Античная история не знает аналогов уникальному случаю, когда после взаимного подписания мирного договора в 201 году (здесь и далее все даты до новой эры) между двумя воюющими государствами, Римом и Карфагеном, военачальник вопреки решению своего правительства продолжил самостоятельное ведение крупномасштабных боевых действий вдали от родины. Я имею в виду карфагенского полководца Гамилькара Пена, который по не понятной для современных исследователей причине на протяжении примерно трех лет после окончания второй Пунической войны продолжал борьбу с Римом в Цизальпийской Галлии. По скудным и противоречивым данным летописцев Гамилькар Пен в 200 году поднял мятеж в Галлии против римлян и был разбит претором Луцием Фурием в том же году или три года спустя. В сражении погибло 35 000 мятежных галлов и сам Гамилькар Пен. По другим сведениям карфагенский военачальник попал в плен и был проведен в триумфальной процессии в Риме. На родине Гамилькар Пен был объявлен изгнанником.
На информационном форуме в обсуждении темы второй Пунической войны в комментариях было выдвинуто предположение, что Гамилькар Пен являлся «засланным «казачком» Ганнибала Барки с целью ослабления влияния Рима на территории Северной Италии. Я считаю эту версию не соответствующей действительности. Именно Ганнибал в жесткой и ультимативной форме настаивал в карфагенском Сенате на незамедлительном заключении мира с Римом после почти полного уничтожения пунической армии в битве при Заме. И в случае нарушения достигнутых условий мирного договора у римлян появлялся весомый предлог для отправки в Африку карательного экспедиционного корпуса при полном отсутствии возможностей обороны города у карфагенян.
В источниках современных исследователей и без того скудные сведения о Гамилькаре Пене рознятся. Кто-то считает, что он служил при армии Гасдрубала Барки, другие авторы полагают, что он являлся военачальником в войске Магона Барки. Воспользовавшись тем, что римляне перебросили свою армию на войну с Македонией, Пен возглавил восставшие племена инсубров, ценоманов, бойев, целинов, ильватов и других лигурийских и галльских народностей. Повстанцы разграбили Плаценцию и приступили к осаде другой римской колонии – Кремоны, которая растянулась на месяцы и позволила римлянам перебросить значительные воинские контингенты в Северную Италию. Сенат также отправил послов в Африку с требованием, чтобы карфагеняне выдали Риму Гамилькара Пена, так как его действия нарушали условия мирного договора. Послы получили правдивый ответ, что Пен не подчиняется правительству и на родине объявлен изгнанником. В последовавшем сражении под стенами Кремоны 40-тысячное войско галлов было разбито подоспевшими римскими легионами под предводительством претора Луция Фурия Пурпуриона. Только 6000 галлов спаслись бегством. Было убито или взято в плен 35 000 мятежников. В сражении также погибли две тысячи римлян и их союзников. По двум сообщениям одного и того же летописца в лице Тита Ливия говорится, что Гамилькар Пен погиб в битве. Но в другой своей книге Ливий утверждает уже обратное, говоря, что карфагенский полководец был пленен и проведен в триумфе. Датировка битвы также затруднительна, так как Ливий рассказывает об одном и том же сражении дважды, но приводит его разные годы – 200 и 197. О том, насколько римляне серьезно опасались восстания, свидетельствует тот факт, что после одержанной победы Сенат постановил в Риме три дня возносить дарственные моления богам.
Отдельные исследователи полагают, что Гамилькар Пен мог являться аристократическим уроженцем Галлии, но служил в качестве наемника в карфагенской армии, получив при этом новое благозвучное пуническое имя. Однако по свидетельству Ливия в Карфагене римским послам было заявлено о том, что имущество Гамилькара Пена изъято и конфисковано в пользу государства. В таком случае, он однозначно родился в самом Карфагене или в пределах Северной Африки. Существуют версии, что Пен принимал участие в битве с римлянами при Метавре в 207 году и с остатками карфагенской армии Гасдрубала Барки после отступления оказался среди галльских племен, наладив с ними дружеские отношения. В 205 году он присоединился к высадившейся на лигурийском побережье карфагенской армии Магона Барки и после поражения в сражении с римскими легионами остался в Цизальпийской Галлии. Когда Ганнибал в 203 году стягивал все свои воинские контингенты в Африку из Италии, Лигурии и Иберии, по неизвестным причинам Гамилькар Пен не подчинился приказу стратега. Вполне возможно, что это не являлось самоуправством, а было согласовано с руководством армии. После отплытия в Африку Ганнибал на территории Италии оставил часть воинов в различных городах Бруттия с целью несения там гарнизонной службы. Гамилькар Пен также мог возглавить воинский гарнизон захваченной Генуи, после того как армия Магона отправилась на помощь брату в Африку.
Возникает естественный вопрос – почему общее командование объединенной галльской армии было доверено карфагенянину в лице Гамилькара Пена? Античная история знает несколько подобных случаев, когда армиями государств управляли иноземные военачальники. К примеру, спартанцы Ксантипп, Гилипп и Агесилай, возглавляли соответственно карфагенскую, сиракузскую и египетскую армию по причине отсутствия опытных стратегов из числа собственных граждан. Не исключено, что галльские вожди также доверили командование Гамилькару Пену объединенной армией своих племен по причине признания его дарований полководца и имеющегося опыта ведения боевых действий, хотя сами принимали непосредственное участие в восстании. Об этом свидетельствует тот факт, что три галльских вождя были захвачены римлянами в плен в сражении при Кремоне. После окончания второй Македонской войны римляне перебросили в Северную Италию значительные воинские контингенты, и в 197 году консул Квинт Минуций напал на племена бойев и разорил их земли. Другой консул Корнелий Цетег в это же время смог нанести поражение инсубрам и их союзникам ценоманам. Два года спустя разбитые Сципионом Назиком галльские племена на территории Северной Италии были вынуждены окончательно покориться римлянам.
В некоторых публикациях российские авторы крайне негативно относятся к деятельности претора Луция Фурия Пурпуриона в должности начальника вверенной ему в управление провинции. К примеру, в статье «Последний воин Ганнибала Барки или вторая с половиной Пуническая война» канала «Император» автор называет претора «раздолбаем» и мотивирует свое высказывание тем, что: «Легионы ушли в Македонию, а Пурпурион распустил войска, оставив 5000 союзников». Но претор перед началом восстания галльских племен распустил войско не самовольно и не по причине своего халатного отношения к должностным обязанностям, а исполняя полученный приказ римского Сената. При анализе подобных статей у меня всегда возникает естественный вопрос: А судьи – кто? О полном отсутствии даже поверхностных знаний античной истории автором критических высказываний в адрес претора свидетельствует тот факт, что по его мнению: «После битвы при Метавре Гамилькар Пен оказался среди нумидийцев, галлов и племен, населяющих Лигурию (северо-запад Апеннинского полуострова)». Вот так. Оказывается, проживающие на территории Северной Африки нумидийские племена по ошибочному убеждению автора статьи населяли противоположное европейское побережье Средиземного моря.
В группе «Хомячок-историк» в публикации: «Последний воин Ганнибала Барки» автор пишет: «Впрочем, римляне тоже тупили. Провинцией в то время руководил претор Луций Фурий Пурпирион. А теперь о том, чем он руководил: легионы ушли в Македонию, а ополчение из отслуживших легионеров никто не созывал – так что под рукой у претора было 5000 союзников в лагере при Аримине». В данном случае изъясняясь языком автора статьи, «тупит» именно он, а не римляне. Какие могли быть отслужившие срок легионеры в то время в еще не профессиональной римской армии, тем более, что на территории Цизальпийской Галлии к 200 году существовали только две римские колонии Плаценция и Кремона с численностью колонистов по 6000 человек каждая. К тому же одна из них уже была разрушена галлами, а другая – осаждена. И набирать армию претор Пурпурион мог только после разрешения римских властей, которые он уведомил о начале восстания и получил в командование для подавления мятежа галльских племен консульскую армию. В связи с вышеизложенным я бы порекомендовал автору статьи из названия своего канала «Хомячок-историк» убрать последнее слово.