Найти тему
Родина на Неве

Особняк «рэкетира», ваятеля и Фрика

В охранный реестр включён дом №16 по 1-й линии Васильевского острова. За 300 лет у этого особняка «для именитых» было много хозяев и замечательных жильцов. Но первым был герольдмейстер Петра Великого.

За скромным фасадом — большая история
За скромным фасадом — большая история

В единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения включён «Дом С.А. Колычева. В 1793-1802 годах здесь жил скульптор М.И. Козловский; в 1817-1830 годах жил архитектор В.П. Стасов» (1-я линия В.О., д. 16а). Соответствующее распоряжение главы комитета петербургской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры опубликовано на днях.

С 2001-го дом входил в перечень вновь выявленных в Санкт-Петербурге объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Правда, прежде его «маркировали» как «Дом М. П. Козловской (Ошеметковых)».

«Лицевое строение на современном участке под №16 по 1-й линии построено в начале 1720-х годов в соответствии с проектом “образцового” дома для ”именитых” как каменный двухэтажный дом на высоком подвале», — говорится в акте государственной историко-культурной экспертизы этого дома.

Дело в том, что примыкающая к Неве и стрелке Васильевского острова территория по мысли Петра Великого предназначалась для застройки аристократическими домами, поскольку основатель Санкт-Петербурга именно здесь мыслил устроить центр столицы Российской империи.

Участок на 1-й линии, который теперь фигурирует под №16, был дарован Степану Андреевичу Колычёву (около 1660-1735) — представителю древнего боярского рода, имеющего общих предков с царской, а затем и императорской фамилией Романовых.

КстатиЗа плечами этого хозяина участка на Васильевском острове — служба царским комнатным стольником, заграничное «обучение наук воинских дел», Семёновский полк, ранение в битве под Нарвой и переход на гражданское поприще с пожалованием почётной шпаги. Далее Колычёв был комендантом нескольких крепостей, организовывал по поручению Петра I всероссийский смотр дворян, был первым герольдмейстером Российской империи, то есть «заведовал» составлением родовых, городских и губернских гербов «по правилам теоретической геральдики». Далее этот «номенклатурщик» возглавлял Юстиц-коллегию и исполнял должность генерал-рекетмейстера при Сенате (не подумайте ничего плохого — он принимал и докладывал прошения и жалобы).

Участком на 1-й линии Васильевского острова Колычёвы владели примерно до 40-х годов XVIII века. Кроме лицевого дома здесь были построены и деревянные служебные флигели. После смены нескольких хозяев эту недвижимость в 1793 году купил выдающийся русский скульптор Михаил Козловский. В период жизни в этом доме ваятель создал памятник генералиссимусу Суворову, статую Самсона для главного фонтана Петергофа и другие произведения.

Рельефный портрет Михаила Козловского работы Василия Демут-Малиновского
Рельефный портрет Михаила Козловского работы Василия Демут-Малиновского

Михаил Иванович Козловский (1753-1802) — выдающийся скульптор, мастер русского классицизма, академик Императорской Академии художеств, автор памятника генералиссимусу Александру Суворову в Санкт-Петербурге. Его работы представлены в крупнейших музеях России (в основном в Русском музее и Эрмитаже). Отлитый в 1801 году мастером Василием Якимовым новый Самсон стал последней крупной работой художника. Первоначально был похоронен на Смоленском кладбище, в 1931-м прах и надгробный памятник перенесены на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры.

Самсон Козловского на довоенной открытке
Самсон Козловского на довоенной открытке

Об истории петергофского фонтана «Самсон, разрывающий пасть льва» и работе Козловского над этой статуей «Родина на Неве» уже подробно рассказывала. С этой публикацией можно ознакомиться здесь.

Дом на 1-й линии некоторое время принадлежал наследникам скульптора, а затем некой надворной советнице Марье Дембицкой, которая продала его в 1815 году со всеми строениями тоже надворной советнице Наталье Ошеметковой. Её семейство владело этой недвижимостью до 1840-х. В 1817-1830 годах здесь жил выдающийся петербургский архитектор Василий Стасов.

Василий Петрович Стасов (1769-1848) — русский зодчий, представитель позднего классицизма. Родился в Москве, учился в гимназии при Московском университете, по семейным обстоятельствам с 14-летнего возраста работал (в 1783-1794 годах) в Московской управе благочиния — сначала чертёжником, а позднее помощником архитектора. К концу 1790-х стал проектировать самостоятельно. В 1802-1808 годах именным указом Александра I был отправлен во Францию и Италию «для усовершенствования знаний». С 1808-го работал в Петербурге. Академик Императорской Академии художеств (1811).

Москвич Василий Стасов построил множество прекрасных зданий 
в Санкт-Петербурге
Москвич Василий Стасов построил множество прекрасных зданий в Санкт-Петербурге

1816-го — один из основных членов столичного Комитета для строений и гидравлических работ. С 1817-го ведал строительством при императорском дворе. В 1810-е выполнил более 100 образцовых проектов жилых домов, оград и хозяйственных строений для использования в провинциальных российских городах.

Среди наиболее значительных построек Стасова — казармы Павловского полка на Марсовом поле, Конюшенное ведомство и Ямской рынок (об этих объектах «Родина на Неве» рассказывала подробно, с публикациями можно ознакомиться здесь и здесь).

В Царском Селе по проектам Стасова построены чугунные ворота «Любезным моим сослуживцам» (1817-1821), Манеж (1819-1821), Большая оранжерея (1820-1823) и Конюшенный корпус (1823). В конце 1820-х и в 1830-е архитектор возвёл в Петербурге Преображенский (1827-1829) и Троицкий (1828-35) соборы, Нарвские (1833) и чугунные Московские (1834-1838) триумфальные ворота (о последних «Родина на Неве» тоже подробно рассказывала, статью можно прочитать здесь).

Величественные Московские ворота сейчас капитально реставрируются
Величественные Московские ворота сейчас капитально реставрируются

Кроме того, зодчий достроил собор и западные келейные корпуса Смольного монастыря и оформил их интерьеры в духе классицизма (1832-1835), восстановил после пожара 1837 года фасады, несколько парадных залов и церковь Зимнего дворца (1838-1839).

В XIX веке дом №16 по 1-й линии Васильевского острова, конечно, претерпел некоторые изменения, которые отдалили его внешний вид от разработанного Жаном-Батистом Леблоном в 1716-м «образцового» проекта жилья «для именитых».

КстатиСогласно чертежу Леблона это был двухэтажный дом с фасадом на семь осей (шесть окон и дверь в центре) и высокой крышей. По поводу проекта Пётр I отметил: «…И понеже по Леблоновым чертежам во всех палатных строениях, а особливо в Питербургских домах окны зело велики, а шпанцы меж ними зело малы, чего для ему объявите, чтобы в жилых полатах конечно окны меньше делал, а в салах как хочет, понеже у нас не французский климат». Проект имел рекомендательный характер. Если позволяли средства, то можно было построить и более шикарный дом, предварительно согласовав рисунок фасада в Канцелярии городовых дел.
Типовой проект "дома для именитых" Жана-Батиста Леблона
Типовой проект "дома для именитых" Жана-Батиста Леблона

В 1827 году при владении Ошеметковыми был разобран ризалит со стороны дворового фасада. В 1841-м предположительно по проекту Антонио Адамини перестроены дворовые флигели. Оформление лицевого фасада со стороны 1-й линии Васильевского острова, зафиксированное на чертеже 1841 года, сохранилось до настоящего времени, — считают эксперты.

В начале 1840-х участок переходит во владение Ивана Францевича Фрика, который в разных источниках именуется то купцом, то переплётных дел мастером. Впрочем, эти ипостаси могли и совмещаться. В конце 1860-х дом и земельный участок переходит купцу Генриху Христофоровичу Ритману.

В 1898 году были составлены обмерные планы здания, хозяином которого к тому времени уже был Борис Константинович Веселовский (1851-1935) — архитектор, историк искусства, специалист по истории рисунка и гравюры, выпускник Императорской Академии художеств, в 1899-1918 годах — хранитель Отделения рисунков и гравюр Эрмитажа (работал в музее и далее вплоть до 1929 года).

КстатиВеселовский доводился двоюродным братом народоволке Софье Перовской, зятем архитектору Александра Бруни и, соответственно, шурином художнику Николая Бруни (автору витража для Великокняжеской Усыпальницы Петропавловского собора в Петербурге).

В 1907 году участок и расположенный на нём дом был продан потомственному почётному гражданину, подрядчику строительных работ и члену нескольких благотворительных обществ Сергею Николаевичу Белорукову и художнику-архитектору Николаю Павловичу Козлову (работалв училищном совете при Святейшем Синоде, затем — на Адмиралтейском заводе, разрабатывал типовые проекты церковноприходских школ, построил санаторий в Алупке, в 1922 выслан из России).

В советское время дом превратился в средоточие коммунальных квартир. В 1960-е были снесены дворовые флигели и произведён капитальный ремонт с заменой деревянных перекрытий на железобетонные. В настоящее время в здании размещается гостиница «Стасов».

Колычёвский дом на фото 1960-х
Колычёвский дом на фото 1960-х
«Отделка лицевого фасада дома выполнена гладкой штукатуркой, цоколя — известняковой плитой. Над оконными проёмами первого этажа расположены прямые сандрики на стилизованных кронштейнах. Филёнки под окнами второго этажа декорированы лепными композициями с изображением грифонов и пальметок. Здание в значительной степени сохранило своё историческое архитектурно-художественное решение», — говорится в информационном сообщении КГИОП.

На сайте одного из крупнейших агентств недвижимости фигурирует объявление (правда, под грифом «снято с публикации») о продаже дома №16 по 1-й линии Васильевского острова за 100 миллионов рублей. Приведём характеристики здания, обозначенные в этой публикации.

Трёхэтажный особняк. Несущие стены кирпичные, перекрытия железобетонные. Охранные обязательства минимальные (только фасад). Возможность поднятие высоты конька кровли на один метр и обустройство мансардных окон на чердаке. Возможна внутренняя перепланировка. Площадь здания 856,4 квадратных метра (цокольный этаж — 214,6 м2, первый этаж — 248,2 м2, второй этаж — 259,1 м2, чердак — 134,5 м2. Заглубление цоколя — 0,8 метра. Четыре входа: три с улицы, один со двора. Высота помещений: цокольный этаж — 2,38 м, первый этаж — 2,86 м, второй этаж — 3,33 м. Все коммуникации городские: электричество, теплоснабжение, водоснабжение и канализация. Договоры действующие. Выполнен качественный ремонт всех помещений, установлен стеклопакеты. Возможное назначение: представительство компании, медицинский центр, офис, консульство, гостиница и другие. Юридический статус: частная собственность на здание и на земельный участок.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы КГИОП, акта государственной историко-культурной экспертизы, сайта www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета