Найти в Дзене
📚 МемуаристЪ

Операция Неман нашел ли режиссер запрещенное кино на литовской полке

Операция Неман – дурное глумление над разведчиками. Повестью Богомолова про «Момент истины» киноделы чуть не костёр растапливают. Сериал вышел не просто путанным и скучным, он ещё и окончательно попытки экранизации отличной книги закопал!

Когда уже научатся бить по рукам недоделанным творцам. Зачем они тянут ручонки к великим произведениям? Чтобы в очередной раз их изгадить?

Оно-то понятно за чем. Сериал по «Моменту истины» смотреть придут все. Плеваться потом будут, но придут.

Так если Вы снимать не способны – не беритесь. Придумайте свою фэнтези-историю. Про сферических разведчиков в вакууме. И снимайте на здоровье. Государевых денег не просите только и забавляйтесь сколько хотите. Но нет.

Владимир Богомолов предмет знал крепко. У него и повесть сугубо документальная. Сам ножками фронты протопал.

Кроме того, Богомолов не только в войсковой разведке послужить успел. Великую Отечественную заканчивал офицером СМЕРШа. Так что прекрасно знал о чём пишет.

Опять же, в повести большое число вполне подлинных архивных документов. Да, это не монография, а всё-таки книга художественная. Но по ней вполне можно историю учить.

В начале двухтысячных белорусы сделали довольно крепкое кино «В августе сорок четвёртого». И большое счастье, что делал именно Беларусьфильм, а не наши киноделы. Наши бы дали антисоветского жару, не сомневаюсь.

Кино на книгу похоже не до конца. Да и невозможно в картине полностью передать психологическую игру и переживания героев книги. Но вышло вполне достойно.

Отлично играет Галкин, светлая память, и Балуев главного фашиста исполнил очень убедительно.

Работы Евгения Миронова не особо люблю. Есть в его персонажах что-то эдакое, подленькое. Видимо, амплуа такое артиста, негодяев играть.

Но в картине белорусов даже Миронов вызывает только уважение. Хитрейший и отчаянный контрразведчик. Гроссмейстер, пытающийся выиграть у целой разведсети фашистов.

А время на шахматных часиках истекает. Потому как на носу операция по окружению семисот тысяч гитлеровцев. Утекут сведения – пиши пропало, замкнуть котёл не удастся.

Ставка Верховного на проводе висит уже. Дает команда жахнуть по округе войсковой операцией. Проверить всех, подозрительных арестовать, при попытке сопротивления вплоть до крайних мер.

Но для тонкой работы СМЕРШа это беда. Обрубят все концы. Ищи потом выходы на фашистское подполье. Нужно успеть сработать самим до войсковой операции.

Напряжение что в книге, что в старом фильме аж звенит. Отличная работа и авторов и артистов. Надо ли говорить, что в новодельном сериале ничего этого нет. Вообще ничего!

Новый киноделы и не претендуют. Мол, книгу мы и не читали толком. Просто взяли характеры персонажей. И написали что-то совсем своё. Гораздо лучше. Дрянь они написали первостатейную.

Понадёргали кусочков истории, замешали как в поломанном калейдоскопе. И вывалили невнятным сериалом. Там ни связного сюжета, ни подвига. Так, картинки с ярмарки.

В книге и в белорусском фильме название про «Момент истины» неспроста. Наш контрразведчик раскидывает натуральную паутину. Вот-вот сойдутся все ниточки. Станет понятно, кто же передаёт по радио фашистам наши секреты.

Эту почти неподъёмную задачу и предстоит решить героям. Найти среди тысяч солдат в условиях наступления внедрившихся предателей. Вот где накал до каждой жилы.

В новомодном сериале о предателях известно почти с самого начала. Кино скатывается в скучный и банальный боевичок. Да и то, если бы не постоянный идиотизм наших врагов – не видать бы нам Победы как ушей режиссёра.

Кстати, создатель этого сериала Сергей Виноградов – творец довольно особый. Мужчина опытный, но очень много работал с откровенно бульварным кино.

Большую часть, каюсь, я даже не слышал никогда. Зато очень прослеживается направление. Сплошные зоны, уголовники и прочие тюремные авторитеты.

Это Богомолов всю жизнь в разведке. Виноградову стилистика «Момента истины» чужда и непонятна. Собственно, он и сериал снял про каких-то наполовину уголовников. Ну так это выглядит.

Виноградов и не скрывает, что книжку не дочитал:

«Мы не делаем экранизацию. Мы снимаем киновариант по мотивам романа, используя только характеры героев Богомолова. Такой боевик с человеческим лицом».

Лицо получилось страшненькое. Главный гад – диверсант Мищенко в книге выписан крайне сухо. Мы смотрим на него глазами сотрудника СМЕРШа, по документам и сводкам. Это не живой человек – просто враг.

Зато в сериале артист Кравченко развернулся. Играет, надо отдать должное, неплохо, старается.

Только негодяй у него вышел эдаким… как это сейчас принято – неоднозначным. Сложная фигура, мятущаяся. Понять и простить. Да он же прихвостень фашистов, да Вы чего?!

Наш главный разведчик Алёхин сыгран и прописан, надо отдать должное, вполне прилично. Но зачем-то добавили тяжёлое ранение. Оно где-то сыграть в кино было должно.

Осколок крадётся к сердцу героя. Но сценаристы тут же про это забывают. Бегает-прыгает разведчик как ни в чём ни бывало.

Зато антисоветчины добавили. Надо видеть, Белоруссия – не Россия. Потому освобождённые от оккупантов селяне гордо роняют – я на московской мове не говорю.

Заодно пробросить, что большой разницы между одними оккупантами и другими, как бы и нет. Оккупанты мы для них, понимаете? Какая знакомая мыслишка!

Из позитивного – в сериале засветилась ближняя дача Сталина в Кунцево. Да и вождь промелькнул не самым вредным образом. Для нынешнего кино, едва ли, не удача!

Но и тут мазнули. Разведка не за Родину старается. Не справятся – расстреляют всех, начиная с генерала. Так под маузеры в спину и работают против диверсантов. Ну вот зачем они это в сериал тащат?

Там и генерал Егоров какой-то истеричный мужчина. Постоянно то в панике, то в грозной истерике бьётся. Это точно боевой генерал?

Ну и репрессии, куда без них. Что характерно, ничего такого в книге Богомолова не было. Но талантливые сценаристы знают гораздо лучше как было, чем настоящий сотрудник СМЕРШа и фронтовик Богомолов.

Потому ненависть диверсанта Мищенко к Советской власти вполне понятна. Всю семью порвали конями злые большевики.

У Павловского лично Сталин раскулачил отца. И отправил на «чудную планету» Колыму погибать. Даже у радиста отца расстреляли «ни за что». Как заиграл сразу сериал, чувствуете?

Зато в финале в лучших традициях американских боевиков. Наши и по движущемуся поезду побегают. По крыше, конечно. И под водой подерутся с главным гадом. И кусать врага будут в бессильной ярости.

В конце все умерли. Нет, нам этого не показали. Показали Блинова, вышедшего из госпиталя с пулей у сердца. Который на Рейхстаге что-то такое пишет из серии:

«Сценаристы остановитесь!»

Ну и понятно, что бравые разведчики Алёхин с Таманцевым до Берлина не дошли. Погибли в боях.

Вы скажете, я придираюсь к киноделам. У них каноны жанра. Ну убеждены они, что зритель их поголовно малохольные. Недоразвитые малость головой.

Потому нормальные сложные и логичные сюжеты нам не потянуть. Кормят нас, как собачек Павлова, самыми примитивными раздражителями. Любовь – звенит звоночек, предатель- лампочка мигает, репрессии – за хвост кто-то дёргает. Ну мы ж не собачки!

А может в романе дело. Ну раз не даются ему экранизации. Нет, не в романе, в киноделах.

В 1975 году, ещё при Советской власти, за эту книгу взялся режиссёр из Литвы Витаутас Жалакявичюс. И даже чуть ли не треть фильма успел заснять.

Только вот беда, оказался наш Витаутас скрытым антисоветчиком. Не скажу - литовским националистом. Но многие подумали именно так.

Когда первые материалы принесли на монтажный столик редактору Мосфильма Дьяченко - тот замахал руками. И от такой почётной работы отказался. Потому как очень хорошо понял про что выходит это гениальное кино.

Вышел некоторый скандал, такого раньше на студии не случалось. Поставили натуральный эксперимент. Кадры дали посмотреть трём консультантам. Поодиночке, чтобы не портить эффект. Все трое, не сговариваясь написали отказы участвовать в работе над шедевром. Это 1975 год, на минуточку!

Сам режиссёр в воспоминаниях, разумеется, рассказал как страшно зажимала его творчество Советская власть. По его словам лично гендиректор «Мосфильма» после просмотра чуть ли не ругался:

«Витас, отчего они у тебя такие расхристанные? Витас, это же не офицеры, а парни с гауптвахты! Витас, да это не офицеры, а уголовники!»

Всё так. Дальнейшую работу над картиной остановили, а материалы положили на дальнюю полку. Очень похоже, сегодня их кто-то нашёл.

Интересно, режиссер сериала про «Операцию Неман» Виноградов недавно не ездил в литовские киноархивы? Уж больно источник вдохновения похож. Вот где - настоящий момент истины.