Найти тему
Суворов Непобедимый

Биография Суворова. 62. Вторая Русско-турецкая война. (часть 4) Кинбурнская баталия. Завершение. 1787 г.

Кинбурнская баталия.
Кинбурнская баталия.

Генерал-аншеф Суворов отдает приказ собрать все возможные силы какие есть в крепости Кинбурн и в ее окрестностях. Набирается три роты, неполный батальон Муромского полка и только что подошедшая легкоконная бригада из Мариупольского и Павлоградского полков. Общая численность вновь составленного отряда — 400 штыков и 912 сабель. Солнце уже садится, когда Александр Васильевич в третий раз возобновляет наступление.

Легкую конницу Суворов бросает в центр неприятельских порядков, пехоту — на правый фланг туда, где установлены переносные рогатки, а уцелевшими после двух первых атак казаками атакует левый фланг янычар. На этот раз атака суворовских войск настолько стремительна, что в короткое время русские и турки, упорно сражаясь, совершенно между собой перемешиваются. Да так, что турецкий флот в сумерках более не имеет возможности вести прицельного огня, чтобы ненароком не причинять вреда своим. В сложившейся обстановке турецкий адмирал Хасан-паша принимает решение отвести флот подальше от берега. Так он хочет вдохнуть в сражающихся янычар больше силы и храбрости.

И действительно, озверевшие турки бросаются на непрерывно теснившую их русскую пехоту и кавалерию с неистовостью тигров. Но на этот раз нет уже поддерживающего плотного огня от турецкого флота, в это же время полевая артиллерия громит янычар картечью, нанося им страшный урон.

Суворов, видя героизм турок, не удерживается от того, чтобы похвалить их:

- Какие же молодцы! С такими я еще не дрался: летят больше на холодное ружье. Какое прекрасное войско!

Между тем русские стойко выдерживают отчаянный встречный натиск и вновь переходят на этот раз в безудержную атаку. В течение часа янычары выбиты из всех 15 ложементов. Толпы турок скапливаются на кончике Кинбурнской косы. Часть неприятельского десанта стоит уже по пояс в воде. Слышатся жалобные крики: «Аман! Аман!» — враг просит пощады. В этот момент Александр Васильевич получает второе ранение за этот день. Пуля пробила генерал-аншефу левое предплечье. Есаул Донского полка Дмитрий Кутейников и гренадер Огнев спасают Александра Васильевича от потери крови, перевязав ему рану. Суворов возвращается в строй и, не смотря на слабость и поминутные обмороки, продолжает руководить боем.

Наступает кульминация. И вот этот миг — янычары сломлены и бегут! Спасаясь, турки сотнями бросаются в море. Одни гибнут в волнах, другие пытаются укрыться, спрятавшись за вбитыми в дно сваями. В кромешной тьме южной ночи совсем ничего не видно. Генерал-аншеф Суворов приказывает войскам, утомленным девятичасовым боем, возвращаться в Кинбурн. В это время там слышатся выстрелы. Это незаметно подобравшиеся предатели-запорожцы, под покровом темноты, попытались завладеть крепостью, но получив отпор, быстро удрали.

Уцелевшие янычары проводят ночь в воде. Утром за ними прибывают транспортные турецкие корабли. Начинается эвакуация. Русские открывают огонь, потопив много лодок. Тонет, также, один из турецких кораблей, взявший на борт слишком много спасенных. Всего янычар спаслось 700 человек. Около 4600 погибло. В плен взято несколько человек. Русских убито 138, ранено 302, легко ранены практически все участники сражения. Победа русского оружия решительная. Результаты Кинбурноской баталии могли бы быть еще лучше, если бы русский флот вице-адмирала Мордвинова принял бы хоть какое-то участие в этом бою.

13 октября генерал-аншеф Суворов проводит торжество по случаю победы. Войска Суворова, включая легкораненых, выстраиваются на косе вдоль Очакова, служат благодарственный молебен и производят победные залпы. Очаковские турки, по ту сторону лимана, толпами высыпают на берег и внимательно наблюдают за торжеством в русском лагере, при этом не осмеливаясь более тревожить Кинбурн.

За Кинбурнскую победу императрица Екатерина II награждает генерал-аншефа Суворова орденом Андрея Первозванного — высшей наградой для крупных военных чинов Российской империи. Так высоко были оценены заслуги Александра Васильевича Суворова за этот бой, решивший исход кампании 1787 года.

В крепости Кинбурн Суворов построит храм Покрова Пресвятой Богородицы в ознаменование этой славной победы над турками.