Музейные экспонаты — это свидетели прошлой жизни, каждый из которых может поведать какую‑нибудь увлекательную историю. В фондах Музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово» хранится скромная фотография небольшого размера под номером 2088. На ней изображён флигель, где писатель любил работать в уединении. Это любительский снимок, сделанный кем‑то из гостей. На обороте фотографии — автограф А. П. Чехова: «Мой дом, где была написана „Чайка“. Ольге Леонардовне Книппер на добрую память. 5 мая 99. А. Чехов».
Эта фотография и расскажет нам о прошлом.
Прожив уже два года в своей новой усадьбе в Мелихове, Антон Павлович понимает, что мечты об уединении, о спокойном писательском труде рушатся. Помимо всяких земских забот, нестерпимым становится нашествие гостей: «Писать всё-таки трудно. Нельзя сосредоточиться. Для того чтобы думать и сочинять, приходится уходить в огород и полоть там бедную травку, которая никому не мешает», — пишет Чехов Л. С. Мизиновой в июне 1892 года.
В апреле 1894 года начинается строительство небольшого домика для гостей, а в июне флигель уже почти готов: «Флигель у меня вышел мал, но изумителен. Плотники взяли за работу 125 руб., а устроили игрушку, за которую на выставке мне дали бы 500 рублей».
Иногда в нём ночуют гости, но чаще флигель — это место уединения Антона Павловича. Он становится маленькой крепостью, о которую разбиваются атаки гостей.
Осенью 1895 года в этом флигеле Чехов работает над новой пьесой. Антон Павлович уже любит эту необычную пьесу и хочет, чтобы она была странной и непохожей на то, что идёт на сценах театров. Свою новую пьесу Чехов назовёт «Чайка».
«Чайка» в первый раз поставлена на сцене Александринского театра в
Петербурге 17 декабря 1896 года. До премьеры остается 9 дней, а актёры плохо знают роли. Их смущает то, что действующие лица в этой пьесе напоминают обыкновенных людей, текст — слишком простой, а играть всё это — трудно. На премьере спектакля в зале слышатся смешки, обсуждают автора, жуют яблоки, слова пьесы тонут в шуме зала. До конца своей короткой жизни Чехов будет испытывать боль, вспоминая провал спектакля. Даже талантливая актриса В. Ф. Комиссаржевская, игравшая главную героиню Нину Заречную и тронувшая своей игрой Чехова, не могла спасти пьесу.
В марте 1897 года у Чехова случилось сильное лёгочное кровотечение. Было много причин этого осложнения, но удар, полученный на премьере его «Чайки», ускорил ход болезни. Чехов решает, что он больше никогда не будет писать пьес.
В 1898 году в Москве среди интеллигенции, любителей театра, студентов, только и разговоров, что о новом молодом Художественном театре. В нём нет знаменитых актёров, события, происходящие на сцене, очень напоминают повседневную жизнь: герои пьют чай, разговаривают о погоде, горюют и радуются. И оказалось, что зрителям это близко и понятно.
В апреле 1898 года В. И. Немирович-Данченко попросит у Чехова «Чайку» для постановки, хотя и понимает, что пьесу очень сложно поставить на сцене. Автору страшно ещё раз испытать неудачу от провала пьесы, но тем не менее Чехов соглашается на её постановку. Роль Аркадиной — одной из главных героинь пьесы — получает молодая актриса Ольга Книппер.
Перед отъездом в Ялту осенью 1898 года Антон Павлович присутствует на репетиции пьесы «Царь Фёдор Иоанович», где одну из главных ролей играет Ольга Книппер.
Чехов зимует в Ялте, когда 17 декабря идёт первый спектакль «Чайки» в Художественном театре. Спектакль пользуется огромным успехом.
В апреле следующего года Антон Павлович возвращается в Москву. За время пребывания в Ялте писатель Чехов не забыл актрису Книппер. «И в первый день Пасхи пришёл вдруг Чехов с визитом, он, никуда и никогда не ходивший в гости…», — вспоминает О. Л. Книппер Чехова.
5 мая 1899 года Антон Павлович ещё раз встречается с Ольгой Леонардовной и дарит ей ту самую фотографию флигеля, с которой и начался этот рассказ. Чехов берёт с неё слово обязательно приехать в Мелихово. В мае Ольга Леонардовна гостит у Чеховых.
Вскоре имение было продано. Чехов, забрав мать, перебирается на постоянное жительство в Ялту. В «лавровишневой» Ялте в одиночестве Чехов часто вспоминает Мелихово: было много гостей, было шумно и весело. Много времени отнимали земские дела, и часто не было уединения. А вот теперь тишина, но работа не идёт. Чехов чувствует, что она уже не пойдёт как раньше. Он часто думает об актрисе Ольге Книппер и пишет ей: «…Здравствуй милая, драгоценная, великолепная актриса!.. Здравствуй моя радость!»
Симпатия к интересной и талантливой актрисе переросла в большое чувство. 25 мая 1901 года Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчаются в Москве в церкви Воздвижения на Овражке. Всё было тихо, и мало кто из близких и друзей знал об этом событии. Это было их позднее трудное счастье, которое продлится всего три года. Они часто живут врозь: Чехову не велят врачи покидать Ялту, а Ольгу Леонардовну не отпускает театр.
2 (15) июля 1904 года душной ночью на немецком курорте Баденвейлер не станет писателя Антона Павловича Чехова. Ольга Леонардовна, находившаяся рядом, не может поверить в его смерть. Ей же предстоит долгая и интересная жизнь. Она — ведущая актриса Московского Художественного театра, играет во всех пьесах Чехова. Раневскую, в пьесе «Вишневый сад», она сыграет более 700 раз!
В 1957 году Ольга Леонардовна получила приглашение в музей Чехова в Мелихове. В преклонном возрасте (почти 90 лет) она приехала в усадьбу Чехова, гуляла по дорожкам сада, восхищалась ухоженными цветниками, радовалась восстановлению чеховского дома. А потом Ольгу Леонардовну подвели к флигелю, пережившему все трудности последних десятилетий. Он весь утопал в зелени, под окнами цвели розы, и всё было так, как в ту далекую весну, когда она была в гостях у Антона Павловича.
Сохранившийся флигель являлся единственным музейным зданием в то время. Именно с него и началась жизнь Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А. П. Чехова.
Вскоре Ольги Леонардовны не стало. Среди многочисленных даров по
её завещанию в музей была передана и фотография флигеля с автографом Антона Павловича, все эти годы висевшая на самом видном месте в доме актрисы.
Ксения Чайковская «Судьба одной фотографии» (Мир Музея. 2010. № 1. С. 32).
Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»
На фото:
1. - Флигель, где была написана «Чайка». Конец XIX века.
2. - Автограф Чехова на обороте фотографии.
3. - Флигель, наши дни.
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2010 #Московскаяобласть #Мелихово #Чехов #Музей_заповедникЧехова #одинэкспонат #настоящиеценностибудущего #знание