Найти тему
6,9K подписчиков

«Кяризы». ч. 5. У костра

714 прочитали
Мы с замполитом вернулись с обхода постов сторожевого охранения. Он сам напросился со мной за компанию и стойко перенёс трудности ночной инспекции.

Мы с замполитом вернулись с обхода постов сторожевого охранения. Он сам напросился со мной за компанию и стойко перенёс трудности ночной инспекции. Спать абсолютно не хотелось, тем более что до полуночи нам удалось прикорнуть пару часов. У костра, разведённого в небольшом углублении, нас ожидали старшина и Печенегов. Оба поднялись с ящиков, отдавая дань старшинству моего звания и должности. «Надо же? – С иронией подумал я. - А ещё вечером пытались проверить реакцию и выдержку. Никак дошло наконец, что с «детсадом» пора завязывать?». С невозмутимым видом опустившись на свободный ящик, я прислонил автомат к колесу бронетранспортёра и, непроизвольно покряхтывая, снял радиостанцию со спины:

- Садитесь, чего стоите? В ногах правды нет…

Виктор смущённо улыбнулся и присев, сказал, почему-то глядя в небо:

- А мне показалось, что вы обиделись нынче в столовой.

Мне стало смешно и одновременно спокойно на душе:

- А если и обиделся, то сейчас вы как бы извиняетесь? Я правильно понимаю? Или индульгенцию на будущее зарабатываете? Ну, чтобы иметь возможность продолжить эксперименты надо мной. Если вдруг скучно станет?

Старший лейтенант вздохнул с видимым облегчением и посмотрел мне в лицо:

- Ладно, командир. Чего уж там? Глупо получилось. - Несмотря на темноту и сполохи костра было видно, что парень говорит от души. - Хотели подшутить, а вышло… Извините.

- Проехали. Кстати, можно на «ты». Я не против. Если только не перед строем …

- Спасибо, командир. Как там, в охранении? Замечания есть? Новый взгляд… Новая метла… Ну, вы понимаете.

Я закурил и подвёл итог ночному обходу:

- Всё в порядке. Народ не особенно нуждается в дополнительных стимулах. Бойцы опытные. Понимают, что к чему. Что тут скажешь? Выучка чувствуется…

В глазах зама мелькнула искра гордости. Оно и понятно. Старлей служил в роте уже целый год, а значит, что в выучке личного состава есть и его заслуга. Немного помолчав, Виктор задал вопрос, который, очевидно, засел у него в мозгу:

- Командир! А что за фишка такая - разводить костры только в ямах?

И замполит, и старшина с нескрываемым любопытством смотрели на меня. Куда деваться? Я потёр натруженные ремнями радиостанции плечи и подкинул в костерок пару щепок:

- В Забайкалье служил у меня во взводе солдат-иркутянин. Настоящий и потомственный промысловик-охотник. Невысокий, коренастый и очень сильный. Он-то мне и рассказал на досуге, что в тайге страшно не медведя встретить, а человека… Там даже ритуал сложился: при встрече люди ещё издали поворачивают оружие казённой частью вперёд и переламывают стволы, демонстрируя, что нет у них злого намерения. На ночёвке тоже принимаются меры предосторожности. Ну, чтобы ни лесничего, ни чужака какого не привлечь. Потому и разводят костры в ямах. Если злодей удумает недоброе, то хорошо прицелиться даже с близкого расстояния не получится. Отблеск костра из ямы силуэт размывает, потому и шансы выжить повышаются.

Старшина уважительно резюмировал:

- Сибиряки - они такие. Столицу во время войны спасли…

Старлей, напротив, с сомнением посмотрел на меня:

- Не верю. Всё равно силуэт фигуры виден. Что из ямы, что без ямы. Вы сами-то проверяли?

Я отрицательно помотал головой:

- Как-то не довелось… Да и зачем? Хорошим солдатом был этот охотник. Даже если и приврал, то самую малость. А мы обязаны все меры принять. Пусть даже мелкие и странные на первый взгляд… Для сохранности жизни парней. Чтобы повысить шансы на выживание.

Замполит даже крякнул от досады:

- Ты, командир, как-то чудно разговариваешь. Как будто сто лет на земле прожил. Тебе ведь тоже впервые порох понюхать пришлось. Здесь, за речкой?

- Твоя правда, комиссар. Просто один, очень умный человек, наказ мне дал, провожая в командировку. «Береги своих солдат, капитан! Мальчишки они. Матери их дома ждут. Живыми». Я ему пообещал. Сами понимаете, обещание исполнять надо…

Виктор неестественно рассмеялся:

- Да что с нами случится может! Товарищ капитан? Ротный район, считай, в глубине находится. Практически в тылу… Войска вокруг. Да и наше охранение. Сами сказали, что всё нормально…

Я вдруг почувствовал усталость, но не ответить не мог:

- Запомни, Витя! Ошибается тот, кто считает, что с ним ничего плохого случится не может. Что война стороной его обойдёт. Поверь, так не бывает. У меня к тебе просьба есть: я намедни радиста своего в отставку отправил. В распоряжение Зайкина. Ты мне его завтра пришли. Мне как-то неудобно самому.

Зам с лёгкой ехидцей взглянул мне в глаза:

- Что, тяжела командирская рация? Плечи, небось, натерла?

Я невозмутимо ответил:

- Тяжела… Почти пятнадцать кило. Вот только я ему радиостанцию не отдам. Володя будет её обслуживать… Батареи менять, ну и дежурить во время моего отдыха. Я ведь не могу без сна обойтись. Да и не виноват он. Кто-то его надоумил «проверку» мне устроить. Вот и купился пацанёнок... Надеюсь, урок на пользу ему пошёл. Всё! Давайте отдыхать. Кто сейчас на хозяйстве? Ты старлей? Тебе и рация в руки. Владей…

Продолжение следует.

Ч. 4. https://dzen.ru/media/id/5ec8dc26b0fd9d46fdb0f971/kiarizy-ch-4-detskie-igry-na-svejem-vozduhe-64e8899ddff0dd711679e29f

Повести и рассказы «афганского» цикла Николая Шамрина, а также обе книги романа "Баловень" опубликованы на портале "Литрес.ру" https://www.litres.ru/