Здравствуйте, дорогие друзья !
Кыргызстан - горная страна с сопутствующими проблемами в строительстве и обслуживании дорог. Кроме того, чтобы добраться до самых красивых мест, нужно уезжать в слабо населенные, дикие места. И тут встают вопросы, ехать ли за рулем; брать ли супер проходимую машину; а смогу ли я проехать?
На своем маршруте, который я описал в этой статье, мы проехали много горных дорог и доезжали до достаточно далеких мест. Сейчас я расскажу вам о качестве дорог в Киргизии по самым разным направлениям.
Трасса Бишкек - Нарын - Туругарт (А365).
Это важнейшая артерия страны. Дорога идет из столицы в Китай. Собственно поддерживают ее в отличном состоянии. Большую часть пути вы будете ехать по трассе 2х2 полосы с отбойником и качественным асфальтом.
Однако ожидать бесперебойного стабильного движения не стоит. Кыргызы еще не успели (а кое-где невозможно) построить объездные вокруг многочисленных аилов и городов на пути. Так что на пути вас ждут лежачие полицейские, пешеходные переходы и ограничения скорости. Ну и добавьте сюда многочисленные серпантины, отнимающие средние показатели скорости, а значит и время.
В то же время, дорога очень красивая. Сначала от столицы ехать не слишком интересно, однако спуск к Иссык-Кулю классный. А далее весь путь до Нарына проходит с разнообразными ландшафтами и горами всех цветов. После Нарына и серпантина за ним вы въезжаете в долину, где по обе стороны возникают высокие заснеженные горы. Однако здесь случаются небольшие волнистые участки на дороге. В общем, ехать и красиво, и комфортно
Трасса Бишкек - Каракол (А363).
Северный участок дороги сильно отличается от южного. На севере примерно до Чон-Орюктю идет шоссе, которое продолжается от А365. Здесь организовано движение 2х2, есть разделители. Далее идет 1х1 хорошего качества. Однако все также придется постоянно оттормаживаться в бесконечных населенных пунктах. Здесь много камер, постоянно дежурят ГАИ, надо быть аккуратным.
Южное побережье совершенно другое. Здесь намного меньше поток машин и в принципе туристов. Соответственно, тут меньше населенных пунктов. Скорость движения должна быть больше, но есть одно НО!
Дорога не очень хорошего качества. Здесь, судя по отзывам, ведут ремонт уже несколько лет. После Тосора большая часть пути - грейдер. До Тосора рядом с Барскооном начинаются постоянные объезды, прямо как в Приморском крае. Лишь на подъезде к Балыкчи появляется асфальтовое поле. Но оно никак не размечено, просто уже положили и убрали ограждения. Так что смотрите по ситуации, возможно быстрее из Каракола будет вернуться по северному побережью.
Григорьевское и Семеновское ущелья.
Это, пожалуй, самые популярные и наполненные туристами места страны. Очень удобно заехать в одно из них и выбраться через другое. Проехать может любая машина. Здесь нет сильных подъемов и спусков, промоин или камней. Да, в Григорьевском ущелье бывают не слишком приятные места, но дорогу одолеет идущий. Пусть медленно, но проедет любой седан.
В Семеновском ущелье вообще все идеально ровно. Здесь даже городской автомобиль может разогнаться и нестись навстречу горам. Да, при переезде через ущелье, будет тяжело в горку, но оно того стоит!
Однако это актуально только для основной дороги. Если вы хотите отправиться к озерам в Григорьевском ущелье, то лучше не рисковать. Есть моменты, где проедет любое авто. Но они обязательно упираются в какую-нибудь канаву/промоину/ручей или что-то в этом духе. Зато именно здесь я впервые покатался по полям в прямом смысле: нет дороги, только след от предыдущего посетителя, вокруг горы, а из ориентиров только направление главной раздолбанной колеи.
Трасса Каракол - Иныльчек (А364)
Этот участок дороги строился в 1980-е годы. Планировалось активно осваивать бассейн реки Сары-Джаз и в частности для этого был построен целый город Иныльчек. Увы, страны не стало, как и плано по хозяйственному освоению территории.
Дорога сюда также проезжаемая для легковых автомобилей. До Ук-Булуна отличный асфальт, потом он появляется местами. Однако приятнее ехать по грунту, проработанному грейдером. На перевалы подниматься приходится также по грунту. Мы приехали после осыпи, техника равняла и расчищала участок прямо на серпантине. Так что буквально метров 300-400 было не очень, а вообще - супер. Летишь и смотришь на горы - красота.
После КПП начинается сплошной асфальт. Да, он не самый лучший. Я бы даже сказал, что грейдерная дорога более предсказуема. Однако и тут стабильно ехать 60 км/ч можно. В общем и целом, мы потратили 3,5 часа в одну сторону, с остановками на фото и завтраком (перекусом). Ну а в городе дорога совсем супер!
Трасса Барскоон - Кара-Сай (А364)
Еще один участок трассы из прошлого пункта. Почему дорога одна, а места разные? Все просто. Все в те же 1980-е планировало осваивать территории р. Сары-Джаз и Карасай. Но не удалось замкнуть кольцо. А данная грейдерка позволяет попасть на одну из самых крутейших достопримечательностей Кыргызстана - плато Арабель.
До поворота на Кумтор дорога вообще великолепная. Грейдеры очень стараются. Трасса широкая, ровная, без каких-либо ямок и выбоин. Ее даже поливают, чтобы не было пыли.
После чуть ухудшается и сужается. Однако все равно остается очень хорошего качества. Перевал Суек очень живописный и вполне преодолевается на обычном легковом авто. Советую посетить это место всем!
Важно отметить, что очень хочется свернуть с главной трасы на Кумтор или в противоположную сторону. Вот тут есть проблемы. На Кумтор вас не пустят. А вглубь сырта вы вряд ли проедете, там уже грунт + болотистая местность. Нужна более проходимая машина, чем Kia Rio или подобное.
Дорога на Сон-Кель (перевал Калмак-Ашуу)
Ездили мы только через этот перевал. На 33 попугаях, Молдо-Ашу не бывали, ничего не скажу. Однако по отзывам, там дорога похуже, чем на Калмак-Ашуу.
Итак, здесь дорога похуже, чем во всех предыдущих локациях. До серпантина на Калмак-Ашуу ведет обычный грейдер, ехать стабильно можно 60-100 км/ч. Однако затем начинается достаточно продолжительный подъем на перевал. Здесь уже не так удобно. Как минимум, здесь немного узко, а также есть ненавистные мне промоины. Однако и здесь можно проехать на легковом автомобиле, но аккуратно.
Отдельно скажу про дорогу на самом озере. Вокруг озера ее по сути нет. Есть только поле и направление. Каждый выбирает проезд на свой вкус и риск. Вот здесь я почувствовал настоящую дикую свободу. Очень живописно и круто. Однако некоторые места проедет не любая машина. Легковушкам надо быть аккуратнее при штурме нескольких бродов и оврагов. Я бы не советовал соваться вглубь без подготовки или в принципе не седанах.
Дорога на Кель-Суу.
Перечитал наверно все в Интернете про эту дорогу. Но до начала путешествия так и не понял, что мне ждать. Кто-то писал, что обязательно нужна 4х4 машина. Кто-то, что дорога опасная и сложно проходимая. Однако я понял, что точно постараюсь ее проехать. И знаете что?
Ездить к Кель-су точно можно на легковом автомобиле. С уже упомянутой трассы А365 сворачиваем на Ак-Муз и сразу попадаем на сносный равнинный грейдер. В самом аиле внезапно появляется новенький асфальт. И как же приятно его слушать, а точнее слышать тишину после грейдера! Но этого счастья будет не много.
Сразу после опять начинается грейдер. И длится он очень очень очень долго. Дорога - одна из самых скучных, которые мы посетили. По бокам здесь даже не горы, а какие-то холмы.
Однако после переезда по мосту через Аксай - совсем другое дело. Дорога начинает вилять по ущелью, по бокам начинают появляться силуэты гор и ущелий. Последние 15-20 км до юрточных лагерей очень красивые. А вот 100 км до этого участка - самые унылые за нашу поездку.
Итак, стоило ли бояться дороги сюда? Однозначно нет. Опять же, я не ставил задачу добраться до самого озера на машине. Мне хватило доехать до юрт, оставить там авто и пройтись 1,5 часа в одну сторону по достаточно легкой тропе. И вот до этих юрточных лагерей проедет и легковушка!
Что же получается в итоге? В Киргизии совсем не обязательно брать джип/кроссовер или подобные авто? Ну если собираетесь ездить по данным дорогам - да. Если же хотите проехать через Тосор - там огромные камни и не любой внедорожник проедет. Так что отталкивайтесь от маршрута.
Однако я все же рекомендую брать машину с более высоким клиренсом. Во-первых, разница в собственных ощущениях. Вам предстоит долгие часы ехать по грейдеру. А хорошая подвеска поможет провести их с большим комфортом. У вас меньше будут трястись кости/руки/ноги.
Во-вторых, все дело в скорости. Я написал, что по всем дорогам проехать можно. Но с какой скоростью? Там, где вы на лексусе даже не притормозите, на Киа придется карабкаться 5-10 км/ч. Так что переплачивая за внедорожник, вы платите за большее количество мест, которые успеете посмотреть.
В-третьих, вы сэкономите нервы и будете более развязаны в выборе путей, если возьмете внедорожник. Проезжая на легковушке, вы, скорее всего, будете лишены возможности свернуть с маршрута, выбрать поехать по полю или высушенному руслу реки. А на внедорожнике сможете. Но выбор за вами!