В этой статье вы узнаете как сказки помогают адаптироваться малышам в обществе, как они влияют на их психику, и как выбор сказки ребенком транслирует то, что происходит в его жизни и о чем он боится рассказать взрослым.
Самые мои красочные воспоминания из детства, это как мама перед сном читает мне самую интересную сказку из всех, которые я когда - либо слышала. Это сказка «Семь Симеонов». Или сказка в стихотворной форме, которую бабуля выучила со мной, когда мне не было еще и трех лет «Про круглого кота», и которую я помню до сих пор.
Сейчас я уже сама мама и получаю еще большее наслаждение читая сказки своему сыну. Конечно, это пока что истории про Колобка и репку, но сами эмоции, которые он дарит мне при прослушивании произведений не передать словами.
Но кроме приятных воспоминаний для чего еще нужны сказки?
Адаптация и понимание окружающих.
А сказки нужны, в первую очередь для того, чтобы малыш адаптировался в социальном мире. Ведь в каждой сказке зашифровано какое-то послание, знание, которое будет использоваться уже во взрослой жизни.
Сказки знакомят нас с типологией людей (лиса хитрая, а заяц маленький, безобидный и нагловатый), показывают, что не всегда ярлыки повешенные на кого-то оправданные (в сказке: «Лисичка со скалочкой» - лиса хитрая обманщица, а вот в сказке: «Снегурушка и Лиса»- Лиса помогает Снегурушке просто так, без выгоды для себя). Этот пример демонстрирует, что в каждом человеке есть недостатки, но есть и достоинства, которые в большинстве случаев перекрывают все минусы.
Это обязательно надо объяснять детям, сравнивать одних и тех же персонажей разных сказок, и их поведенческие линии. Важно разговаривать о прочитанном, чтобы малыш научился анализировать происходящее, чтобы у него развить критическое мышление. Таким образом формируется не только эмпатия и малышей, и так же эмоциональный интеллект.
Сказки - копилки ценностей.
Стоит уточнить, что дети не могут разделить вымышленный мир и реальный. Они действительно верят, что где- то живут те самые три медведя, к которым домой, без приглашения пришла Маша и съела всю похлебку у Мишутки. Благодаря этому сказки работают с подсознанием детей, тем самым создавая копилку ценностей и возможных жизненных ситуаций.
Иногда, кажется, что сказки просты, ничему не учат, лялька просит читать одну и туже сказку миллион тысяч раз, так еще и одни повторы. Именно это и важно для психики ребенка. Возможность предугадать, что же будет дальше, завершенность действий и диалогов, определенный ритм сказки – всё это успокаивает малыша и он расслабляется.
Сказки - развивают фантазию и воображение.
Волшебный, яркий мир сказок и разнообразность персонажей помогает развить фантазию, творческое мышление. А расширить границы сказки поможет последующие обсуждения, например о том, какая была скалочка и Лисички? Предложить слепить ее из пластилина и украсить различными узорами. Или нарисовать домик Лисичке, так как ее ледяной растаял.
Что происходит в жизни ребенка?
И один из больших плюсов чтения сказок для родителей – вы сможете понять своего ребенка. Если он просит почитать одну и ту же сказку, следовательно опыт представленный в ней важен и малыш пытается прожить его или вычленить какой- то вывод и поведенческую модель. Обратите внимание, что это за сказка? Если это произведение о «Гадком утенке», то стоит поднять вопрос того, а как обстоят дела с друзьями? Есть большая вероятность, что ребенка обижают или по каким- то причинам отказываются с ним дружить. Стоит посвятить этому время, узнать всё и помочь справиться со сложившейся ситуацией.
Развитие словаря и концентрации
И конечно же, сказки помогают развить словарный запас, обогатить его. Малыши концентрируются на сказке, учатся удерживать внимание. Здесь важен принцип постепенности, ведь мы не будем читать ребенку в один годик «Сказку о царе Салтане», ему это будет не интересно и не понятно, а самое главное – долго. Психика ляльки не умеет еще концентрироваться дольше, чем длится сказка о курочке Рябе. Поэтому, следует постепенно увеличивать длину произведения.
Обучение самостоятельному чтению
В более взрослом возрасте можно подготовить детей к самостоятельному чтению, предложив в игровой форме почитать по очереди или по ролям. Часто проигрываются такие сценарии, что ребенок прочитать прочитал, и даже не совершил не одной ошибки при чтении, а о чем был рассказ пересказать не может. Эта игра привлечет детей и научит воспринимать самостоятельно читаемые тексты, что также позитивно скажется при обучении пересказыванию.
А какая ваша самая любимая сказка?