Почему взрослые испытывают грусть при чтении «Маленького принца».

  «Маленький принц» - это главное произведение Антуана де Сент-Экзюпери.

«Маленький принц» - это главное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Даже тем, кто еще не знаком с этой книгой, известны цитаты из нее, такие как "хорошо там, где нас нет" и "мы в ответе за тех, кого приручили". Поклонники французского писателя бережно хранят эту книгу с детства и неохотно делятся ею с кем-либо, даже на короткое время. Что же заставляет взрослых читателей часто плакать, перечитывая сказку о звездном мальчике?

Почему, будучи серьезными взрослыми, мы так грустим по судьбе главного героя, который не может просто вернуться на свою планету? Или, возможно, мы не можем принять тот факт, что для этого ему приходится пройти через страхи и страдания? Но в таком случае, логичнее было бы разозлиться на автора и закрыть эту книгу с горечью. Однако текст сказки-притчи о Маленьком принце, кажется на первый взгляд невероятно простым, но при ближайшем рассмотрении, можно заметить, что он полон глубоких и важных символов.

  «Маленький принц» - это главное произведение Антуана де Сент-Экзюпери.-2

Психологи говорят, что мы часто не можем объяснить причины наших слез, когда кто-то сумел задеть то, что лежит в самом глубине нашей души. Особенно это удается тем, кто умеет открыть нашему внутреннему ребенку дверь в сердце. И Антуан де Сент-Экзюпери, который сохранил связь с "маленьким другом ... в своем сердце", является мастером в этом.

Идея "внутреннего ребенка" существует в мировой культуре уже несколько тысячелетий, и концепцию приняли на вооружение практикующие психологи и психотерапевты. Многие из них считают эту часть нашей личности "истинным я", которая отражает нас такими, какие мы есть на самом деле.

Основатель трансактного анализа, Эрик Берн, называл "ребенком" ту часть нашей личности, которая отвечает за творчество, интуицию, искренние чувства и подлинные желания. А Карл Юнг и его последователи выделяли архетипы, такие как Божественное Дитя, Самость и Инфантильная Тень. Именно Божественное Дитя приносит в нашу жизнь радость, игру и легкомыслие. Это символизирует надежду на будущее, вечную молодость и возрождение.

  «Маленький принц» - это главное произведение Антуана де Сент-Экзюпери.-3

Маленький принц из повести Антуана де Сент-Экзюпери стал одним из главных образов в литературе XX века, воплотив в себе черты Божественного Дитя. Этот внутренний ребенок героя (и, возможно, самого автора) является источником жизни (или психической энергии). Писатель видит эту жизнь именно в детском, прямом и немного наивном взгляде на мир!

Для многих из нас, кому удалось избежать серьезных психологических травм, детство было полным любопытства и радости. Это тот смех, который отличает Маленького принца от взрослых! Именно детская непосредственность позволяет нам видеть барашка сквозь стенки нарисованного ящика, именно она вызывает тоску у Антуана де Сент-Экзюпери. И мы разделяем его тоску, вспоминая связь со своим внутренним ребенком. И если мы действительно выросли и наша личность сформировалась гармонично, мы отпускаем эту историю, потому что наша грусть - светлая.

Но что происходит с теми, у кого детство было трудным? Что, если в их жизни произошло нечто, что оставило неизлечимые раны? В таких случаях светлая грусть перерастает в глубокую душевную боль, словно касание раны, которая еще не зажила. История дружбы между летчиком и мальчиком со звезды особенно трогает тех, у кого внутри есть "потухший вулкан".

  «Маленький принц» - это главное произведение Антуана де Сент-Экзюпери.-4

Когда наше детство омрачено виной, обидой и отчаянием, это наносит нам раны. "Раненый ребенок" продолжает жить в нашей взрослой душе, если мы храним свои детские слезы и разочарования, не зная, как справиться с этой болью. Люди в таком положении чаще слушают своего внутреннего Родителя, который заставляет их вести себя "как положено", вместо того чтобы прислушаться к Взрослому, который знает, как поступить в конкретной ситуации. Психоаналитики юнговского направления называют это слиянием Самости с Инфантильной Тенью, то есть, с ядром личности и детскими чертами, которые мы отвергаем и стараемся не проявлять во взрослой жизни.

Главная трагедия Маленького принца не сводится к его ссоре и расставанию с Розой (по юнговской терминологии, с Анимой), а в том, что он не принял помощи взрослого (летчика) и не разрешил конфликта между дружбой с Лисом и своими чувствами к Розе. Воплотившись на планете людей, он не нашел свое место в их мире и был вынужден вернуться на свой маленький астероид. Что касается летчика, он так и не смог найти свою Самость, вместо этого он слился с теневой частью Божественного Младенца (возможно, и сам Экзюпери страдал от депрессии в последние годы своей жизни). Иными словами, трагедия дружбы летчика и звездного мальчика заключается в том, что они допустили слияние, но не смогли сохранить свою самостоятельность и ответственность друг за друга.

  «Маленький принц» - это главное произведение Антуана де Сент-Экзюпери.-5

"Но я немного успокоился. Не совсем, конечно... Но я знаю, что он вернулся на свою планету, потому что я не нашел его тела на песке, когда настал рассвет. Оно не было таким тяжелым. А по ночам я люблю слушать звезды. Они словно пятьсот миллионов бубенцов..."Повесть Экзюпери настолько соответствует юнговскому подходу к психотерапии, что в тексте мелькают Тень и негативная часть Божественного Младенца, которую называют Инфантильной Тенью. Первый архетип воплощается в образе Змея, предлагающего Маленькому принцу смерть как способ избежать жестокой реальности. Второй архетип раскрывается через образ Лентяя, мальчика, планету которого уничтожили корнями баобабов из-за его легкомыслия.

Самой уязвимой точкой в душе Маленького принца и, к концу повести, летчика, остается его астероид Б-612, где чужой земной барашек может поглотить как баобабы, так и Розу. Ни в страданиях от капризов Розы-Анимы, ни в дружбе с Лисом, ни в путешествиях по другим планетам этот вечно юный герой так и не находит себя.

В данной ситуации представляются возможными несколько сценариев взрослой жизни для Маленького принца, которые предлагают жители астероидов. Хотя некоторые из них, такие как модели Короля, Честолюбца, Пьяницы и Дельца, не привлекают главного героя из-за их пустоты, Фонарщик и Географ кажутся ему интересными представителями взрослых. Фонарщик, несмотря на свою смешную внешность, остается верен своему слову и делу, а книги Географа могли бы помочь ориентироваться не только на земле, но и в пустыне.

  «Маленький принц» - это главное произведение Антуана де Сент-Экзюпери.-6

Антуан де Сент-Экзюпери, автор Маленького принца, в некотором смысле предсказал свою раннюю смерть. Его роковые числа – номер самолета и количество закатов в последний грустный день героя – указывают на это. Но благодаря памяти о нем и его трагической судьбе, все "раненые дети" имеют возможность не повторять путь летчика. Тем, кому захочется выбраться из своей эмоциональной "пустыни", придется столкнуться с одним из противоречий, перед которыми стоял автор.

"Вот мой секрет, он очень прост: главное видеть сердцем, а не глазами".

Контакт с внутренним ребенком может придать силы для творчества и ежедневных забот. Однако он также несет опасность смешения ядра личности с этим архетипом. "Вечный ребенок" никогда не будет взрослеть и не сможет полноценно связаться с реальностью, что необходимо для счастливой жизни на Земле. Все это происходит потому, что даже у самого светлого и радостного "Пуэра" всегда присутствует "Тень", которая жестока по отношению к другим людям и не заботится о "баобабах" страхов и комплексов, которые могут представлять угрозу для личности. Однако это не значит, что нужно жить в отчаянии или избегать внутренних конфликтов. Вместо этого стоит каждый раз, обнаруживая маленький росток баобаба, стремиться "ухаживать" за своей планетой и самим собой.

Теги:

Книги, психология.