феллини.

"Я понял, что настоящим, большим художником может быть только человек огромной дисциплины, глубокой человеческой чистоты, красоты, скромности. Что как только начнешь думать о себе как о человеке большом и значительном — то все, пиши пропало. Именно скромность, постоянное стремление рыть глубже, думать яснее, чувствовать острее, слышать чище, воспроизводить проще и посейчас задают мне высочайшую планку. Так что я себя вижу в теперешнем "зеркале" точно таким же, каким видел себя в молодости, потому что все, бывшее возможным тогда, возможно и сегодня. Просто никогда нельзя давать уму и мыслям затвердевать."
Алик Сахаров.

Профессионал

С 1997 года Алик Сахаров стал сотрудничать с сетью телеканалов "HBO" и принимал участие в создании телесериалов "Клан Сопрано", "Секс в большом городе", "Декстер", "Игра престолов", "Рим".

А в 2008 году стал работать в качестве режиссёра. При съёмках первого сезона "Игры престолов" был оператором, а со второго сезона стал режиссёром этого популярного сериала.

Кадры со съёмок телесериала "Марко Поло":

Алик Сахаров режиссировал телевизионные сериалы (некоторые полностью, некоторые частично): "Декстер", "Подпольная империя", "Полиция Чикаго", "Пожарные Чикаго", "Американцы", "Марко Поло", "Чёрные паруса", "Плоть и кости", "Голиаф", "Карточный домик", "Озарк", "Ведьмак" и др.

Разумеется, у Сахарова множество наград и номинаций.