Оборотни, что же нам известно об этих существах? Большинство смотрело кино и думает, что оборотень это человек-волк, точнее, человек, который в полнолуние превращается в волка - огромного, волосатого, с жуткой пастью хищника, который ходит на задних лапах, подобно человеку, а передними лапами рвёт жертву на части и кушает своей жуткой мордой. Боится оборотень серебра. Вот в целом и всё, что нам известно из голливудских фильмов. Но я, так же как и многие, жил себе и не тужил, был уверен, что оборотни это выдумка Голливуда и как бы не обращал на это всё внимание. Как вдруг, понял, что любые мифы и легенды на чём-то основаны, есть какие-то истории, которые все друг другу пересказывают и что у каждого выдуманного персонажа есть предыстория, прототип и своя легенда. Так вот, у оборотней тоже не всё так просто. Начнём по порядку. Русское слово "оборотень" означает обернуться во что-либо. И в корне этого слова не обязательно лежит волкообразное существо, т. е. под оборотнем может пониматься любое существо или предмет, который по каким-то причинам обернулся в другое существо или предмет. К примеру, если вы идя ночью в лесу только под светом луны увидите вдалеке чёрта, а вблизи это окажется дерево, то по сути вы увидели оборотня. Толи чёрт в дерево обернулся, то ли дерево в чёрта, это уж как вам повезет. Однако, в западной культуре оборотень переводится как Werwolf - чувствуются немецкие корни слова, ну и волк. Тут однозначно понятно, что оборотни на западе это волки, как раз те самые, о которых снимали кучу фильмов. Исследуя вервольфов мы узнаем, что причиной такого превращения является болезнь - ликантропия, и о чудо, оказывается, есть клиническая ликантропия. В результате которой, человек, страдающий сим не дугом, думает, что превращается в животное, чаще всего в волка, но иногда он может считать себя и цветком. И как оказалось, слово и определение болезни дали древние греки - (λυκάνθρωπος). А теперь мы ищем истоки в самой древности и узнаем, что существует несколько мифов и библейских историй о больных ликантропией. Даже в "Слове о полку Игореве" есть сведения о князе Всеславе Брячиславиче (Всеслав Вещий, Всеслав Чародей; умер 14 апреля 1101) - князь полоцкий с 1044 года, который предстает в образе чародея, колдуна и человека, умеющего превращаться в волка. В общем и целом история об оборотнях идёт из самой древности. Очень много исторических персонажей предстает в образе волка-оборотня. Помимо этого существует болезнь - врождённый гипертрихоз, которая приводит к обильному росту волос на теле и на лице. И если человеку не повезло заболеть сразу двумя болезнями - гипертрихозом и ликантропией, то мы получаем классического оборотня из фильмов. И всю эту интересную информацию о реальных, а не выдуманных оборотнях вы можете найти в интернете, например, тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F#%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80, и вот тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C#%D0%92_%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8. И казалось бы, вопрос исчерпан, однако я воспользуюсь фразой одного философа современности - "а что Китай?" - и тут нам открывается новый, дивный мир.
В азиатской мифологии есть оборотни, но это лисицы и женщины. Если в западных поверьях все оборотни это люди мужского пола, превращающиеся в волков, то на востоке это женщины, превращающиеся в лисиц. И вот что интересно: на востоке не человек превращается в оборотня, а дух превращается в человека, и есть их два типа - 1) который тебе помогает и защищает и 2) вредит и пакостит. При исследовании данного вопроса хочется сослаться на Уэеда Акинари, средневековый японский писатель. У него есть серия рассказов, в которых вы повстречаете оборотней, в основном пакостных, в чьи задачи входило скушать человека. А также записки о поисках духов Гань Бао. В этих поистине чудесных историях вы встретите оборотней, и они предстанут перед вами совершенно в другом образе. А теперь смотрите, я уже ссылался в своей статье про "культурный код сказок" на легенду о святом ирландском Патрике, который прогнал колдунью лису, и у неё появилась дочка лиса — Патрикевна. И вот мы приходим к нашему богом хранимому отечеству, в котором есть русские народные сказки, в которых есть два основных персонажа: это волк и лиса, которые разговаривают, пакостят, иногда помогают и много чего ещё. И вот и получается, что русские сказки это сказки об оборотнях. Я понимаю, что у вас возникло очень много вопросов, но не забывайте, что это всего лишь статья в блоге. Вы итак не читаете «многа букаф», а если я буду давать ссылки на каждое утверждение и разбирать по полочкам, то из моих 10 прочтений останется в лучшем случае одно. А времени сейчас нет, чтобы расписывать научный трактат об оборотнях.
На закуску я сошлюсь на книгу Пелевина В.О. «Священная книга оборотня», в которой у него как раз и были два персонажа: Лисица и Волк, и оба были оборотни, а ещё Виктор Олегович очень качественно разбирал смыслы сказок. И когда вы сопоставите в голове все, что в его книге написано, включая ссылку на «Записки о поисках духов» как единственный верный источник истории оборотней, вы поймете, что его книга — это сказка, и она единственная, которая заканчивается хорошо (как и положено в сказках). Но теперь, дорогие мои, вы знаете, что сказки носят свой культурный код, и поэтому многие психологи (сказкотерапевты) стараются написать свои собственные сказки, в задачи которых входит терапевтический эффект. Именно поэтому сказки читают детям. Однако, при этом есть присказка - «Сказка лож, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Ещё к моему огромному сожалению, я затянул с написанием этой статьи и потерял одну записку — оккультного характера, в которой предлагалась техника превращения в оборотня. Чистая психо-техника: медитация + запрос + осознание себя как животное. Всё конечно сводилось к волку, но жаль, я утерял. Однако, может и не зря утерял, а то по начитаетесь, потом напрактикуетесь, и лечи вас от психической ликантропии. Поэтому подальше от практики, по ближе к интеллектуальному содержанию. С уважением ко всем не равнодушным.