Сегодня Минпромторг рассказал о первом полёте практически полностью импортозамещенного самолета SJ-100: для испытаний полёт прошёл с французским двигателем SaM146, но второй испытательный самолёт уже готовится взлететь с нашим двигателем ПД-8.
Нынешний полёт прошёл удачно, продолжался 54 минуты, всё работало успешно, а было-то заменено немало: около 40 компонентов, которые ранее импортировались. Полёт прошёл на эшелоне до 3000 метров, а скорость составляла до 343 км/ч.
Инвесторы увидели перспективу и понесли деньги: так, сегодня акции «Объединенной авиационной корпорации» (ОАК) дорожали в моменте на 45,1% за сутки, причём Мосбирже пришлось вводить инструмент дискретного аукциона из-за такой позитивной раскачки рынка.
Правительство РФ намерено потратить на развитие авиации России немалую сумму — 650 млрд руб., и эти деньги планируется привлечь из нашей «кубышки» — Фонда национального благосостояния.
Ожидается, что в ближайшие семь лет из указанной суммы 410 млрд руб. будет потрачено на обновление парка самолётов и вертолётов ФГБУ «Специальный лётный отряд «Россия»». Остальные средства — на развитие серийного выпуска SJ-100 и МС-21. Кроме того, кабмином уже принято решение выделить из государственной казны 42 млрд руб. на удвоение программы выпуска самолётов Ту-214, до 20 единиц ежегодно, при этом ещё 41 млрд руб. планируется на эту же цель привлечь через выпуск облигаций «Ростеха», с купонным доходом в 1,5% годовых и со сроком обращения до 15 лет.
Если говорить про двигатели, то ПД-8 для SJ-100 был протестирован в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Сертификация SJ-100 с российским двигателем в этом году, скорее всего, будет частичной с выходом на полную сертификацию уже в следующем году. Также, ожидается, что во второй половине 2024 года когда начнётся серийное производство SJ-100, новому самолёту дадут более интересное название.
То, что происходит, является важным событием. Импортозамещение — это всегда большие деньги. Как говорил президент России Владимир Путин, после 2014 года были потрачены значительные ресурсы, чтобы развить отечественное сельское хозяйство. И результат получился. По самолётам также виден прогресс.
При этом нужно знать, что происходит в мире. Некоторые СМИ смеялись, что в прежней версии SJ-100 70% компонентов были импортными, но почему-то молчали, что у американского Boeing до 80% из того, что сделан самолёт, ввозится из-за рубежа.
Или взять самолёты C919, которые собираются в КНР. Двигатель — совместная разработка США и Франции. Система антиобледенения крыльев — французская. Подача электричества на самолёте, радар погоды, датчики полёта, система приземления, шины, системы контроля заправки и дверей воздушного борта, а также запасные части — всё импортируется из США.
Для Пекина использование импортных компонентов — это своего рода «пропуск», чтобы самолёты C919 успешно проходили сертификацию для полётов в США и странах Евросоюза.
У нас — особая история. Когда мы не раз слышали, что в отношении России введены санкции объёмом, с которым не сталкивалась ни одна страна в мире, то это — факт. Отсюда и то, что наш самолёт SJ-100 является уникальным по степени локализации производства. Это, безусловно, победа, а когда этот самолёт пойдёт в серию, то это станет ещё более значимым результатом. Далее, нужно работать с дружественными странами, в рамках стран БРИКС+, и не только. Уже ведутся переговоры по сборке SJ-100 в Индии с прицелом на то, что Нью-Дели будет покупать для себя собираемые воздушные борта.
История с антироссийскими санкциями заставляет вспомнить прошлое. После Второй мировой войны США запретили своим и европейским кредитным организациям финансировать японские банки, посадили Токио на диету под названием «долларовое голодание». Но Токио решило не опускать руки, и как ответ на ограничения стал активно развиваться особый стиль менеджмента — японский, со своими подходами к эффективному управлению производством. Любопытно, но японцам в этом помогали несколько американцев, которые были разочарованы политикой США и уехали-бежали на остров Восходящего Солнца.
Результат был оценен не только японцами, но и рядовыми американцами: когда импортируемые японские автомобили Toyota обогнали в США по популярности Ford, то стало понятно, что Токио превозмог санкции и добился триумфа. Собственно, России стоит присмотреться к историческим примерам. Если когда-нибудь наши SJ-100, МС-21 и ТУ-214 вытеснят с ключевых позиций в мире американские Boeing и Airbus, то тогда это будет уже российский триумф в глобальном масштабе. Но для этого предстоит много лет работы.