Найти тему

Эдита Пьеха. С эльфами под кроватью

Оглавление

Кумиры наших родителей

Со знаменитым «воробушком» Эдит Пиаф нашу Эдиту роднит больше, чем кажется: тоже родилась без серебряной ложки во рту и – во Франции, куда родители-поляки уехали в поисках работы. Тяжёлое детство, тысячи комбинаций судьбы, из-за которых сцена могла не увидеть выдающуюся певицу. А полное имя Эдиты Станиславовны – Эдит Мари.

Прекрасные фото советского времени размещены на edyta.ru
Прекрасные фото советского времени размещены на edyta.ru

Парле ву Франсе?

Полное имя Эдиты Станиславовны - Эдит Мари.

- Не будь мой отец шахтёром, он стал бы художником, - вспоминает Пьеха. - Выращивал изумительные розы, прививал их так, что на одном кусту цвели бутоны разной окраски.

Но семью кормили не розы – угольная шахта. В 1941 году в 36 лет, когда Франция была оккупирована немцами, отец умер от профессиональной болезни шахтёров – силикоза. На его место в забое встал брат Эдиты Павел (тогда ему было всего 14), а молодая вдова за котелок супа стирала оккупантам бельё, была уборщицей.

«В колонии шахтёров были чехи, русские, украинцы, алжирцы, поляки. Все боялись друг друга и держали язык за зубами, даже дети, поэтому меня не выпускали гулять одну. Два года я была домашним узником. От этого развилась сильнейшая фантазия: я придумывала эльфов, которые живут за кроватью, забиралась на шкаф и мастерила куклу. А когда надоедало, принималась плакать».

Через три года, в день своего 17-летия, Павел скончался от туберкулёза. А малышка-Эдит всегда будет помнить чёрные попоны лошадей, траурные процессии, дождь…

В детстве она говорила на немецком и французском. Говорила и… пела: во время войны, прячась от бомбёжек в подвалах, школьники с учительницей разучили «Марсельезу» и в день объявления мира пели её на улицах.

В 1946-м году, когда в семье появились отчим и младший брат Юзеф, семья перебралась в Польшу. Ехали в товарняках, на соломе. Отношения с приёмным отцом не сложились: Эдита отказалась взять его фамилию. Он бил маму, поднимал руку на падчерицу. В школе тоже не ладилось: девочка совсем не знала польского языка! Сидела на последней парте, заново приспосабливаясь к жизни.

«Никто не жалел, приходилось жалеть себя самой. А в 5 классе появилась учительница пани Кухальская, она расспросила, как я живу, про маленького Юзефа, который пачкал мне тетради, из-за чего я получала двойки. Это было первое материнское тепло в моей жизни, то, чего мне не имела возможности дарить моя мамочка».

Неудивительно, что профессией Эдита Пьеха выбрала педагогику. Хотя отчим хотел, чтобы она стала портнихой, имела «верный заработок», запрещал читать книги. Она читала их ночью, под одеялом, а в 7 утра уезжала на поезде в педагогический лицей. Если на обратном пути поезд опаздывал, на пороге отчим встречал с ремнём. Говорил, бью, чтоб шлюхой не выросла!

Психология сцены

Не выросла. Лицей окончила с отличием, победила в конкурсе, получив в награду направление в ленинградский вуз. Выбрала психологию. Но по приезду в СССР выяснилось, что в педагогическом институте им. Герцена набора на психологов в этом году не было. Пошла на отделение психологии философского факультета Ленинградского университета. Под жестокие насмешки соседок по комнате учила теперь уже русский язык, конспектируя ночами со словарём сочинения Карла Маркса...

Однажды приехав на каникулы в Польшу, увидела маму в слезах. Не выдержала – взяла отчима за лацканы (спортом занималась), подняла и пригрозила: «Узнаю, что бьёте, будете иметь дело со мной». И пошли радостные письма от мамы: «Он тебя боится!». А после её смерти изверг сильно болел. Писал письма Эдите, чтобы прислала материну цепочку, колечко. Она всё прислала, потому что «только сильные умеют прощать».

Но что там с песней, которая строит и жить помогает?

Петь Эдита начала в хоре польского землячества. Потом её заметил руководитель студенческого ансамбля Александр Броневицкий, и в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 выступила с ансамблем в Ленинградской консерватории. Эдита пела песню «Красный автобус» на польском языке и в эту новогоднюю ночь родилась… заново: выступление стало триумфом – Пьеху четыре раза вызывали «на бис», зрители были в восторге.

Не в восторге были университетские преподаватели. Концерты ансамбля «Дружба», съёмки в документальных фильмах о советской эстраде, запись грампластинок мешали учёбе, а на заочное перейти не дозволялось. Эдита поехала в Москву, к министру образования. Три ночи ночевала на вокзалах, а днём дежурила у дверей министра. На третий день секретарша сжалилась, напоила чаем и впустила в святая святых.

«Я сказала на ломаном русском: «Хочу петь и учиться!»… А в студенчестве растолстела, потому что впервые «дорвалась» каждый день в столовой наедалась досыта. «Кичка» назад зачесана, ни прически, ни грима. Глазки маленькие, заплывшие. Но всё-таки я его уговорила…

Министр не прогадал – в 1957 с программой «Песни народов мира» ансамбль «Дружба» и Эдита Пьеха завоевали золотую медаль и звание лауреатов VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве! Блестяще выступали на родине и за границей. А в 1959-м коллектив расформировали за то, что Пьеха «не поёт, а гудит», да ещё с акцентом; за то, что «музыканты – стиляги»; за приверженность к джазу и бог знает что ещё. Спас ансамбль Броневицкий – устроил смотр в министерстве культуры. Он же стал мужем Эдиты, отцом Илоны – единственной её дочери.

Внешне всё казалось прекрасно. И вряд ли обожающий певицу зритель знал, что переживает она за кулисами…

«Я была на 7-м месяце. Броневицкий позвонил с гастролей: «Выступаем с громадным успехом, а потом развлекаемся, с манекенщицами проводим вечера…». Я представила себя и наутро начались схватки. Вызываю такси: «Ждите в течение часа». И я поехала на трамвае».

Первенца подкинули свекрови. Поэтому рожать второго она молодым категорически запретила. Творческий и супружеский союз продлился два десятка лет. Но распался в итоге из-за патологической ревности и любвеобильности Броневицкого. Добрые люди ставили супругу в известность…

Ревность Александра была легендарной. Однажды, после 20 лет совместной жизни, Эдита была с концертом во Франции в общество Муслима Магомаева. Броневицкий украдкой (в советское-то время!) оформил визу, прилетел и под покровом ночи по практически гладкой стене гостиницы забрался в окно номера и прорычал: «Говори, где спрятался Магомаев!». После развода женился на молодой, которая верность хранить не собиралась. Скончался в гостиничном номере в одиночестве из-за спазма сосудов. Эдита до сих винит себя: «Не надо было бросать его, терпеть надо было: мой был человек, несмотря ни на что».

Она ещё дважды выходила замуж. Но нескладно. Гораздо счастливее сложилась творческая жизнь – по всем мыслимым канонам успеха. А будущим летом Эдита Станиславовна отметит 78-й день рождения. Не верится, правда? Она по-прежнему полна жизнелюбия и сил. И щедро делится ими.

«Однажды выступала перед работниками КАМАЗа. Они потом признались: «После вашего концерта мы три недели перевыполняли план. Такая от вас энергетика шла!»

Следит за собой, радует зрителя, радуется правнукам и внукам. Стас (Илона не возражала, чтобы мать оформила опекунство) носит фамилию деда. А в загородном доме цветут сирень и розовые кусты…

С большим уважением...