-Хочу это платье! - заверещала Катя, указывая пальчиком на витрину.
Мать вздохнула. Уже второе платье за неделю. Зачем оно дочери? Лучше бы отложили на будущую учебу или, скажем, кошку... Хотя к чему здесь кошка? Это столько хлопот. Нет, Александра любит животных, но Катя сама должна нести ответственность за свою питомицу. Может, пока повременить?
Маленькое красно-белое платьице в витрине было до ужаса красивым. Плюшевые пуговички, блестящая юбка-пачка, верх из теплой и нежной ткани... Будь оно побольше, Александра бы с радостью купила бы его себе, так надоели эти скучные официальные костюмы или наоборот мрачные растянутые худи... Женщина обещала дочери решить на обратном пути. Сейчас они шли за партой для девочки. Она училась в первом классе, а все еще сидела за цветастым детским столиком.
Погода была дождливая. Мысли о кошке неожиданно резко заняли рассудок Александры и она отвечала на вопросы дочери рассеянно и невпопад. Свернули не на ту улицу, вернулись на главную, снова запутались и в конце-концов оказались вовсе не там где надо.
Это был тот же спальный район, но более бедная его часть. Дома здесь были более ветхими, а магазины - непривлекательными. Катя начала ныть. Дорога непредвиденно затянулась. День был солнечный, но прохладный, под ногами хлюпала грязь от недавнего дождя. Стоял апрель - как обычно ветреный и не слишком радушный.
Мать и дочь повернули назад. Вспомнив о платье, Александра смотрела на другие незнакомые тусклые витрина, машинально ища более бюджетный вариант. У нее были деньги, но тратить их на «ненужные тряпки», которые Катя скорее всего оденет лишь пару раз, смысла не было.
Среди местных заведений был один зоомагазин. Над ним красовалась старая покосившаяся зеленая вывеска. Было еще совсем светло, но она уже надрывно горела мерцающими перегорающими лампами. Внутри стояли всякие корма, когтеточки, лотки, лежанки, аквариумы, клетки с хомяками и морскими свинками... Взгляд Кати привлекло существо, поставившее на мутное стекло две крохотные лапки с милыми розовыми подушками.
Это был котенок, но такой маленький и худой, что поместился бы на двух составленных ладонях. Глаза малыша были серо-голубые, глубокие и молящие, в них отражалось далекое синее небо... Александра тоже посмотрела на котенка, и он чем-то напомнил ей саму Катю.
Не сговариваясь они зашли в магазин. Стеклянный бокс был грязным и захламленным, корм - дешевым, лоток - неубранным. Продавец и хозяин был полный, мрачного вида мужчина.
- Чё желаете? - грубо басовито гаркнул он.
Александра сьежилась от этого голоса. Ей стало не по себе. Катя не отрываясь глядела на котенка. Хотелось поскорее отсюда уйти.
- Сколько стоит мурлыка? - спросила женщина.
- Три тыщи, - отрезал продавец. - Его вчера сдали сюда.
Александра ничего не сказала. Она подошла к дочери. Та, улыбаясь сидела на корточках. Котенок смотрел с такой печалью, с такой надеждой... Мать вспомнила себя в детстве. На даче у них тоже жили кошки, однажды они взяли к себе в город одного тамошнего мурлыку... Отец, в минуты пьянства так похожий на местного продавца, как-то раз в приступе необузданной ярости выбросил котенка в окно. У того переломались кости. Он прожил еще два дня и умер на руках Саши... Все это так живо представилось в ее памяти, что на глаза навернулись слезы. Бедный, бедный Мурзик!
Но сейчас все иначе. Отец Кати - человек добродушный и не пьющий, он и муху не обидит. А животные нужны всем, если, конечно, нет аллергии. Котенок несмотря на размеры уже, казалось, готов был занять все ее сердце! Александра улыбнулась. Конфликт из-за дорогого платья забылся. Она погладила дочь по светлым кудрям, достала из кошелька три тысячные купюры и протянула их мужчине.
Он резко взял их, неловко, выругавшись, достал ключи, открыл бокс. Котенок залез на руки Кати. Между этими двумя произошло что-то странное и необъяснимое, воздух потрескивал, переполненный энергией. Даже лицо продавца стало задумчивым и потеплело, наверное от каких-то ведомых лишь ему моментов из прошлого... Александре стало легче и спокойнее дышать. Все будто бы изменилось, озарилось невидимым глазу светом. Вероятно в этом была виновата искренняя любовь...
Мать, дочь и котенок вышли из магазина. Хозяин сбивчиво с ними попрощался, вдруг стыдясь прежней своей грубости. Улицы легко протекали под ногами. Грудь грел котенок, которого Александра несла под курткой, крепко держа рукой. Все произошло необычайно быстро, сердечко Кати тоже переполняла нежданная радость. Она смеялась и смех этот был чистым и звонким, каким он бывает только у по настоящему счастливых людей.
Покупать парту сегодня не пошли, надо было отнести котенка домой, вымыть, согреть, накормить. Они шли той же дорогой, какой оказались у зоомагазина. Вот и витрина с фирменной детской одеждой. Настроение матери к этому времени заметно улучшилось.
- Ну, будем покупать тебе платье? - весело спросила она. - Я подержу котенка, а ты померишь, и мы заплатим.
На минуту Катя задумалась. Зачем ей это платье? Оно такое... Такое бесполезное! Не все то золото, что блестит. Настоящее золото сейчас мурлыкало под маминой курткой. Когда ее посетила мысль о котенке, глаза девочки стали серьезнее и как будто даже взрослее. Она была готова стать хозяйкой своего мурлыки, готова была принять на себя первую в жизни реальную, нешуточную ответственность. За эту четверть часа питомец уже успел изменить её. От Александры не ускользнуло подобные метаморфозы и она посмотрела под куртку. Глаза котенка на мгновение блеснули в лучах солнцах, и женщине показалось, что они очень даже хитрые и довольные. Она улыбнулась.
Катя сама дала ей руку, и они пошли дальше. Платье показалось таким пустым и тленным... Не нужны были ни его белизна, ни яркость, ни красота оборок. Главное, что они идут здесь, втроем, в золотистом свете ясного весеннего заката, дома их ждет отец, а на душе так нескончаемо тепло и хорошо!