Поколение «альфа» приспособлено к жизни с новыми технологиями. Именно их отличительной особенностью является то, что они не представляют свое существование без интернета, социальных сетей и гаджетов.
По данным исследования, у 54% детей в возрасте 4–6 лет уже есть свой смартфон или планшет, а к 11–14 годам этот показатель достигает отметки в 97%.
Однако взрослые должны следить за тем, чтобы ребенок был способен сам контролировать свое поведение относительно смартфона.
Время, которое дети проводят у экранов, давно волнует педиатров и детских психологов. С какого возраста можно давать ребенку в руки гаджет? И как все это отражается на здоровье и развитии детей? Наталья Романова-Африкантова, клинический психолог, расскажет о пользе и вреде гаджетов для детей, а также о способах борьбы с зависимостью от устройств.
Желательно чем позже, тем лучше
Стоит ли давать в руки малышу гаджет – вопрос открытый. Возрастные нормы – это относительные цифры, которые могут изменяться. Степень влияния гаджетов на детей может быть разной. Все зависит от того, когда ребенка познакомили с гаджетами и сколько времени он проводил за ними.
0–2 года – запрещено. Почему?
Причины:
– вред речевому развитию;
– влияние на развитие пространственного восприятия и на процессы сенсорной интеграции.
2–3 года – до 20 минут в день (суммарно).
3–5 лет – до 20 минут в день (суммарно).
5–7 лет – до 30 минут в день, возможно объединение времени с целью просмотра полнометражного мультфильма/фильма.
7–11 лет – до 90 минут.
11 лет и старше – до 120 (180) минут в день. Касается и взрослых!
С чего начинается зависимость?
Как бы взрослым ни хотелось уберечь юное поколение от цифровых устройств, скорее всего, полностью оторвать их от гаджетов, к сожалению, не удастся. Современные дети, да и взрослые люди тоже, чаще отдают предпочтение виртуальному миру, нежели реальному.
Более 70% не могут обойтись без своего смартфона. С возрастом этот показатель увеличивается и к 16–18 годам достигает 85%.
Проблема смартфоно-компьютерной зависимости подростков с каждым годом становится все прочнее. Сейчас подростки проживают жизнь в гаджетах. В чем же состоит опасность?
Прежде всего – для здоровья. Постоянное использование гаджетов негативно влияет на работу мозга, снижает качество сна, снижает физическую нагрузку и приводит к росту депрессивных состояний в будущем. Наш психолог рассказал, как распознать, есть ли у ребенка зависимость.
Признаки зависимости:
- невозможность закончить использовать гаджет;
- сложно переключить/отвлечь;
- при невозможности включить – капризы;
- связь с режимными моментами: без гаджета не может уснуть, не может поесть, не может ехать в машине;
- не может занять себя без гаджета;
- не выполняет необходимое из-за гаджета.
Многие родители думают, что правильнее лишить всех гаджетов, если прослеживается зависимость. Но это неверный способ, потому что маленькому человеку будет сложно опять оказаться лицом к лицу со своей проблемой.
Лучше постепенно отвлекать, занимать интересным, показывать все краски реальной жизни. Также наладить детско-родительское общение без лишних нравоучений. А гаджет постараться превратить в помощника в учебе. Эксперт поделился способами избавиться от гаджетозависимости.
Зависимость у детей в возрасте до 7 лет
В этом возрасте наличие зависимости требует от родителей четкого соблюдения следующих правил:
1. Жесткое ограничение.Определите дома конкретное место, где ребенок может сидеть с гаджетом. Ограничьте время.
2. Поддерживающая позиция. Достаточно на своем опыте показать, что кроме смартфона и интернета есть еще масса вещей, способных разнообразить повседневную жизнь.
3. Предложение альтернативы, связанной с режимными моментами:
- сон – чтение,
- еда – разговор,
- дорога – игры.
Предлагайте ребенку игры с интересным, ярким и познавательным контентом. Так он научится получать удовольствие от интеллектуального контента.
4. Введение по схеме «с нуля». Чрезмерное увлечение гаджетами говорит о том, что ребенок находится в поиске интересного занятия, которое может принести пользу и подарить положительные эмоции. Предложите замену: это могут быть кружки, секции. Помогите ребенку найти место, где он может совершенствоваться и реализоваться.
Зависимость у детей старше 7 лет
В этом возрасте подход к проблеме уже несколько иной:
- Осознание проблемы, составление списка признаков зависимости.
- Совместная борьба, составление правил. Обсудите с ребенком места, в которых телефоном пользоваться нельзя, а также в какое время ему разрешено пользоваться телефоном и какой контент разрешен к просмотру.
- Поддерживающая позиция родителя. Не нужно запрещать, нужно ограничивать – это лучшая профилактика зависимости.
- Родительская задача – показать ребенку разнообразие мира.
- Предложение альтернативы по видам занятий.
- Родитель – друг, а не надзиратель! Узнайте, чем именно занят ребенок, в какие игры он играет, какие соцсети смотрит. Когда вы искренне интересуетесь тем, что его увлекает, он чувствует вашу поддержку. 6. Система поощрения (помогаем ребенку придумать, как себя поощрить). Давайте ребенку прочувствовать успех в реальной жизни, тогда дофамин от гаджетов станет для него менее привлекательным. Направляйте ребенка, пробуйте разные занятия. И обязательно хвалите его даже за самые небольшие победы.
- Обязательная помощь специалиста.
Влияние гаджетов на зрение ребенка
В то же время детские нейропсихологи опровергают миф об ухудшении зрения из-за современных технологий, а точнее гаджетов.
Бытовало мнение, что количество экранного времени влияет на вероятность возникновения близорукости, по-научному – миопии. Вполне возможно, что ранее это действительно было справедливо для тех типов экранов, которые использовались в гаджетах. Современный экран по своим характеристикам, которые могут оказывать негативное влияние на зрительный аппарат, практически не отличается от бумаги.
Современный консенсус предполагает, что зрению может повредить не экран как таковой, а нарушения правил по работе с ближним фокусом: держать экран необходимо на расстоянии не менее 30–40 сантиметров от глаз, обязательно делать перерывы каждые 40 минут, переводя фокус вдаль для избежания спазма. Эти правила действуют и для работы с бумажным носителем, и для любой деятельности, требующей ближнего фокуса (вязание, бисероплетение).
Кроме того, общее увеличение экранного времени часто ассоциировано с уменьшением времени, которое ребенок проводит на свежем воздухе (много света и дальний фокус), что само по себе как раз может приводить к близорукости.
Разумеется, все это справедливо для детей, зрение которых в порядке и наследственность не отягощена случаями миопии (близорукости). Если вопросы к зрению и/или наследственности по зрению имеются – рекомендации по ограничению экранного времени должен давать ведущий ребенка офтальмолог.
Эта информация обычно шокирует родителей, но офтальмологи не запрещают смотреть мультики или читать книгу в машине. Все это можно делать, и для глаз это не вредно. Врачи опираются на доказательную медицину, которая представляет собой не просто выводы, а данные, основанные на независимых исследованиях.
Помните, что в современном мире нельзя полностью изолировать детей от интернета. Ведь, помимо опасности, он открывает возможности для знаний и саморазвития. Взрослые должны формировать иммунитет к гаджетам и объяснять правила пользования ими с раннего детства.