Таисия Фёдоровна каждую весну просилась на дачу. Тяжко ей было в квартирах этих, в городских каменных джунглях. Всю жизнь она прожила в своём доме с покойным мужем Николаем Ильичом, привыкла, что за стенкой никто не стучит да не колобродит, что есть огород с посадками, и чистая, прохладная вода всегда в колодце плещется, а не непонятная мутная струйка из крана течёт, да и ту частенько отключают.
Это всё внучка Даша. Уговорила на старости лет Таисию в город податься, в хоромы трёхкомнатные. Тасин домик продали, часть на погашение внучкиной ипотеки пустили, а на оставшиеся купили дачку в садовом товариществе, где Таисия проводила весь огородно-посадочный сезон в течение последних шести лет.
Вот и этой весной затосковала Таисия Фёдоровна по огороду своему. Надоели ей, мочи нет, безликие городские улицы, машины, гоняющие туда-сюда да крики и стуки за тонкими стенками.
- Бабулечка, подожди немножко, установится погода, и мы тебя вывезем на дачу! - Даша ласково уговаривала бабу Тасю. - Ночами ещё холодно, а в домике даже печки нет.
- Знаю, знаю, - ворчала Таисия, - сил уже нет тут у вас сидеть. Вчера опять соседи ругались, пока вы на работе были. Хорошо, что Машеньку в садик увели, испугалась бы она этих облаев! Хулиганы!
Такой разговор между бабушкой и внучкой происходил каждую весну примерно в начале мая. Конечно, Даша была права, в это время ещё стоят довольно холодные ночи, и в неутеплённых стенах дачного домика тепло никак не сохраняется.
Бабушка Тася же настаивала на своём, жаловалась на громких соседей, шумящую днём и ночью дорогу, грязный городской воздух... В общем, легче перечислить то, на что Таисия Фёдоровна не жаловалась. Даше и Лёше, её мужу, в конце концов надоедали эти постоянные причитания, и они вывозили бабулю на дачу.
Там Таисия расцветала, сразу затевала уборку участка, в домике она наводила порядок осенью, поэтому там было относительно чисто. Подумаешь, пауки сплели пару паутин да пыль нападала невесть откуда.
Даша и Лёша помогали с уборкой. Даше, честно сказать, и самой нравилось бывать на даче. На участке грядок почти не было, росли ягодные кусты и плодовые деревья. Картошку здесь тоже не сажали. Зато была уютная беседка, место для мангала, качели и песочница. Прежние хозяева, молодая пара с ребёнком, на дачу приезжали отдыхать, а не пахать в поте лица. Они в небольшом двухэтажном домике, как и Таисия, проводили почти всё лето. Дачу продали из-за переезда, молодая женщина Дашиных лет очень жалела своё уютное гнёздышко.
На участок давным-давно подвели электричество и воду, так что жить было можно. Только за продуктами приходилось ходить в пригород. Таисии Фёдоровне провизию привозили внучка с мужем, поэтому в магазин она ходила редко, скорее для развлечения.
Она увлекалась цветоводством, заняв место перед домиком аккуратным клумбами. Каких только цветов не было у Таисии Фёдоровны! Анютины глазки, цинии, бархотки, георгины, астры, тюльпаны - всё это цвело и радовало яркими красками с начала мая и до сентября.
В этом году Таисии исполнилось семьдесят шесть лет, но она всё также рвалась на дачу и не хотела проводить лето в грязном и шумном городе.
- Бабушка, ну, ты ведь уже не девочка! - Напоминала о возрасте Даша. - Неужели тебе не хочется отдохнуть, полежать? Как же ты справишься с работой на даче?
- Дашенька! Если я останусь отдыхать и лежать, то через полгода превращусь в неподвижную корягу, которая будет скрипеть при каждом шаге. Движение - жизнь! - Таисия Фёдоровна чувствовала в себе силы, много сил. Ей хотелось заниматься чем-то, а не тухнуть на диване перед телевизором. Она всю жизнь прожила на земле и к труду давно привыкла. - Всё, довольно споров, завтра едем!
- Бабулечка, давай хотя бы послезавтра! - Молила Даша. - Мы же не успеем купить продукты. И Лёша завтра работает.
- Ладно. Но только послезавтра - точно едем! - Соглашалась Тася, а куда деваться, если водитель у них в семье один.
В воскресенье Даша встала пораньше, чтобы приготовить для всех завтрак. Пока она пила кофе, чтобы проснуться, на кухне появилась Таисия Фёдоровна, умытая, причёсанная, одним словом, полностью готовая к переезду на дачу.
- Бабуль, ты куда так рано? Я даже завтрак ещё не успела приготовить.
- Не спится мне, Дашенька, хочу скорее увидеть домик, яблоньку, которая в прошлом году плодоносить начала, да цветочки, они уже цвести должны, не все, конечно.
- Позавтракаем и сразу поедем! - Пообещала Даша.
На дачу приехали только ближе к обеду. Пока все проснулись и собрались, пока купили продукты, пока доехали, на дороге сегодня было много машин, видимо, не они одни собрались открывать дачный сезон.
Первой из машины выбралась маленькая Маша, сразу подбежала к калитке и попыталась её открыть, но не смогла, пришлось ей дожидаться прабабушку Тасю с ключами. Таисия и Маша вместе вошли на участок, оглядывая каждый уголок. Девочка пошла на качели, которые достойно пережили зиму, только заскрипели, стоило Маше усесться на сиденье.
Таисия Фёдоровна обошла все кусты и деревья, внимательно осмотрела клумбы с цветами и, кажется, осталась довольна.
Даша и Лёша в это время разгружали машину. Мужчина подключил газовый баллон к плите, Дарья поставила чайник, попутно вытирая пыль на крошечной кухоньке.
Когда Тася и Маша вернулись с улицы, чайник уже закипел.
- Бабушка, давайте пить чай, и мы сразу поедем обратно. Боюсь, что в сторону города тоже будет пробка, - Даша беспокоилась, она хотела пораньше вернуться домой, ведь завтра - снова на работу и в детский сад.
- Мама, папа, можно мне остаться с бабой Тасей? - Вдруг попросила пятилетняя Машенька. - У неё тут качельки всегда свободны, а в садике - очередь.
Девочка выглядела очень расстроенной, но Даша не спешила давать своё согласие:
- Машуня, мы же совсем никаких твоих вещей не взяли. Как же ты заснёшь без гусыни Лолы?
- А давайте съездим за вещами, и вы меня привезёте к бабушке!
- Нет, так не получится. Но через неделю или две можно будет попробовать.
- Это так долгоо! - Заныла девочка.
- Ничего, зато через две недели уже все деревья зацветут, ты приедешь и увидишь эту красоту!
- Ну, ладно, только через две недели точно приедем, - твёрдо ответила Маша.
Девочке было всего пять лет, но она уже многое знала и понимала, бабушка и мама постоянно читали ей книги и занимались с ней. Так что отсчитать четырнадцать дней не составляло для Маши труда.
За две недели Таисия Фёдоровна полностью обжила дачный домик, вымела мух и пауков, убрала паутину, теперь на первом и втором этажах пахло жилым, а не пустующим домом.
Маша серьёзно подошла к сборам на дачу, взяла все свои любимые игрушки, конечно, не забыла и гусыню Лолу, сложила в рюкзачок альбом и фломастеры, рисовать она была большая любительница.
Даша накануне созвонилась с бабушкой и узнала, что ей привезти, о здоровье Таисии Фёдоровны внучка тоже справилась:
- Бабуль, тебе сил-то хватит, чтобы с нашей Марусей совладать?
- Да что я её первый раз вижу что ли? Мы с ней давно знакомы и умеем жить дружно! - Уверенно ответила Таисия.
Через пару часов к домику Таси подкатила машина внучки с семьёй. Маша опять выскочила первой и помчалась обнимать прабабушку. Даша с Лёшей разгрузили машину.
- Таисия Фёдоровна, мы к вам ненадолго, - огорошил родственницу Алексей, - меня на работу вызвали срочно. Всё, что Вы просили, мы привезли. Если что-то понадобится, звоните нам.
- Дашенька, может, ты останешься с нами?
- Нет, бабушка, Маша, простите, но у меня дела!
- Мама записалась в парикмахерскую! - Наябедничала про маму Маша.
Даша погрозила дочке пальцем и побежала в машину, Лёша уже нетерпеливо сигналил ей.
Родители Маши уехали, они с бабушкой Тасей остались вдвоём. Они отлично друг друга понимали и никогда не скучали вместе. Таисия занималась огородными делами, а Маруся качалась на качелях, рисовала, ходила в гости к соседям и помогала бабушке по мере своих сил.
- Маша, я сейчас пойду на помойку, понесу мусор, а ты с участка никуда не уходи, - Таисия решила отнести сорную траву на мусорную кучу.
Вообще-то, у неё была устроена компостная яма, но женщина никогда не складывала в компост самую зловредную траву. Осот, крапиву, лебеду, вьюнки она всегда уносила на кучу, стихийно образованную дачниками в лесу. Туда вела узкая тропинка, лихо петляющая между деревьями.
Наступал вечер, солнце уже потихоньку начинало клониться к закату. Почему Таисия не подождала с травой до утра?
- Бабушка, я с тобой! Я ещё никогда не ходила в настоящий лес! - Маша спрыгнула с качелей, прижала к себе Лолу, а вторую руку подала Тасе.
Прабабушка и правнучка направились в сторону леса. Они шли неспеша, здоровались с соседями, разглядывали цветы и украшения на чужих участках. Тася несла ведро с травой, а Маша - мягкую игрушку.
Лес встретил их яркой зеленью и тишиной. Вот и тропинка. Местами она была хорошо утоптана, а иногда её едва можно было разобрать в полумраке густого леса. Таисия уверенно шагнула в заросли, ведя за собой Машу. Девочка притихла, она впервые оказалась в настоящем лесу и тревожно осматривалась по сторонам.
- Испугалась? - Спросила внучку Тася.
- Здесь так темно, бабушка...
Действительно, в лесу росли почти одни ели, их пушистые лапы неохотно пропускали солнечные лучи.
- Сейчас мы с тобой быстренько вывалим траву на кучу и вернёмся на солнышко, - пообещала Таисия девочке.
Шаг, другой, тропа вилась перед глазами, обходя ёлки одну за другой. Тася прошла ещё метров десять вперёд, когда поняла, что не видит тропинку. Она оглянулась, шагнула вправо, влево - ничего. Как так? Ведь только что тропка была перед ними!
Таисия взяла Машу за руку покрепче и сделала несколько шагов в том направлении, где, как ей казалось, должна быть мусорная куча. Ни кучи, ни тропы!
В сердце Таси заполз чёрный, липкий страх - неужели заблудились? Стараясь не показывать свою растерянность Маше, Таисия постаралась вспомнить, с какой стороны они пришли. У неё ничего не получалось. В один миг она перестала соображать, в голове пульсировала мысль: "Мы одни в лесу, с собой нет ни воды, ни телефона. Кто и когда нас хватится?"
И больше всего Тася боялась за Машу, как-то отразится на ней эта ситуация.
- Бабушка, мы, что, заблудились? - Детский голосок выдернул Таисию из её мрачных мыслей.
- Нет, Машенька, - ответила Тася так спокойно, как только могла.
- А где куча?
- Кажется, мы где-то её обошли. Давай попробуем вернуться назад?
Тася повела Машу в противоположную сторону. Пройдя совсем немного, она остановилась, вспомнила, что не нужно метаться по лесу и тратить силы, лучше оставаться на месте и ждать помощь.
- Маша, мы сейчас вывалим траву прямо тут...
- И пойдём домой? Я хочу нарисовать этот лес! Уже придумала, как!
- Маша, прости свою глупую старую бабушку, - на глазах Таисии показались слёзы, - я немного устала, давай присядем, отдохнём и пойдём дальше.
Она не смогла сказать маленькой девочке, которую сама завела в этот лес, что они заблудились. Тася начала искать место, где можно посидеть. В нескольких метрах она разглядела ствол поваленного дерева:
- Вон там видишь дерево? Отдохнём на нём.
Тася вдруг растеряла все свои силы и превратилась в дряхлую старуху, она еле переставляла ноги, постоянно хваталась за деревья. Ведро с сорной травой осталось валяться где-то позади.
Тася и Маша сели на упавшее дерево, покрытое мягким зелёным мхом. Руки бабушки дрожали, когда она обняла внучку:
- Устала, Машенька?
- Немного, - девочка зевнула.
- Клади голову мне на колени, можешь подремать, а когда ты отдохнёшь, мы пойдём домой.
Кого Таисия пыталась убедить, себя или Машу? Скорее всё-таки себя.
- Бабушка, а расскажи мне сказку?
Тася начала говорить, сначала её голос дрожал от страха, от переполнявших её эмоций, но вскоре она справилась с собой и рассказала Маше длинную-предлинную сказку о красавице-принцессе, о принце, который влюбился в неё с первого взгляда, о волшебном коне, который разговаривал со своим хозяином, о зайце, утке и яйце, где лежал ключ от заброшенного замка, скрывавшего несметные сокровища. Тася сплела в одну все известные ей сказки, она не переставала говорить ни на минуту, хотя у неё уже першило в горле. Ведь если она замолкала, вокруг становилось пронзительно тихо, а от этого очень жутко.
Кажется, Маша давно заснула на коленях бабушки, Тася услышала мерное сопение девочки и только тогда перестала говорить. Она начала молиться, всем святым, кого знала и не знала. Тася просила не за себя, она уже прожила жизнь, в которой было много разного, и плохого, и хорошего. Она просила за Машеньку, девочка и пожить-то не успела толком. Таисия ругала себя последними словами, но это никак ей не помогало.
Темнота вокруг сгустилась, стала чёрной и почти непроницаемой. В лесу началась ночная жизнь. Лес шуршал, шелестел, шептал и, казалось, наблюдал за незванными гостями. Таисия так пристально вглядывалась в темноту, что ей начали мерещиться крошечные огоньки. Они вспыхивали за деревьями, моргали и гасли. Они танцевали странные танцы, подмигивали женщине и исчезали вдали.
Таисия не знала, сколько часов они уже сидят на поваленном дереве, она знала, что хочет пить и есть. А ещё она знала, что без воды человек долго не протянет. Как только станет светлее, надо будет искать выход - решила Тася и не заметила, как сама задремала.
Её разбудили звуки. Странные звуки, кто-то что-то кричал, но слов она разобрать не смогла. Сначала ей даже показалось, что это снова скандалят за стеной соседи. Мужской голос кричал что-то злое и угрожающее. Второй мужчина отвечал.
Тася зажала уши руками:
- Господи, и здесь нет от вас покоя. Прекратите, прекратите!
Она кричала шёпотом, чтобы не разбудить Машу. А голоса не унимались, они звали Тасю по имени.
- Нет, не может быть, - бормотала женщина, - я ни с кем из городских соседей не знакомилась. Они меня не знают.
Вдруг под руками Таисии зашевелилась Маша, видно, голоса разбудили её.
- Бабушка, кто это кричит? - Спросила девочка шёпотом.
- Хулиганы снова ругаются! Тшш! Покричат и перестанут.
- Бабушка, а вдруг это нас ищут?
- Кто нас будет искать среди ночи? - Ответила Таисия и будто очнулась от морока. - Маша! Точно! Звали меня, а потом тебя! Нас ищут и спасут...
- Давай ответим им, бабушка. - Маша звонким голоском разорвала тишину, плотным облаком накрывшую их с Тасей. - Ааауууу!!! Мы здеесь!
Таисия заплакала:
- Господи, спасены... Мы спасены!
Огоньки фонариков мелькали всё ближе. Из-за ближайших деревьев выбежали Даша и Алексей, они сгребли в объятия обеих потерявшихся. Даша плакала, Лёша тёр глаза кулаком.
- Маша! Бабуля! Ну, как вы тут оказались? Мне позвонила соседка, тётя Лена, и сказала, что вы пошли на мусорную кучу в лес и долго не возвращаетесь. Я бросила работу...
- И я бросил работу, - вставил Лёша.
- Мы поехали сюда, чтобы найти вас. Позвонили спасателям и полиции, вы почему так долго не отзывались? Мы тут рядом долго кричали. Я, кажется, даже голос сорвала!
- Мы задремали, мама, не ругайся, пожалуйста! - Попросила Маша.
- Да я и не ругаюсь. Я просто счастлива, что вы целы и невредимы!
Машу и Таисию Фёдоровну сразу увезли в город. Девочка и гусыню захватить не забыла, не оставлять же её в лесу.
Маша часто вспоминала прогулку с бабушкой по лесу, ей снова хотелось на дачу и в поход, но только обязательно с едой, водой и компасом!
Бабушке Тасе повезло меньше.
- Будешь теперь сидеть под домашним арестом! - Пригрозила Даша слишком активной Таисии Фёдоровне.
- А в городе-то куда я денусь? - Ворчала Тася.
Первое время она исправно сидела дома, понемногу зверея от соседских криков, но на дачу всё равно не просилась:
- Это мне наказание, старой дyре, за то, что Машеньку в лес завела!
*************КОНЕЦ************
Благодарю всех моих читателей за внимание!
Будьте здоровы!