Найти в Дзене
Валерий Ростов

Music Rarities 161. Две невероятные и редкие прогрессивные хард-джаз-роковые группы: английская Iguana и немецкая Ikarus.

группа Iguana
группа Iguana

Iguana

Английская прогрессивная хард-джаз-рок-группа Iguana образовалась в 1971 году, в Саутгемптоне, костяк которой составляли трио музыкантов лидер-вокалист и гитарист Bruce Roberts (ранее выступал в The Quik, а после The Jess Roden Band), барабанщик Pete Hunt (выступал в группах The meddyEVILS, The Quik, The Soul Agents) и басист John Cartwright (играл в Tracy Newman and the Reinforcements, Harry Belafonte, Jess Roden…). Поначалу коллектив играл обычный прямолинейный хард-рок, выступал в небольших клубах, но в последствии было решено координально поменять свои творческие пристрастия на сложный прогрессивный хард-рок с джазовыми и брасс-роковыми влияниями. Для этого была приглашены двое музыкантов саксофонист Ronnie Taylor и тромбонист Chris Gower (позже будет выступать в The Jess Roden Band, Graham Parker and the Rumour и др.), которые к тому же прекрасно играли на тамбуринах добавляя в творчестве группы разнообразия в музыкальных произведениях. Духовая секция оказалась очень профессиональной и прекрасно вписалась в коллектив создавая невероятно уникальные композиции. Ненадолго c 1971 по 1972 годы в Iguana прописался невероятный клавишник Don Shinn (Dada, The Echoes, The Soul Agents и др.), которого Keith Emerson считал своим учителем. А уже в 1972 году они знакомятся с уникальным человеком, продюсером Tony Waddington, который к тому же являлся еще автором песен, певцом, кинопродюсером, автором сценариев, менеджером. Он предложил сотрудничество и в этом же году был заключен контракт с очень старым, довольно известным лондонским лейблом Polydor Records (образован в 1924 году в Берлине, Германия), а вскоре в 1972 году был выпущен одноименный альбом.

альбом "Iguana" 1972 года
альбом "Iguana" 1972 года
пластинка альбома "Iguana" 1972 года.
пластинка альбома "Iguana" 1972 года.

Треклист
01. Iguana — 3:33
02. Southampton Blues — 1:47
03. Price Of Love — 8:46
04. Power Of Love — 3:45
05. I Don’t Need No Buddy — 3:15
06. Ron’s Tune — 4:23
07. Prostitute — 3:31
08. Grey Day Lady — 3:19
09. Celluloid Samba — 3:24

Состав группы
Bruce Roberts — guitar, vocals
Ronnie Taylor — alto saxophone, tambourine
John Cartwright — bass, finger drums
Chris Gower — trombone, tambourine
Pete Hunt — drums, congas

Чуть позже в этом же году этот релиз был выпущен и в США на лос-анджелесском лейбле Lion Records (образован в сентябре 1958 года в Нью-Йорк, США). Альбом состоял из девяти оригинальных и довольно разнообразных композиций, представляющих собой уникальную смесь жесткого хард-рока, ошеломительного джаз-рока с явными прогрессивными влияниями. При прослушивании всех этих треков создается ощущение невероятной сыгранности всего коллектива, как будто они провели вместе не один год, а несколько лет совместных репетиций, при чем невозможно сказать, кто из них сыграл хуже. Невероятно виртуозные партии на гитаре исполняет Bruce Roberts причем как мелодичные, так и чисто хард-роковые, иногда уходя в джазовые импровизации. К тому же он прекрасно исполняет и вокальные партии, которые идеально разделены поровну с музыкальной составляющей, поэтому прекрасно вписываются во всю палитру произведения. Очень заметна, в связи с их первоначальной сыгранностью, поддержка гитарных партий четкой хард-роковой ритм-секций,

которая часто вместе с Bruce Roberts и духовой секцией начинала импровизировать, создавая атмосферу чарующего джаз-рока. Вообще в альбоме много красочных джазовых партий на тромбоне Chris Gower и великолепных саксофонных рифов Ronnie Taylor, что иногда роднило Iguana с другими отличными коллективами Brainchild и Colosseum.

альбом  "Iguana" 1972 год.
альбом "Iguana" 1972 год.

Удивительно, но такое замечательное произведение не нашло в то время должного признания и Iguana решает прекратить творчество, переключив свои музыкальные таланты в качестве группы поддержки у Jess Roden (ex- Alan Bown Set, ex- Butts Band), причем несколько лет много гастролировали с ним, а также записали несколько альбомов. Но все же это совсем не то направление, которое они первоначально выбрали, возможно и не такое коммерческое, но все же они создали оригинальные, очень талантливые и креативные композиции.

Ikarus

группа Ikarus
группа Ikarus

Как уже ранее говорилось в других статьях в 1960- х и 1970-х годах в Германии образовалось невероятно-большое количество групп прогрессивного рока, причем в разных его направлениях. Есть группы, которые наверняка знают многие любители этого жанра рок-музыки, такие как New, Eloy, Can, Novalis, Tangerine Dream, Faust, Grobschnitt и многие другие. Кажется, что такие известные коллективы можно называть до бесконечности, но есть и такие которые создав шедевр из одного альбома исчезли в никуда. К таким группам и относится эта немецкая группа Ikarus, которую многие называют как основателями прогрессивного джаз-рока Германии. Но начиналось у этой группы все совсем не так. Они были созданы в Гамбурге, Германия в 1965 году и поначалу были обычной бит-группой, которых в то время было очень много по всему миру и подражавших своим кумирам Beatles. Собравшиеся музыканты были весьма талантливы, они быстро и легко сыгрывались на репетициях, причем двое из них были с классическим музыкальным образованием, такие как бас-гитарист и вокалист Wolfgang Kracht и клавишник Wulf-Dieter Struntz. Поначалу группа исполняла каверы известных групп и уже в 1966 году они начали свои концертные выступления в небольших клубах под названием Beautique (в переводе “Красота”). Но публика не очень хорошо принимала такое слащавое название коллектива, и они решили сменить его на BIC.

Вскоре группе наскучили каверы и простая музыка, тем самым музыканты начали сочинять свои музыкальные произведения постепенно усложняя их, все больше уходя от обычной поп-музыки и бита к разнообразной психоделии. Конечно очень помогало классическое образование и профессионализм музыкантов создавать замечательные произведения, которые очень нравились местной публике. Но постепенно расширяя свой репертуар BIC расширили свою гастрольную деятельность и начали выступать с концертами по всей Германии, становясь тем самым известной группой.

В 1969 году в Гамбурге они выиграли конкурс среди большого количества профессиональных групп, причем BIC были единственным любительским коллективом, но их чарующая психоделическая музыка поразила всех судей. На фоне такого успеха группа выступила на Гамбургском фестивале блюза в 1970 году, где покорила публику, несмотря на то что там участвовали Steampacket (известные по сотрудничеству с Rod Stewart), Chicken Shack, Hardin & York и др. И в этом же году был выпущен их первый концертный альбом, состоящий из выступлений на фестивале, после чего группа решается дополнить состав до квинтета присоединив еще двух музыкантов. Тем самым BIC невероятно быстро развивалась, становилась известной, а когда они выступили на разогреве у известных Uriah Heep, во время их гастрольного тура по Германии, их дела пошли стремительно в гору.

После чего группа решается на смену названия на Ikarus. Но сменилась не только вывеска, коллектив почти полностью меняет свой музыкальный репертуар сильно усложняя его, полностью уходя в экспериментальный прогрессивный джаз-рок, с явными психоделическими веяниями. Ближе к концу 1970 года Ikarus полностью погружается в работу над своим первым и как оказалось последним студийным альбомом записывая его в гамбургской студии Windrose, а в феврале 1971 года этот одноименный альбом был выпущен на лейбле +Plus+ (основан в 1970 году в городе Квикборн, Германия Jochen Petersen), который являлся подразделением Miller International Schallplatten.

альбом “Ikarus” 1971 года
альбом “Ikarus” 1971 года
альбом “Ikarus” 1971 года
альбом “Ikarus” 1971 года
альбом “Ikarus” 1971 года
альбом “Ikarus” 1971 года

Треклист:
1. Eclipse (15:25)
a) Skyscrapers
b) Sooner or later
2. Mesentery (6:12)
3. The raven (including "Theme for James Marshall") (11:43)
4. Early bell's voice (7:44)

Состав группы

Lorenz Köhler - lead vocals
Wolfgang Kracht - bass, back vocals
Jochen Petersen - acoustic & electric guitars, alto & tenor saxes, flute, clarinet, back vocals
Bernd Schroder - drums, percussion
Manfred Schulz - guitar, lead vocals (4), back vocals
Wulf-Dieter Struntz - organ, piano

Удивительно, но на этом лейбле было выпущено всего три альбома, но каких, дебютный одноименный диск Tomorrow’s Gift 1970 года, альбом группы Wind “Seasons” 1971 года и альбом группы Ikarus. Сам релиз получился довольно сложным и разнообразным, поэтому лучше понимать его начинаешь после многократных прослушиваний, так как в нем намешано невероятное количество стилей и направлений в музыке, таких как фри-джаз и фьюжн, экспериментальная и авангардная музыка, психоделия и прогрессивный рок с определенной долей симфонизма и фолк-рока. Причем музыка варьируется от возвышенной и неземной переходя в более взрывную и агрессивную, причем все эти изменения темпа происходят иногда очень неожиданно, тем самым постоянно развиваясь в новых направлениях, что роднит их с Hannibal, High Tide, Steamhammer, East of Eden, Skin Alley, Marsupilami и др. Все вокальные партии исполняются на английском языке, и несмотря на то, что многие критики высказывались о не очень хорошей поэзии, тематика альбома сама по себе интересная, о сохранности природного богатства планеты, да и исполнение песен приличное. Ну а обилие и разнообразие инструментов, а также профессионализм и сыгранность музыкантов этого секстета дополняют вокальные партии прекрасным музыкальным сопровождением, здесь можно услышать глубокие органные проигрыши, блюзовые гитарные рифы, часто переходящие в тяжелые хард-роковые, интересная ритм-секция, чарующие и виртуозные мелодии флейты, а также джазовые импровизации саксофона и кларнета. Альбом в Германии не очень хорошо продавался, но группа существовала за счет концертной деятельности до середины 1970-х годов и в результате распалась.