С мамой и с бабушкой я попрощаться не смогла. Думала, что хоть с отцом я смогу по-человечески попрощаться, но и этой возможности меня практически лишили. Мой папа работал в богатой компании, и они, и папина женщина - взяли на себя организацию церемонии. Когда я ехала из города - сразу, как узнала о смeрти отца - мне вовсю уже названивали, чтобы рассказать, как все будет. Все уже было решено, и я ни на что при всем желании не могла бы повлиять. Даже на дату повлиять не смогла - третий день попадал на 8-ое марта, и за меня решили, что на второй день - вполне пойдет - видимо, потому, что 8-ого всем хотелось праздновать дома.
Мне рассказали, как все случилось. В то утро папа поехал на работу за рулем своей машины. По дороге ему стало плохо, и пришлось съехать на обочину и остановить машину. Но папа не повернул домой, не - наверняка даже не подумал об этом - не вызвал скорую!! Он посидел-посидел, завел машину и поехал. Дальше. На работу.
Приехав на работу, он прошел первые проходные. А на вторых проходных упал.
Позвали врача - у них на предприятии есть врач - тот пришел, увидев и услышав, как папа дышит, сразу сказал, что это инфаркт, и что он не жилец. Пока отца везли до больницы, он просил его простить. С ним ехала та женщина. В больнице его подключили к аппарату, но это не помогло. 58 лет - он не дожил до пенсии полтора года - еще до ТОЙ прежней пенсии, возраст которой тогда еще не подняли.
О чем я хочу попросить здесь всех? Если вам в дороге стало плохо - не надо никуда ехать и бежать! Нет ничего важнее жизни и здоровья! Вот прямо сейчас, пока у вас все в порядке, решите сами с собой, что, если вдруг вам стало плохо - надо вызвать врача! Нет, оно не обойдется "как-нибудь само"!
Да, я была не в том состоянии, чтобы спорить и сражаться с ними со всеми. А брату еще предстояло доехать из Москвы. И крестному тоже. Со мной был сынок, которому требовалось внимание, и которого мне не с кем было оставить. Бывший муж пообещал приехать только на следующий день, чтобы посидеть с ним, пока все не закончится.
В организации церемонии от меня ничего не требовалось - только пальцем показать, какой из грoбов оплатить папиной работе. Но и папу я в тот день не увидела. Мы забирали его только на следующее утро, и сразу начиналась церемония.
Из-за всего этого я не могла поверить, что это все происходит на самом деле. Все как в кошмарном сне. Вечером я была на утверждении меню в кафе, где проходили потом поминки, в кафе, которое выбрала папина женщина. С одной стороны - да, мне было морально тяжело, и это была помощь, с другой стороны - я не понимала, зачем я там? - от меня требовалось просто номинальное "да" и благодарность, которую я внутри почему-то не испытывала.
Я испытывала боль, обреченность, пустоту и бессилие. Я помнила то, что мне когда-то давно рассказывала бабушка, как все должно происходить. Я должна была ночью читать молитвы над телом отца. А я ждала утра в опустевшем родительском доме.
Следующий день я помню плохо. Помню, что приезжал папин старший брат с женой, и в церкви ему стало плохо - он вышел на улицу. Помню, что папа совсем не был похож на себя. Когда приехал мой крестный - папин друг детства, из Москвы, все уже закончилось. Он кричал: "Почему? Почему так рано? Почему не на третий день?" Что я могла ему ответить? Я там ни на что не могла повлиять - вокруг меня была толпа незнакомых мне людей с папиной работы, и они вот так помогли.
Тогда я была благодарна судьбе, что у меня есть брат, иначе я осталась бы совсем без поддержки.
Вы спросите - на чьи деньги все было организовано? Да, большую часть расходов оплатила организация отца - его работа, на которую он так боялся не доехать. А часть мы получили с папиной карты. Недавно я с удивлением прочла, что после кончины банковская карта сразу блокируется. Но у нас было не так - возможно, человеческий фактор имеет место быть, в селе все друг друга знают, и нас пожалели, не стали торопиться блокировать.
Сейчас, когда я разрешила себе вспомнить это все, я вдруг осознала, что папа и мама лежат рядом. Что он сам! - оставил место для себя, рядом с мамой - за три года до описываемых здесь событий. А ведь он не знал, как скоро он уйдет - никаких предпосылок тогда у него не было. Отец был вполне здоров, он вполне мог прожить и долгие-долгие годы. Получается, он собирался и через долгие-долгие годы воссоединиться с мамой? А я эти три года боялась, что он распишется с той женщиной. Конечно же, если бы она появилась позже, а не когда мама была жива - я бы отнеслась к ней иначе. Они не расписались. И он оставил себе место - значит, в душе - в душе он все-таки был с мамой?