Найти в Дзене

«Когда в товарищах согласья нет...» Мысли о целомудрии

Старый-старый пост из блога, написанный по мотивом дискуссии о том, что такое целомудрие.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись...
(И. А. Крылов. Лебедь, Щука и Рак)

Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак». Художник Самуил Абрамович Уманский (1955 г.).
Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак». Художник Самуил Абрамович Уманский (1955 г.).

В обывательском сознании понятие «целомудрие» практически равно понятию «девственность». Более продвинутые личности обычно расширяют этот термин до смысла «соблюдение седьмой заповеди», то есть хранение девственности до брака и супружеской верности — в самом браке. Как правило, используется исключительно в отношении женского пола. Про мужчину могут сказать, что он целомудрен, разве что если он монах. Но вопрос двойных стандартов — это тема отдельной статьи.

Но я ж зануда. Я ж филолог. Сложное слово, два корня — от слов «целый» и «мудрость». Выходит что-то вроде «целостного мудрствования». То есть когда мысли, мышление — целостны, не разорваны на части.

Не существует единого устоявшегося богословского мнения о том, из скольких частей состоит человек. Но все сходятся в том, что человек — нечто большее, нежели просто материальное тело. Одни святые отцы считают человека двусоставным — состоящим из тела и души (причём душа делится на «высшую» и «низшую»). Другие говорят о трёхчастности: тело, душа и дух. Лично мне концепция трёхчастности более близка, поэтому я буду говорить в её терминах.

Итак, тело — это материальная составляющая человека. Душа — психика, рефлексы всякие, то, что принято называть «инстинктами» (хотя по отношению к человеку это некорректный термин), а так же страсти. Дух — та самая часть, которая от Бога. То, что отличает человека от животных (у которых душа-то тоже есть). Высокие чувства, благородные порывы души, милосердие и самопожертвование...

И в идеале между всеми тремя частями должна соблюдаться строжайшая иерархия. На первом месте — дух, который определяет смыслы жизни и руководит душой, чтобы та организовывала к этим смыслам продвижение. На втором месте — душа, которая подчиняется духу и, в свою очередь, командует телом: «А ну подняться с дивана и отвести меня в храм!» На третьем — тело, подчиняющееся душе.

И если вопросами связи души и духа занимается аскетика, то связь души и тела и в светской науке изучена достаточно хорошо. Вспомним такое явление как психосоматика: состояние души отражается на состоянии тела и даже способно влиять на его работу. Именно душа — на тело, а не наоборот, какие-нибудь там гормоны на душу. Связь-то биохимии с душевным состоянием доказана, но вот вопрос: что первично, а что вторично?..

Всё бы хорошо, да только мы же помним, что в результате грехопадения человеческая природа оказалась повреждена. И сейчас мы имеем примерно такую картину.

Дух: «Случились неприятные события — короновирусы всякие... Ну что ж, на всё святая воля Божья, надо смириться».

Душа: «Ааааа!!!! Мы все умрём!!!! Паника-паника-паника!!!!!» (и дух оказывается гласом вопиющего в пустыне)

Тело: «Душа, да достала ты меня своими стрессами! Пойду к холодильнику, там, кажется, ещё полтортика было... Как это “вредно и лишний вес”? Да мне пофиг, это ты переживаешь из-за внешнего вида, а мне и так неплохо».

В общем, налицо классическая ситуация, когда

Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

То есть не все три составляющие человека — заодно ради единой цели, а каждая в свою степь. Кто в лес, кто по дрова. И вот это-то и есть нарушение целомудрия — целостности в целях духа, души и тела, когда низшие части начинают командовать высшими, а часто даже подчиняют их себе.

Разумеется, и на вопросы интимной стороны отношений это тоже распространяется. Дух — он о соблюдении заповедей, о большой и чистой любви. Душа — чихала на большую и чистую, ей хочется море страсти, «бабочек в животе» (и в тот момент совершенно не думается о «похмелье», когда страсть пройдёт). Тело вообще чихало на всё, оно хочет физического удовлетворения половой потребности — а дальше трава не расти (та самая ситуация, когда люди думают не головой, а головкой).

Христианская цель бытия — возвратить утраченное богоподобие. А для этого нужно восстановить потерянную иерархию: подчинить тело душе, а душу — духу. В идеале — полностью взять под контроль разума и воли все телесные проявления, чтобы те не «своевольничали» и полностью соответствовали божественному замыслу.