Найти тему
📚 МемуаристЪ

Пятьдесят миллионов листов в фильме Нюрнберг

Вы слышали, что наш главный обвинитель Нюрнберга прокурор Руденко лично расстрелял двенадцать тысяч человек! Я вот тоже, когда прочитал в модной энциклопедии, обалдел. К сожалению, Сергей Безруков обелению образа честного прокурора тоже не помог. Картина «Нюрнберг» получилась настолько же беспомощная. Хоть и слопала без малого семь сотен миллионов государевых денег.

Фильм «Нюрнберг» ждали, картина обещала подлинный, почти документальный рассказ о самом страшном процессе всех времён и народов. Не считая, международного трибунала по Дальнему Востоку.

Материалов, даже в открытом доступе, о процессе на пару Ленинских библиотек. Пятьдесят с гаком миллионов листов документов. Плюс километры плёнки с аудиозаписями допросов и выступлений. Плюс вполне приличного качества кинохроника.

Казалось бы, простор для историка потрясающий. Если Вам драматургии не хватает - её в реальном процессе в избытке было.

Послушайте на досуге, например, выступления свидетелей. Самых простых советских людей. Ка жгли их деревни, как убивали детей, как издевались в концлагерях над пленными.

Там без слёз слушать невозможно. Каждая история – чьи-то загубленные фашистами жизни. Картину можно сделать совершенно могучей драматической силы. Ведь это и была самая страшная драма нашего народа за всю историю.

Мединский ровно это и обещал. Лично Медведев подписывал постановления о выделении новых сотен миллионов на картину. Создатели говорили, что в фильме откроют нам ранее неизвестные документы и тайны Нюрнбергского процесса. И как?

Нам показали обычный шпионский боевичок. Со сценарием, наезженным до мозолей. Агент спецслужб, простите, разведки. Почти Штирлиц.

Любовная история, репрессии, картонные фашисты-подпольщики. И садовник-предатель, который затаился среди ближайших соратников. На кого и не подумаешь.

Ну и финальное сражение главного героя с главным негодяем. Разумеется, главгад фашистов выглядит крайне фактурно и намного привлекательнее нашего разведчика. Не зря же опять позвали играть героя-любовника Вольфганга Черни.

Вышло, извините, опять барахло. Не скажу, что совсем антисоветчина, не скажу, что смотреть противно. Но никаким Нюрнбергским трибуналом там и пахнет, так, украшение для задника. Проходной боевичок, не более.

Советское военное кино было очень сильным, но заклёпочники его костерили. То у них гимнастёрка не того покроя. То современный танк плоховато под «Тигр» загримирован. На вкус, впечатление это не портило вовсе.

В картине про Нюрнберг ровно наоборот. Материальная часть выполнена неплохо. И зал заседаний трибунала сделали похоже. Кстати, его как музей решили сохранить и передали парку «Патриот».

И форма хороша, и подбор отдельных артистов на роли фашистских преступников очень достойный. А вот сюжет – ерунда полная, да и с актёрской игрой очень плохо.

Артистов-то набрали дорогих и умелых. Тот же Евгений Миронов или Сергей Безруков. Ведь могут, если задачу правильно поставить. Но тут провал полный.

Ну не верю я в прокурора Руденко в исполнении то ли Пушкина, то ли Есенина. То ли слесаря из разбомбленного фашистами музея в Михайловском. Это не Руденко даже близко.

Опять же, очень плохой текст. Обратите внимание, как в конце тридцатых у нас в кино делали исторические картины. В том же «Пугачёве» можно картинку выключать и как радиоспектакль слушать. Не ошибёшься ни в эпохе, ни в происходящем. Насколько вкусно сделана старинная речь.

Речь времён Победы тоже очень сильно отличается от нынешней. Даже не столько словами, строем фраз, акцентом на отдельные слова, выговором. Послушать старую плёнку – сразу и вкус и аромат эпохи совершенно другой.

Для киноделов – задачка не хитрая. Тот же Руденко и на киноплёнке, и в записях есть в количествах. Материал для актёрской работы богатейший.

Вы просто сделайте как было. Не надо идиотский сюжет выдумывать. Сыграйте близко к тексту пару дней заседаний. Да ведь шедевр получится. Там и патриотизма будет горстями не вычерпать!

Вместо этого вытащили не самую сильную книгу Звягинцева «На веки вечные». Да и её переврали. Звягинцев – историк настоящий, но книжка сугубо художественная. Ровно тот боевичок и есть.

Может я привередничаю? Ну судите сами. Начинается всё как боевик. Наши солдаты штурмуют город, по ним лупит снайпер. Очередной Рэмбо валит снайпера прямо из пистолета.

Это и есть наш герой. Он, надо видеть, интеллектуал. Разведчик, секретчик, в совершенстве знает языки.

Зовут джентльмена Джеймс… простите, Игорь Волгин. Грешным делом подумал, что именно в его честь и назвали Волгоград. Ну а что, город товарища Волгина.

К чему это всё – непонятно. Вероятно показывают насколько крут наш Джеймс Бонд. Тут же на стенку вешают Чеховское ружьё. Как из концлагеря бежит брат главного героя с пучком кисточек в руке. Чтобы никто не перепутал сего художника.

Ружьё так и не выстрелит. Весь фильм товарищ Волгин безнадёжно ищет брата. Он и в Нюрнберг-то напросился не на процессе работать, а брата искать. И так и не нашёл. Это новое слово в драматургии – нестреляющее ружьё.

Потом окажется, что художника держало в застенках фашистское подполье. Но как-то ему удается отправить пакет рисунков матери, но пришёл он брату почему-то из американской зоны оккупации. Я так и не смог понять как это у них работало.

В кино интересном, например, в рисунках был бы намёк. Где искать, как спасти брата. Или, например, зашифрованное предупреждение, что фашисты готовят побег главных преступников с трибунала. Но ничего этого в картине нет, просто рисунки. Просто низачем.

И вот наш супер-секретный Рэмбо прибывает в Нюрнберг. Его ждут две страшно невыполнимые миссии. Первая – найти в пещерах секретные плёнки с преступлениями нацистов.

То есть, следователи трёх стран год готовили процесс и не нашли ничего. А наш Волгин за пару часов должен смотаться. И представить убойные материалы для процесса.

И второе, еще более секретное задание. Главные нацисты на процессе работали с самыми дорогими германскими адвокатами. И от многих обвинений почти отвертелись.

Тут не знаю, это не подписывал. И вообще, меня оклеветали. Я всегда Гитлера осуждал в глубине души.

Надо понимать, что Нюрнберг не был судилищем победителей. Нет, это полноценный суд. С показаниями, доказательствами, уликами. Каждое обвинение в ужасающих преступлениях было именно что доказано!

Один из сильных свидетелей – оказался сдавшийся нам под Сталинградом фельдмаршал Паулюс. Долгое время вообще скрывали, что он жив.

Тем временем, мужчина понаписал очень много важнейших показаний. И его выступление на процессе решало очень многое.

Понятно, вражеские спецслужбы очень порадовались бы устранению Паулюса. Не говоря уже, о выдуманном авторами германском подполье.

Так вот секретно доставить Паулюса в суд и должен был наш Рэмбо. Впрочем и тут его провели.

Задачки эдак на эпоху. Чем занят наш Волгин? Правильно, собачится с немецкой хозяйкой, ходит по Нюрнбергу в поисках брата. Регулярно вешает на стене объявления о поиске брата. А хозяйка следит за ним и объявления срывает. Потому как ненавидит советских «оккупантов». Это точно патриотическое кино?

Ну и по концертам успевает гулять. Именно там он знакомится с девушкой Леной в исполнении Любови Аксёновой. И тут же начинается любовь.

Девушка оказывается с двойным дном. Когда разведчик узнаёт, что её угнали работать на снарядный завод в концлагере – решительно с девушкой рвёт:

«Кто хотел сражаться - сражались».

Ну да, наш Джеймс Бонд, как бы это… Показан негодяем. Чистоплюйство к тоненькой девчушке, чудом спасшейся из концлагеря.

Позднее у Лены окажется и второе и третье дно. Оказалось, из концлагеря её достал главный фашист Гельмут Хаммер, ну да, молоток. И это не фамилия, а кликуха. Уж больно любит мужчина кувалдой по людям-то.

Играет молотка наш любимец Вольфганг Черни. Девушка становится агенткой фашистского подполья. Потом окажется, что и Советская разведка её перевербовала. Потому как работает девушка на полковника в исполнении Миронова. Сердце красавицы склонно к измене.

В общем разведчик то падает с Любовью в постель. То страдает от разлуки. Смотреть за этим просто муторно.

Тут в Нюрнберге всё закрутилось. Бандиты Молотка нападают на лагерь военнопленных. Которых охраняют американцы. Янки, разумеется, сразу разбежались. На свободе оказывается триста солдат фашистов!

Теперь эта наслабая сила должна подготовиться и напасть на тюрьму. Чтобы выкрасть всех нацистских бонз. И сорвать трибунал. Это всё авторы придумали, если что, ничего такого в истории не было. Хотя, нам же обещали раскрыть ранее неизвестные тайны архивов!

Тем временем Волгин везёт с аэродрома фельдмаршала. За ним гонятся фашисты, перестрелка. Машина тонет в реке вместе с Паулюсом. Чудом спасся только сам Волгин.

Он растрёпанный и мокрый прибегает в суд, а там живой и невредимый Паулюс! Хитрый полковник разведки в исполнении Миронова всё просчитал.

Предатель где-то рядом, потому пусть погоняются за адъютантом Паулюса. Который счастливо и утоп. А настоящего фельдмаршала привезли другим путём. Ох, хитёр артист Миронов!

Тем временем нам регулярно показывают заседания трибунала. Выглядит крайне неубедительно. С основным сюжетом не связано никак.

Гораздо лучше было бы пустить нарезку реальной кинохроники. Как в «Семнадцати мгновениях» сделали. Вышло бы на порядок лучше.

Артист Безруков – опытный, поэты у него выходят неплохо. Но не все роли может сыграть артист, есть пределы психики, организма, типажа. Не случайно, большая часть артистов всю жизнь играют одно и то же амплуа.

Безруков старается, это видно. Но на мой вкус, советский прокурор из него никакой. Ну не выходит из него товарищ Руденко, как бровки не хмурь!

У разведчика новое задание. Полковник говорит – всё не так просто. Нужны улики! Ты же разведка, работай!

Волгин прямым ходом мчит в пещерку. Как он про неё узнал? Кто спрятал там секретные плёнки. Военная тайна.

И опять побегушки, пострелюшки. Ушли чудом от фашистов. Но улики для трибунала добыли. Опять непонятно, кто же сдал операцию. Откуда фашисты узнали про заветную пещерку?

Давайте проявим чудеса дедукции. Про обе операции знал ещё разведчик Зайцев. Который всюду с Волгиным таскается. И в пещерку он с главным героем ездил. Кто же предатель, Волгин или Зайцев… Загадка.

Тут новое Чеховское ружьё подъехало. В Нюрнберг приезжает видный германский юрист, чтобы работать на процессе.

Фашисты немедленно похищают у него дочку и няню. Чтобы юристом помыкать. Впрочем, пригодился юрист не сильно. Потому главный гад Хаммер забил дяденьку любимым молотком.

Осталась сироткой немецкая девочка. Куда же она денется в конце фильма? Неужели её спасёт и удочерит главный разведчик с девочкой Леной? Не могут же сценаристы работать настолько топорно и в лоб! Очень даже могут, так и выйдет!

Тем временем фашистское подполье идёт штурмовать зал суда. Но Волгин уже всё выяснил. Потому врагов покрошили на подходах.

Волгин чуть было не схватил фашистского Молотка. Но тут на сцену выходит садовник. В смысле, товарищ Зайцев. Надо же, предатель, всё-таки, он!

Зайцев спасает Гельмута и странная пара удаляется. Почему советский разведчик работает на фашистов? Что подвигло его на измену?

Очевидно, он так и сообщает с надрывом. Что, мол, у тебя хоть брат есть. В плену у фашистов, но есть. А у меня всю семью в тридцать седьмом… А Вы думали, патриотический фильм без репрессий обойдётся?

Кстати, как в секретную разведку попал сын врага народа Зайцев? Его там не проверяли вообще что ли?

Что ж, осталось заштурмовать тайный лагерь фашистов. Освободить девочку Лену, освободить дочку убиенного адвоката. И получить награду за успешно пройденную игру.

Но в городе, внезапно, немцы. На дорогах проверки. В американской зоне никого не пропускают. Даже советскую разведку.

Нет, ну не собирать же войска для штурма лагеря подполья. У Вас тут триста беглых фашистов бегают с оружием. Какая мелочь.

Тут из кустов выезжает рояль в виде Виллиса. С рыжей американкой и фотокорреспондентом. Это явная отсылка к не самому плохому фильму «Победа» по повести Чаковского.

И вот наша разведка на Виллисе мчится в лес штурмовать в два лица лагерь фашистов. Всех победили, всех спасли.

Финальная схватка Волгина с Хаммером. Почему-то тот пришёл без кувалды. И вот-вот молоток застрелит нашего разведчика. Но тут героя Черни кто-то валит выстрелом в голову. Ура, наши победили!

Киноделы стремительно развязывают все завязки. У Волгина и Лены опять любовь. Девочку удочерили. Брата не нашли.

Советский строй людоедский. Потому как Лена пошла служить Хаммеру из страха вернуться в Союз после концлагеря. Как я же я объясню, что точила снаряды в лагере?

Трибунал закончился. Фашистов жгут в печках. Ура, наши победили второй раз. Конец фильму.

Ну что сказать? Картина настолько патриотическая, что в неё прямо просятся финальными титрами строчки из лживой современной энциклопедии.

Что прокурор Руденко входил в состав расстрельной тройки. Что приговорил к расстрелу почти десять тысяч по приказу 00447 и еще две с половиной тысячи по «национальным контингентам».

Крупно через экран должна плыть фраза:

«При многих расстрелах Руденко присутствовал лично».

И зловещая ухмылка Сергея Безрукова в мундире прокуратуры и модных наушниках образца 1946 года.

Вот было бы кино понятное. А то и Вашим, и нашим. То ли за белых, то ли за красных.

В прокате картина, кстати, провалилась. Чтобы окупиться должна была собрать под полтора миллиарда рубликов. Собрала в пять раз меньше. Да деньги государственные, велика ли печаль?

За в 2023 году удостоилась аж гран-при Международного фестиваля военного кино имени Озерова. Ну кинокритикам виднее, наверное. Пятьдесят миллионов листов документов трибунала и все сгорели в той самой топке, что показали нам киноделы. В дым ушло.