Найти тему
RuBaltic.Ru

Ветер в головах: власти Литвы разводят ЕС на деньги «зеленым» энергопроектом

В Литве объявили о намерении построить масштабный парк ветрогенераторов в Балтийском море. Официальный Вильнюс, видимо, считает, что после этого республика полностью закроет свои потребности в электроэнергии. Правда, это больше напоминает очередной прибалтийский прожект наподобие Rail Baltica, на реализацию которого можно бесконечно выпрашивать деньги у Евросоюза.

После того как в 1983 году атомная электростанция в городе Игналина была введена в строй, Литовская ССР стала одной из самых благополучных советских республик в плане энергообеспечения. Выгода от наличия АЭС сохранялась и после обретения страной независимости.

Производство электроэнергии на ней было высокорентабельным: при себестоимости 1,8 евроцента за кВт/ч потребителям ее продавали почти в пять раз дороже. Понятно, что западноевропейским компаниям Евросоюза, членом которого стремилась стать Литва, такой сильный конкурент был абсолютно не нужен.

Поэтому Вильнюс ради вступления в ЕС должен был закрыть станцию. Для приличия причину нашли «благовидную», вспомнив об аварии на Чернобыльской АЭС. Дескать, в Игналине работают аналогичные реакторы, а значит, их эксплуатация небезопасна. Хотя станция к тому моменту прошла коренную модернизацию, и МАГАТЭ признало ее самой надежной в Европе. Невзирая на это, в 2004 году был остановлен первый энергоблок АЭС, а в 2009-м — и второй.

После чего Литва мгновенно превратилась из энергопрофицитной страны (70% производимого электричества шло на экспорт) в энергодефицитную — причем на все те же 70%.

И без того шаткое положение энергосектора национальной экономики еще более усугубилось после присоединения Литвы к антироссийским санкциям Запада и взятия курса на полный отказ от поставок ресурсов из РФ. Это при том, что около двух третей потребностей покрывалось за счет ТЭЦ, работающих на нефтепродуктах и природном газе.

Либеральные ценности — это, конечно, все прекрасно, но без электричества никуда. Сообразив, наконец, это, литовское руководство спохватилось и поставило перед собой грандиозную, без преувеличения, цель: к 2030 году самостоятельно производить всю необходимую стране электроэнергию.

Каким же образом республика, не имеющая ни достаточно крупных собственных нефтегазовых месторождений, ни даже залежей горючих сланцев, как в Эстонии, собралась это сделать? «Элементарно, Ватсон» — за счет ветра!

Возобновляемые источники энергии давно уже стали на Западе своего рода фетишем, ради которого не жалко даже угробить собственную экономику. Ветрогенераторам в этой стратегии отводится очень важная роль. Не избежала всеобщего поветрия (пардон за каламбур) и Литва.

В 2003 году на северо-западе страны была поставлена и включена в общую энергосистему первая ветроэнергетическая установка (ВЭУ) — правда, долгое время простаивавшая из-за технических проблем. А сегодня в Литве, преимущественно на побережье Балтики, работает с десяток «ветряков».

Но скромные размеры республики не позволяют действовать с подобающим размахом.

Дело в том, что под промышленные ВЭУ, в зависимости от розы ветров и рельефа местности, необходима территория из расчета от 5 до 15 км² на 1 МВт. Площадь всей Литвы — 65300 км². Можно посчитать, сколько «ветряков» понадобиться установить, чтобы покрыть потребность страны в электроэнергии, которая по состоянию на прошлый год составила 12 ТВт. В этой связи неудивительно и то, что в 2022-м совокупная мощность национальной ветроэнергетики едва достигала 814 МВт.

Однако нашелся гениально простой выход из ситуации. Во всяком случае, по-видимому, именно так думают в Вильнюсе, решив, что раз земли не хватает, нужно осваивать водные просторы. И вот уже объявлено о планах строительства к 2030 году сразу двух морских ветряных станций мощностью по 700 МВт каждая, которые в совокупности будут производить 3 ТВт электроэнергии в год.

Тоже маловато, конечно, ну да лиха беда начало, как говорят эти ненавистные русские. Необходимые инвестиционные решения должны быть приняты к 2027 году, общая стоимость проекта составит не менее двух миллиардов евро.

И тут пришел «подарок» от соседей. На перспективу того, что неподалеку от ее берегов взметнутся на высоту до 270 метров целых 70 ветряных «мельниц», отреагировала Латвия.

Оказывается, будущий ветропарк расположится всего в километре от зоны Скайсткалнских карстовых провалов. Кстати, она частично заходит и на территорию Литвы. Экологи теперь гадают, чем может обернуться осуществление столь масштабного проекта фактически над пустотами в недрах земли. И хотя к определенным выводам эксперты пока не пришли, беспокойство нарастает.

Но самое интересное, что даже если литовские «ветряки» не начнут проваливаться под воду, толку от них может оказаться чуть больше, чем от козла — молока.

Причина общеизвестна и уже успела аукнуться многим другим европейским энтузиастам «зеленых» технологий.

Ветер обладает крайне непостоянными характеристиками, имея большие текущие (мгновенные) колебания скорости, которые существенно изменяются в суточном и годовом цикле. Так вот, мировая практика показала, что при среднегодовых скоростях менее 4–5 м/с применение ВЭУ становится неэффективным.

На Балтике ветры в 15 м/с и более в открытом море чаще всего наблюдаются с октября по февраль, когда их повторяемость составляет 5-10%. В остальные месяцы она не превышает 5%. На побережье среднее месячное число дней со скоростью ветра 15 м/с и более в большинстве мест менее шести. Среднегодовая скорость в юго-восточной части моря составляет от 1,8 до 3,9 м/с на высоте 10 метров.

Выше будет дуть, может, и посильнее, но ненамного. К слову, слишком сильный ветер «ветрякам» тоже противопоказан, на время штормов генераторы отключают.

То есть, велика вероятность того, что значительную часть года литовский ветропарк будет элементарно простаивать.

Подтверждением того, что ветроэнергетика — дело чрезвычайно рискованное и ненадежное (во всяком случае, пока), может служить и тот факт, что оптовая цена на электроэнергию в Литве с 14 по 20 августа этого года выросла на 81% и составила 116 евро за МВт/ч. Об этом сообщил независимый поставщик «Elektrum Lietuva». В числе причин руководитель отдела бизнес-клиентов компании Артурас Затулинас, помимо увеличения потребления электричества вследствие жаркой погоды, а также общего роста цен на топливо, назвал снижение ветрогенерации на 39%.

В этой связи торопливость с выходом Литвы из единого энергокольца БРЭЛЛ, которое сейчас гарантирует надежность поставок электричества в республику, вообще трудно поддается объяснению. Может, причина в том, что у литовских руководителей в головах ветер? Еще раз простите за каламбур.