Отличить флорентийскую мозаику от прочих мозаик просто, но отыскать ее - квест. Да, "флорентийская" - самая заморочная мозаика на свете и придумали ее, ясен день, во Флоренции. Однако мозаика, встречающаяся вам в соборах Флоренции, флорентийской не является, как бы странно это не прозвучало. Это другая, классическая, так называемая "римская" мозаика, с рисунком, собранным из пикселей крошечных кубиков смальты, то есть из плавленого цветного стекла. Спору нет, "римская мозаика" прекрасна и весьма трудоемка, но флорентийская отличается от нее принципиально.
Флорентийская мозаика, как это сделано?
Проект по производству особенной мозаики, которую сами итальянцы кличут Pietra dura или Pietre dure (а во всем мире, соответственно, именуют "флорентийской"), курировал лично Великий Герцог Тосканский Козимо I Медичи (всё с большой буквы, герцог был проактивный, всем герцогам герцог), он и цех-мастерскую учредил, и заказами его загрузил. Мастерская поныне действует как музей, институт и реставрационная лаборатория. Будем честны, в XXI веке заказать настоящую флорентийскую мозаику домой себе мало кто может позволить. Современные великие герцоги, если и любят тонкую ручную работу, то скорее учредят небольшой заводик по производству микрочипов в Китае. Уж больно дорогое и хлопотное это дело! Для изготовления флорентийской мозаики не используется смальта. Только твёрдые цветные натуральные минералы с насыщенным естественным рисунком, в основном, мрамор всех оттенков и яркие поделочные, изредка полудрагоценные камни. Использование натурального рисунка каменной пластинки - суть технологии. Решающим фактором является цвет камня, он задействован в каменных картинах вместо красок. Детали рисунка вытачиваются из камня так, чтобы их цвет и фактура отражали художественный замысел автора. Пятнистые парчовые яшмы имитируют пеструю шкуру животных. Зеленые змеевик, амазонит и уральский малахит помогают изобразить листья и деревья. Красная египетская и сургучная яшмы передают розовые и бордовые оттенки на лепестках цветов. Вырезанные точно по рисунку каменные элементы затем тщательно подгоняются друг к другу и склеиваются. Затем соединенные части шлифуются вместе так, чтобы поверхность представляла собой единое целое. Никаких швов "с затиркой" не должно быть видно. Внешне флорентийская мозаика немного напоминает маркетри (инкрустацию мебели цветным шпоном и перламутром), но при этом, все ее элементы сделаны из камня.
Где во Флоренции искать флорентийскую мозаику
Вопрос совсем не так прост, как на первый взгляд может показаться. Как вы уже поняли, ответ "Она повсюду!" не годится. Вот вам три заветных места:
📌Во-первых, собственно флорентийский музей-мастерская Opificcio delle Pietre Dure, находящийся на Виа дельи Альфани, 78. Здесь демонстрируют обширную коллекцию мозаичных панно и предметов и подробно показывают технологию изготовления флорентийской мозаики, включая распиловочные станки шестнадцатого века.
📌Затем, Капелла Медичи в Сан-Лоренцо, в основном для ее отделки и была когда-то создана мастерская. Стены Capella dei Principi (Капеллы Принцев) сверху донизу покрыты разноцветным мрамором, на стенах интарсии (вставки) с мозаичными гербами. На алтарной преграде декоративные пластины с завитушками, картушами, жанровыми сценами и натюрмортами такой степени реализма, что посетителям невольно хочется протереть глаза: не очень-то верится, что все это возможно было сделать из камня. Пока вы здесь, загляните в Sagrestia Nuova (Новую ризницу). Навигация внутри Сан-Лоренцо не блестящая, так что я чуть не пропустила вход в мавзолей с знаменитыми на весь крещёный мир надгробиями работы Микеланджело. Там мраморные "День и Ночь" возлежат на саркофаге Джулиано Медичи, а "Утро и Вечер" - у Лоренцо Великолепного.
📌И в-третьих, совершенно сказочная мебель в музее Палаццо Веккьо - комодики-секретеры из черного дерева, ящички которых украшены каменными панелями флорентийской мозаики. Пейзажи, цветы и птицы на них чудо как хороши, они покажутся вам изысканной росписью. Это самый камерный из вариантов флорентийской мозаики.
Настоящая флорентийская мозаика в большинстве случаев монументальна, мастера Возрождения мыслили ее как масштабную живопись в камне, создаваемую на века.
Есть ли в России что-нибудь подобное?
"Ах, если любит кто кого, зачем ума искать, и ездить так далёко?" - отвечу я вам (как Софья из "Горя от ума"), и отправлю любоваться флорентийской мозаикой... в метро!
У нас в России к узорчатому камню пламенная, исторически сложившаяся страсть. Русская мозаика из малахита заслуживает отдельного рассказа. Волшебные уральские сказы Павла Петровича Бажова и эмоциональные "очерки о самоцветах" академика Ферсмана эту любовь развивают и поддерживают. Поэтому, когда речь заходит о дворцовом интерьере, у нас есть на что посмотреть, в том числе, во дворцах общенародных - в легендарном метрополитене.
В Московском метро потолок станции "Белорусская" (кольцевая) украшен дюжиной плафонов, созданных в 1952 году советским художником Григорием Ивановичем Опрышко. За эту работу художник получил государственную премию.
В московском метро флорентийская мозаика есть еще на станции "Чеховская". По эскизам художников Петра и Людмилы Шорчевых мозаика была исполнена в камне художником Алексеем Загорским, архитекторы станции Виктор Черёмин и Александр Вигдоров. Девять композиций из 1987 года. Стиль немного суров, но внушает!
А в городе Горьком, где ясные зорьки, четыре флорентийские мозаики в стилистике восьмидесятых годов украшают станцию "Московская" Нижегородского метрополитена, они посвящены истории Москвы, а еще есть монументальная композиция с цветами на станции "Парк культуры".
И наконец, чудеснейшая флорентийская мозаика была сделана в 2008 году на станции метро "Волковская" в Санкт-Петербурге. Это два панно "Деревня Волково" и "Волковский мост" - работа художников Александра Кировича Быстрова и Егора Александровича Быстрова.