Найти тему
История нашего мира 2.0

Co za dużo - nie jest zdrowe*

1142 год

Восточная Европа

В этот год, поддавшись уговорам жены (смотри публикацию «Жена начала доставать мужа»), правитель Кракова, Серадзя, Ленчицы, Силезии, Поморья, князь Владислав (правил в 1128-1146 гг.) созвал в Кракове совет вельмож и иерархов церкви, на который пригласил множество прелатов и владетельных панов Польши. На совете речь шла о том, чтобы лишить младших братьев Владислава князей Болеслава, Мешко и Генриха уделов, полученных согласно завещанию их отца князя Болеслава Кривоустого (правил в 1102-1138 гг.), а взамен им дать в управление города, поместья, угодья, и сделать обычными подданными князя Владислава.

Валери Элиаш-Радзиковский. Владислав II Изгнанник
Валери Элиаш-Радзиковский. Владислав II Изгнанник

Выступившая на совете супруга князя Владислава Агнесса Бабенберг (польск: Агнешка) весьма умело показала в своей речи присутствующим, что подобный шаг сохранит единство Польши и её могущество, как крупного государства. А если этого не сделать, то распада Польши на отдельные уделы с постоянными междоусобными войнами не избежать. «Одна страна – единый монарх!» - таков был главный тезис её выступления.

Несмотря на разумность речи супруги князя Владислава, большинство собравшихся высказались резко против плана подчинения младших братьев безоговорочной власти старшего брата и лишения их княжеских, практически независимых, полномочий. Понятно, что каждый из собравшихся рассчитывал половить рыбку в воде с выгодой для себя в государстве, где отсутствует жёсткая централизованная вертикаль власти.

При этом собравшиеся, те, кто выступил против плана Владислава и его супруги сохранить единую Польшу под единым правлением, объясняли свою позицию так. Мол, если нарушить волю покойного князя Болеслава, и отобрать у младших братьев Владислава – Болеслава, Мешко, Генриха – их уделы, то это будет против законов божеских и «международного права». И что, если такое сделать, то «благодаря этому примеру между людьми не останется ничего чистого, ценного и справедливого» и, вообще «жестоко и бесчеловечно изгонять братьев из их уделов и престолов» (ничего не напоминает?).

Убедившись, что провести реформу устройства государства и сделать его единым целым не удастся, Владислав предпринимает попытку вернуть Польшу к единству другим способом. Он требует, чтобы его браться платили со своих уделов налоги в общепольскую казну в Краков. Он требует, чтобы все проживающие в Польше подчинялись ему, как верховному правителю государства. А всех мятежных и строптивых, независимо от места их проживания, наказывать или плетьми, или темницей, или конфискацией имущества.

Сеньоралный удел (Владислава) - красный, а вдовий (из-за которого весь сыр-бор разгорелся) - розовый
Сеньоралный удел (Владислава) - красный, а вдовий (из-за которого весь сыр-бор разгорелся) - розовый

Понимая, что многим из владетельных не понравятся его нововведения, Владислав обращается за помощью против своих братьев, которые были возмущены подобными требованиями и планами Владислава, к киевскому князю Всеволоду Олеговичу (правил в 1139-1146 гг.). Тот как раз сам вел войну со своими родственниками, и заверил Владислава, что поможет ему, как только разберётся со своею братиею.

Во многом большую свинью планам своего мужа подложила его собственная супруга Агнесса и её черезмерная "домовитость".

В Польше был обычай, что по большим праздникам ради почтительности подданные доставляли княжескому столу цыплят, свиней, гусей, мёд, пшеницу, овёс. Каждый в меру своих сил и возможностей. Агнесса же добилась от мужа закона, чтобы эти добровольные пожертвования стали обязательными. Вносились ежегодно и каждым, независимо от его желания и возможностей. Новая повинность вызвала большое недовольство в народе.

* "Что занадто(чересчур) - то не здраво!

(Источники: Винцентий Кадлубок, Длугош, ПСРЛ, тт. 1, 2, 9 и т.д., Хроника Великой Польши, Татищев, т. 2)