Вот уж не думал. что когда-нибудь напишу статью с таким заголовком и, что ещё невообразимее, с таким содержанием.
Заодно попытаюсь решить задачу совмещения несовместимых вещей - подушнить, поржать и чтобы вдохновляюще было. Хоть немножко))
Итак, почему, собственно, возник этот вопрос с более чем очевидным ответом? Если вкратце, накопился смех разной степени беззлобности от восприятия феномена репетиторов и репетиторской деятельности разными людьми. Нет, с теми, кто считает репетитора халдеем с волшебной палочкой, который за скромные чаевые вывернется наизнанку и вложит всегдаправому (написано слитно намеренно) клиенту свои мозги, всё как раз понятно. Гораздо интереснее, что думают о нашей профессии те добрые люди, которым не особо часто приходилось с нами сталкиваться. А ещё - многие из нас, репетиторов, которые ступили на этот путь не так давно, или, наоборот, довольно давно, но почему-то немного путаются в реалиях.
Пафосно, да.
Репетитор не знает никаких секретных методик обучения. Вообще, если на то пошло, никаких секретных, тайных, волшебных образовательных технологий не существует. Более того, репетиторы порой знают о преподавании меньше, чем их коллеги, посвятившие себя целиком работе в школе, например.
Просто то, что достаётся от учителя целому классу, репетитор должен отдать одному ученику. Большинство учеников берёт. Возможно, с непривычки им кажется, что объяснения более понятны, более просты - иногда так и есть. Однако, если твоё внимание сосредоточено на том, что вы делаете вдвоём с репетитором, то ты запомнишь и поймёшь это лучше. Как если бы учитель после уроков остался с тобой и объяснил тебе персонально. И да, ученик, не привыкший брать то, что ему дают учителя, не будет брать это и от репетитора.
Некоторые репетиторы не имеют опыта работы в школе, и это не хорошо и не плохо. Те, кто способен работать с учениками, совершенствуется в профессии. Те, кто не способен - уходят, как из любой другой. И, напротив, есть люди и с дипломами, и со стажем, и с категорией, но допускать их к работе с детьми... Скажем так, было бы опрометчиво.
У меня такие были - моя первая учительница и её брат, тогдашний директор школы
У репетитора нет руководства. Вообще никакого. Он несёт ответственность - как и все люди. Но никому не даёт отчёта о том, что, как и зачем он делает. Ему просто принято доверять - обычно после его усилий ученик демонстрирует успехи. Так же было бы, если бы ученик учителя слушал в школе. И повторял бы за ним. И думал бы головой. В этом ничего сложного нет, но ученики не привыкли. Почему-то. Странно, да (сарказм).
У учителя есть цель - научить. Воплощению этой цели часто препятствуют обстоятельства в виде бюрократии, самодурства руководящих, инфантильной истеричности привыкших к безнаказанности и не имеющих совести... Много что. Но он так или иначе её добивается. Возможно, не для детей, а для того, чтобы от него, наконец, отстали. Отстали те, кто ничего не понимает в его работе, но требует чудес - он якобы обязан, якобы призвание у него, якобы сам выбрал!
Отвалите, пожалуйста, от учителей. Перестаньте взывать к их совести - особенно, если своей маловато.
У репетитора тоже цель - научить. Только она идёт вторым номером. А первым - это заработать. Заработать денег, репутацию, обзавестись контактами. И он, в отличие от учителя, менее скован условиями - он может выбирать учеников. Репетитор - это тот учитель, который сознал, что работа должна рано или поздно сменяться на отдых. Или на другую работу - для достижения СВОЕЙ цели, а не цели других людей, учеников, их родителей, общества. У него приоритеты чётче и циничнее расставлены.
Иногда учитель и репетитор - это одно лицо - так у каждого человека есть разные стороны личности. Счастливы те, у кого они не конфликтуют.
Часто бывает так, что репетитором становится человек, считающий, что это очень легко и просто - рассказывай кому-нибудь что-нибудь, да и всё, а деньги тебе будут люди сами мешками носить. У них, на удивление, вполне хватает клиентов. Они порой объединяются в "онлайн-школы", на вебинарах рассказывают о десятилетнем опыте успешного преподавания к девятнадцати годам и о сотнях и тысячах подготовленных медалистов и стобалльников. Вероятно, в детском возрасте они играли в школу, и любимые игрушки - мишки, куклы, солдатики, хагги-вагги, смешарики, сквиши, нужное подчеркнуть, недостающее вписать - были очень покладистыми и прилежными учениками, это воспоминание до сих пор согревает их нежные сердца настолько эффективно, что свой педстаж и опыт они начали считать прямо с детского, четырёх-пятилетнего возраста.
Как, например, одна девочка, которая вдруг в МГУ в возрасте начальной школы поступила и, в гораздо большей степени, её папа. Да, она какой-то предмет репетирует...
Других способов получить такой опыт к первому-второму курсу универа я, к сожалению, не знаю.
Кстати да, я дорос уже до возраста, когда кто-то мне может поставить в упрёк, что я завидую успешной молодёжи. Нуууууу, как сказать... Приходилось мне сотрудничать с "успешной молодёжью", приходилось, что называется, подтирать за ними, когда они, дальновидные, мудрые и предприимчивые, косячили и обделывались так, как не сумеет никто другой, доказывая в очередной раз бездонность человеческой глупости и тщеславия. Не только в образовании, в других областях тоже.
Знаю и по-настоящему умных, толковых, у которых не считаю зазорным поучиться даже и сейчас, несмотря на то, что они мне в дети годятся. Их мало, но знакомством с ними - ГОРДИШЬСЯ. Они классные)))
А ещё репетиторы сильно задолго до 2020-го года освоили онлайн-обучение. Сами освоили, не по срочному указанию сверху. Отработали - более того, есть толковые методики онлайн-обучения, и да, их разрабатывали люди для своей практической деятельности, а не для того, чтобы их все-все брали принудительно на вооружение, а потом разочарованно кривились, потому что у них не получилось. Репетиторы сами постоянно учатся. И берут на себя ответственность за то, как они будут разговаривать со своими следующими учениками, выросшими в других условиях, чем предыдущие. Репетитор - настоящий - идёт в ногу со временем, понимая, что условия работы могут измениться в любой момент, и именно от него зависит, как он построит взаимодействие с учеником, родителями. Он не ждёт, что ему объяснят, как надо работать. Он никогда не скажет - я не хочу разбираться в том-то и том-то, потому что знает, что ему никто нигде и никогда не пойдёт на какие-то уступки. Если он не захочет разбираться в чём-то, что ему хоть как-то пригодится - ему пора на отдых. Совсем.
Репетитор - это тот, кто выбрал свободу и ответственность.
Иногда - мимолётно - ностальгируя о более стабильных временах, когда за него решал кто-то другой. О детстве)))
Обнимаю.
Ваш Пал Саныч Рябчиков