Найти тему
Econs.online

Как глобальные компании влияют на локальный бизнес

На долю транснациональных компаний приходится треть мирового ВВП, почти половина глобального экспорта и почти четверть глобальной занятости.

Фотография Shutterstock
Фотография Shutterstock

Выручка топ-100 транснациональных компаний по итогам 2021 г. составила более $11 трлн – это эквивалент совокупного ВВП Германии, Франции, Италии и Испании.

Рост концентрации бизнеса и растущее доминирование крупных фирм вызывают опасения у политиков и привлекают внимание исследователей.

Этот процесс а) создает угрозу конкуренции, работающей на благо потребителей, б) увеличивает рыночную власть корпораций, в том числе и на рынке труда, в) увеличивает возможности этих корпораций лоббировать изменения «правил игры» на рынках, где они работают, в свою пользу.

В то же время правительства тратят немало усилий на то, чтобы привлечь в свои юрисдикции фирмы-суперзвезды, в надежде получить не только крупного налогоплательщика, но и инвестиции и рабочие места.

Хотя общеизвестно, что транснациональные компании в целом более эффективны, чем типичная национальная компания, намного менее очевидно, получает ли какие-то преимущества местный бизнес от прихода на рынок фирм-суперзвезд, рассуждают Мэри Амити из ФРБ Нью-Йорка, Седрик Дюпре из Национального банка Бельгии и их соавторы.

Их исследование на данных бельгийских фирм показало, что такие преимущества есть: локальные компании, которые становятся поставщиками транснациональных корпораций, повышают свою совокупную факторную производительность, в том числе за счет трансферов технологических и управленческих ноу-хау.

Совокупная факторная производительность – это факторы, влияющие на рост выпуска, за исключением труда и капитала; то есть факторы, отражающие улучшение технологии производства в широком смысле (включая качество управления).

Полезные связи

Авторы исследования о бельгийских фирмах рассматривают три типа компаний-суперзвезд: 1) транснациональные компании (доля прямых иностранных инвестиций, входящих или исходящих, не меньше 10%); 2) экспортеры (хотя бы 10% своих продаж направляют за рубеж); 3) просто крупные фирмы (входят в топ-0,1% по продажам в выборке из 133000 компаний). Локальная компания считается «попавшей в орбиту» одного из этих типов суперзвезд, если хотя бы 10% ее продаж приходится на долю суперзвезды.

У фирм, которые формируют подобную связь с транснациональной компанией, повышается совокупная факторная производительность.

Совокупная факторная производительность фирм «в орбите» глобальной компании повышается уже в первый год сотрудничества с суперзвездой – в среднем почти на 3%, через три года ее рост увеличивается до 8% и затем остается на этом уровне.

При этом, пишут авторы, рост совокупной факторной производительности должен означать, что растет бизнес фирмы: более высокая эффективность должна позволять ей сокращать цены и таким образом увеличивать спрос на свою продукцию.

И действительно, партнерские отношения с фирмами-суперзвездами ведут у «попавших» в их «орбиту» компаний к росту совокупных продаж на 28% четыре года спустя после начала партнерства – то есть растут продажи не только «звезде», но и другим фирмам. В среднем по выборке продажи составляют чуть более 1 млн евро, то есть в абсолютном выражении прирост составляет около 300000 евро. Соответственно, с ростом продаж фирмы растет ее потребление основных факторов производства (труда и капитала, а также и промежуточных товаров).

Рост продаж происходит в том числе за счет увеличения числа покупателей. При этом возникновение деловой связи с фирмой-суперзвездой повышает «качество» новых клиентов: у них выше среднее число поставщиков, занятость, продажи и количество собственных покупателей. Более того, если транснациональная компания становится покупателем продукции локальной фирмы, повышается вероятность того, что эта фирма начнет работать с другими суперзвездами.

Все эти результаты указывают на то, что сотрудничество с крупным международным бизнесом помогает фирмам улучшить свою деятельность по целому ряду измерений, заключают авторы. При этом молодым фирмам, которым «есть чему учиться», клиенты-суперзвезды дают особенно высокий старт: так, рост совокупной факторной производительности для фирм, которым пять лет и меньше, более чем в пять раз выше среднего по выборке.

Впрочем, сопоставимые эффекты появляются и при сотрудничестве с суперзвездами двух других типов – не только с транснациональными корпорациями, но и с крупными экспортерами и просто крупными фирмами, не входящими в международные группы.

При взаимоотношениях же с менее крупными фирмами, не относящимися ни к одному типу суперзвезд, подобных эффектов не обнаруживается.