Однажды юную княжну Салтыкову спросили, хотела бы она узнать свою судьбу. Это была просто одна из тех «лёгких» бесед, которые велись по вечерам среди самого близкого круга знакомых. Немного подумав, девушка ответила: «Не всегда стоит всматриваться в будущее. Оно может оказаться пугающим». В тот миг она словно бы уже сама знала, что её ожидает. Очаровательная и загадочная, она стала источником вдохновения для художников и поэтов, однако понимала, что её ждёт печальная участь. Каким же оказалось пугающее будущее Марии Салтыковой?
Тревожные перемены
Выйдя замуж за Болеслава Потоцкого, юная княжна Мария Салтыкова считала себя самой счастливой женщиной на свете. Её муж не был богат, однако имеющегося у девушки приданого вполне хватало на безбедную жизнь. Она действительно была счастлива, занимаясь подбором ткани для камзола супруга или ведя домашнее хозяйство.
А потом вдруг состояние здоровья графини начало резко ухудшаться. Врачи поставили неутешительный диагноз – чахотка. «Вам нужно отправиться в страны с более мягким климатом», – сказал один из докторов. Как же Марии не хотелось покидать родной Петербург! Ей казалось, что больше она сюда никогда не вернётся.
Вдохновительница поэтов
Но заграничная жизнь вскоре закружила Марию Александровну в своём стремительном вихре. Красивая и утончённая, она вызывала восхищение среди соотечественников и иностранцев. Не обошли её своим вниманием известные живописцы. Так, например, на последней законченной картине Ореста Кипренского изображена Мария Потоцкая вместе с сестрой Софьей. Своей музой считал её и слепой поэт Иван Козлов:
«Говорят, что она очень хороша собой, – сколько я могу судить, она очень умна, соединяет большую чувствительность с пылкой душой…»
Для красавицы сочиняли стихи и баллады, с неё писали картины, а сама она понимала, что с каждым днём неизменно приближается к смерти. Она чувствовала, что состояние и без того хрупкого здоровья заметно ухудшается. Кроме того, у Марии Александровны совершенно разладились отношения с мужем, и большую часть времени супруги жили порознь. Утешением для неё была лишь маленькая дочь, но и о её судьбе Потоцкая постоянно тревожилась. Современница графини Долли Фикельмон так неоднозначно описывала эту женщину:
«Красивая, болезненная, грациозная, лишенная естественности, сентиментальная, полуувядшая кокетка… соблазнительная, в высшей степени умеющая владеть собой».
Увы, последние годы той самой «болезненной музы» оказались совершенно безрадостными. Её знакомые говорили, что тяжёлая болезнь сказалась и на психическом здоровье женщины. Мария Александровна, проживая в своём парижском доме, уже не узнавала прежних приятелей и своих родных. В январе 1845 года сердце графини остановилось. Ей было всего 38 лет, а судьба Марии Александровны действительно оказалась незавидной – той, о которой лучше не ведать заранее.
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))