На стене одного из многоэтажных домов в центре Цхинвала установили портрет национального героя Махамата Томаева. Его появление стало козырем в политической борьбе противостоящих сторон. В некоторых интернет-ресурсах это событие назвали "трансформацией взглядов жителей Южной Осетии", а самого Томаева - символом вооруженного сопротивления России.
На стене одного из многоэтажных домов в центре Цхинвала установили портрет национального героя Махамата Томаева. Его появление стало козырем в политической борьбе противостоящих сторон. В некоторых интернет-ресурсах это событие назвали "трансформацией взглядов жителей Южной Осетии", а самого Томаева - символом вооруженного сопротивления России.
Sputnik попытался узнать, почему инициаторы решили разместить в Цхинвале такой баннер и кем был на самом деле Махамат Томаев по мнению историков.
Идея установки баннера с изображением Томаева принадлежит депутату Гарри Мулдарову. Парламентарий считает, что появление портретов национальных героев Осетии поможет молодежи лучше узнать выдающихся людей.
"У нас большой проект по популяризации национальных героев. Портрет Махамата Томаева будет не один, в самое ближайшее время в столице появятся баннеры с портретами Бега Кочиева и Мате Санакоева. Далее работа продолжится в этом ключе. Что касается разных публикаций на тему Махамата Томаева, то это уже грязная политическая борьба, где не гнушаются тем, что могут опорочить имена национальных героев", - сказал депутат.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Юго-Осетинского научно-исследовательского института Мурат Джиоев считает, что неправильно Томаеву приписывать вражду с Россией. Национальный герой лишь пытался защитить жителей Рукского ущелья от притязаний грузинских князей Мачабели, при этом Томаев сам был офицером русской царской армии. Появление его портрета Джиоев считает положительным явлением в жизни Цхинвала.
"Он был родом из села Рук – это родовое селение Томаевых. В середине XIX века грузинские князья Мачабели, пользуясь покровительством российских властей на Кавказе, стали претендовать на осетинские села, чтобы подчинить их себе. По наущению Мачабели была организована карательная экспедиция в Рукское ущелье в 1850 году", - рассказал Джиоев.
Историк подчеркнул, что фамилия Томаевых была в статусе дворян.
"Томаевы, которые составляли большую часть жителей Рукского ущелья, за оказание услуг грузинским царям еще в XVIII веке имели грамоты, согласно которым они были признаны дворянами и считали себя равными грузинским князьям. Население признавало над собой власть российского государства, готово было ему платить налоги, но никогда не признавало над собой власти Мачабели", - добавил он.
Джиоев отметил, что учитывая обстоятельства, местное население было вынуждено защищаться с помощью оружия.
"Чтобы отразить экспедицию, местное население вынуждено было взяться за оружие, а Махамат Томаев, как офицер знакомый с военным делом, возглавил сопротивление. Не было никаких восстаний, это была попытка защитить себя от посягательств грузинских князей. Позже они вынуждены были подчиниться властям. Махамат Томаев сдался, был осужден и отправлен на вечное поселение в Сибирь. В народе он остался как национальный герой, как заступник, как борец за интересы своего народа. Но важно знать, что никаких антироссийских выступлений не было, не надо путать с представителями российских властей на Кавказе", - сказал он.
После событий в селе Рук в жизни осетин юга Осетии появились положительные изменения - год спустя Правительствующий сенат в Петербурге признал притязания Мачабели на осетин необоснованными.
"Около 20 лет тянулись разбирательства между осетинами и Мачабели. Через год после Рукских событий, в 1851 году, Правительствующий сенат в Петербурге признал, что Мачабели ничем не доказал принадлежность ему осетин, то есть осетины были признаны независимыми и государственными крестьянами", - пояснил Джиоев.
Махамат Томаев до конца жизни остался в Сибири, хотя русский офицер был помилован императором.
"В начале 70-х годов XIX века император Александр II, объезжая пределы своего государства, побывал во Владикавказе. В дар ему преподнесли осетинский национальный костюм - цухъхъа (черкеска), куырает (бешмет), басылыхъ (башлык). Их сделала племянница Махамата Томаева. За изящную работу император обещал выполнить ее просьбу. Она попросила вернуть дядю из Сибири. Император распорядился освободить горца, но к тому времени, к сожалению, Махамата уже не было в живых", - заключил историк.