Деяния
Глава 1: Продолжение Евангелия от Луки. Вознесение Иисуса. Неделя перед днём Пятидесятницы. Избрание Матфия на Апостольское служение, вместо 12-го Апостола Иуды Искариот. Время происходящих событий в этой главе приблизительно 27 год н.э.
В 1 стихе слова «первая книга» означает – Евангелие, которое написал Лука Феофилу в начале. Во 2 стихе слова «до того дня» говорят нам о 27 годе н.э. И в этом же стихе слово «избрал», означает 12 первых Апостолов Христа. В 4 стихе слово «обещанного» означает – обещанного дара Святого Духа. В 5 стихе слова «будете крещены» означают, что Дух Божий в буквальном смысле сойдёт на них.
6 стих показывает нам, что Апостолы до последнего не понимали замыслов Божиих. Они стали лучше понимать их только после того, как на них сошёл Святой Дух. Они возможно и понимали что-то, но не всё, как показывают нам например 15-16 стихи этой главы и другие места из Евангелий, можно посмотреть также и Мф 24:3; Ин 13:6-7, в связи с этим.
В 7 стихе слова «времена или сроки» могут означать, что никто не в силах рассчитать то или иное событие, которое должно произойти по воли Божьей. В 8 стихе слова «примете силу» означает – примете особый Дар (Святого Духа). В этом же стихе слова «до края земли» образно означает окружающий мир и в данном случае речь идёт об известных землях вокруг Палестины (Израиля), и даже чуть дальше её.
В 9 стихе слова «облако взяло Его», означают то, что Иисус скрылся из глаз смотревших на Него как он удаляется на небеса, всё выше и выше. В 11 стихе слова «придёт таким же образом» означают возможно, что Иисус придёт на землю при её разрушении таким же образом. Но вполне вероятно, здесь имеется в виду время разрушение Иерусалимского храма в 70 году и соответственно, эти слова нужно понимать не буквально, а аллегорически.
В 12 стихе слова «на расстоянии субботнего пути», означают расстояние примерно в 1 километр. В 13 стихе слова «где и прибывали» означают то, что в этом доме они (Апостолы и ученики Христа) и прибывали часто. В 14 стихе слова «единодушно прибывали в молитве и молении» говорят нам, что они часто собирались все вместе и молились. В этом же стихе слова «с братьями Его» означают либо родных братьев Иисуса либо духовных (но скорее всего имеются в виду родные братья Христа, родившиеся от Марии после Иисуса ср. Мф 12:46-47; Ин 7:1-10).
В 18 стихе слово «низринулся», означает – повесился. В 21 стихе слово «обращался», означает – жил среди нас. А в 25 стихе слова «идти в своё место» означают – пошёл туда, куда уходят мёртвые.
Глава 2: Сошествие обещанного Святого Духа. Проповедь Петра и Апостолов. Рождение 1-й Церкви на земле. Время описанных событий примерно 27 год н.э.
В первом стихе говорится об Апостолах, о том, как на них сошёл Святой Дух. В 5 стихе говорится о людях, которые были по национальности Иудеи, но жили в других странах, а в Иерусалим приехали для поклонения. С 9 по 11 стихи перечисляются земли или страны входившие тогда в состав Римской Империи, большинство перечисленных стран располагалось вокруг Иудеи. В 10 стихе слово «прозелиты» означало обращённых в иудейство язычников.
В 13 стихе подразумевается, что они выпили слишком много вина. В 15 стихе «3-й час дня» означает 9 часов утра, по обычаям того времени человек не мог пить так рано. В 17 стихе слова «последние дни» означает начало Мессианской эпохи или эпохи Нового Завета. С 17 стиха по 21 говорится о событиях произошедших, возможно, с последних дней жизни Иисуса перед Его распятием, до разрушения Иерусалима в 70 г.н.э. [ср. Мф 24 гл.; Мк 13 гл.; Лк 21 гл.]. В 20 стихе слова «наступит день Господень» означает конец иудейской эпохи с разрушением Храма и города Иерусалима. В 22 стихе слово «Назорея» означает человека из города Назорет [ср. Мф 2:23].
В 23 стихе слово «предведение» означает то, что Бог знал заранее что так произойдёт. В этом же стихе говорится о «руках беззаконных», то-есть о Римлянах язычниках. В 37 стихе слово «умилились» означает раскаялись. В 39 стихе слово «обетование» это обещание Божии, а слова «всем дальним» это будущие поколения людей. В 40 стихе слова «от рода сего развращённого» означает от грешников и грешной жизни. В 41 стихе слова «охотно принявшие слово его» говорит о поверивших людях. В 42 стихе слово «постоянно» означает много и часто, а не 24 часа в сутки. В 43 стихе слова «был же страх» означает был благоговеенный трепет. В этом же стихе говорится что много чудес и знамений совершалось через Апостолов в Иерусалиме, подразумевая при этом что и сейчас и в будущем.
В 46 стихе говорится не о том, что «Вечерю Господню» нужно принимать каждый день, а о том, что это было время рождения Церкви Божьей [ср. 45 стих этой главы]. В 47 стихе слово «прилагал» означает что всё новые и новые люди вступали в Церковь.
Глава 3: Исцеление хромого. Проповедь Петра в храме перед народом. Время происходящих событий 27 г.н.э.
В 1 стихе «час молитвы девятый» означает 15:00. Во 2 стихе слова «от чрева матери» означает с рождения. В 14 стихе слова «и просили даровать вам человека убийцу» означает то, что они просили освободить им убийцу Варавву вместо Иисуса, перед казнью на кресте. 20 и 21 стихи можно читать так «И придут к вам времена радостные от Господа. И пошлёт Он к вам Иисуса Христа, Который пребывает сейчас на небе, как и предсказывали пророки». В 26 стихе слова «к вам первым Послал Его» означают, что как при рождении так и при воскресении Иисуса, Иудеи первые увидели и услышали Его.
Глава 4: Суд над Петром и Иоанном. Проповедь Петра перед судьями. О величии и милостях Божиих явленных через Церковь и Духа Святого. Время происходящих событий 27 г.н.э.
Во 2 стихе говорится что начальствующие Иудеи были очень не довольны Апостолами. И далее в 3 стихе говорится что они арестовали Апостолов. В 5 стихе говорится что начальствующие Иудеи собрались на суд над Петром и Иоанном в связи с тем, что они проповедовали о Христе. В 7 стихе под словами «вы сделали это» подразумевалось исцеление хромого. В 11 стихе говорится что Он (Иисус) был отвергнут «строителями», подразумевая в аллегорической форме под строителями Иудеев, особенно людей начальствующих из них. В 15 стихе слово «синедрион» означает верховный суд Иудеев.
В 23 стихе слова «они пришли к своим» означает они пришли в церковь, а церковь означает «собрание верующих (уверовавших) людей». В 24 стихе слова «возвысили голос» означает прославили Бога в молитве и попросили помощи у Него. В 31 стихе «говорить с дерзновением» значит проповедовать безбоязненно, смело. В 32 стихе говорится о множестве верующих у которых было одно сердце, здесь имеется в виду, что у многих тысяч людей было как бы одно сердце, они мыслили и думали одинаково касательно духовных вещей, духовной жизни. В 36 стихе говорится об Иосии который был по национальности Иудей из колена Левия и рождённый на острове Кипр.
Глава 5: История Анании и Сапфиры. Великие чудеса Духа Святого для удостоверения Евангелия (Благой Вести или Нового Завета). Мощные и вдохновляющие проповеди Апостолов. Зависть еврейского священства в ответ на чудеса и проповеди творимые Апостолами. Время происходящих событий в этой главе 27-28 г.н.э.
В 12 стихе под словом «все» подразумеваются христиане Иерусалимской церкви. В 13 стихе под словом «посторонние» подразумеваются случайные люди не являющиеся христианами, которые не приняли Христа в данный момент времени, то есть не уверовали и не крестились [ср. Мк 16:15-16]. В 14 стихе слово «присоединялись» как раз и означает что всё большее число людей уверовало и крестилось, как следствие присоединялось к церкви Божьей.
15 и 16 стихи говорят нам о том, что происходили массовые чудеса для удостоверения Евангелия или Нового Завета. В 20 стихе под «словами жизни» как раз и имеется всё тоже Евангелие или Новый Завет. В 28 стихе под словами «вы пытаетесь навести на нас кровь того человека» означает что вы пытаетесь обвинить нас в убийстве Иисуса Христа. В 30 стихе слова «повесив на дереве» означает «распяв на кресте». В 31 стихе слово «десница» означает рука. В 33 стихе говорится что «воинствующие ревнители» из иудеев очень сильно разозлились. В 38 стихе подразумевается что всякое предприятие которое планирует человек рассыплется само собою или не состоится если это не будет угодно Богу. В 40 стихе говорится что Апостолов побили, то есть поколотили (возможно палками, плетьми, дали оплеух, затрещин).
Глава 6: Иерусалимская церковь избирает Дьяконов (помощников Старейшин). Распространение Евангелия Стефаном. Время происходящих событий 28 г.н.э.
В 1 стихе слово «ученик» означало тех кто недавно уверовал и крестился. В этом же стихе слово «Елленист» означало евреев которые родились в других странах и говорили на греческом языке. В этом же стихе слова «раздаяние потребностей» означает выдача пищи. 4 стих можно перевести так: «Мы не будем отвлекаться от частых молитв к Богу и от благовествования Его Слова людям (ведь на всё это нужно время)». В 5 стихе слова «Духа Святого» означает что он имел чудесные дары от Духа Святого. 6 стих говорит нам о возложении рук, это был обычай тех времён а так же благословение Духом Святым, что давало подобным людям совершать великие чудеса именем Иисуса и по силе Духа Святого. В 7 стихе слова «покорились вере» означает стали христианами через веру и крещение.
В 9 стихе говорится о так называемых евреях пришедших из других мест проживания (Египта, Асии, Греции,…). В 11 стихе слово «некоторые» означает людей которые были лжесвидетелями за деньги или за идею. В 12 стихе слово «возбудили» означает науськали, подстрекали, к расправе над неугодным им человеком. В этом же стихе слово «синедрион» означает, как мы знаем, верховный суд Иудеев. В 15 стихе слова «как лицо Ангела» означает то, что оно стало величественным, просветлело, от сошедшего на него Духа Святого.
Глава 7: Проповедь или благовествование Стефана перед Синедрионом, и его смерть. Время происходящих событий 28 г.н.э.
В 5 стихе слова «во владение ему» имеется в виду его потомкам. В 6 стихе слова «будут в притеснении лет четыреста» означают приблизительную или примерную дату времени, которое будет длиться рабство. В 7 стихе слова «будут служить Мне» означают «будут поклоняться Мне». В 17 стихе слово «обетованию» означает обещание из 5 стиха этой главы. в 20 стихе слова «был прекрасен» может означать «был избранником перед Богом». А слово «питаем» в этом же стихе означает просто «жил в этом доме».
Слово «брошен» в 21 стихе означает что родители не могли более держать маленького Моисея у себя в доме. А слово «взяла» означает что дочь фараона нашла или подобрала Моисея и усыновила его. В 23 стихе слово «посетить» означает что Моисей начал вступать со своими братьями по национальности в общение, контакты. В 24 стихе слово «поразив» означает убил Египтянина. В 25 слова «он думал» означают что Моисей предполагал, что его поступок будет благосклонно принят его соплеменниками в знак того что вот совсем скоро мы избавимся от ига Египтян. В 29 стихе говориться что Моисей убежал, он убежал по тому, что испугался раз обычный человек знает о его «делах», то узнает и правитель страны в которой он живёт.
В 30 стихе говориться что Моисей прожил в земле Мадиамской (страна расположенная северо-восточнее Египта, за Красным морем) 40 лет, в это время Моисею уже исполнилось 80 лет. В 31 стихе говориться что «Моисей дивился видению» видение было в том, что куст охваченный пламенем огня не сгорал, не превращаясь в чёрные обугленные сучья. В 37 стихе слово «Пророк» подразумевает Иисуса Христа. С 39 стиха упоминается история с золотым тельцом и ропотом народа израильского на Моисея в пустыне, что якобы им нечего есть.
42 стих 7 главы можно обрисовать так «Мне ли вы поклонялись, когда ходили по пустыне»? И здесь Бог задаёт риторический вопрос народу израильскому. В 43 стихе говориться о чужих богах или чужих идолах, которым поклонялись другие народы. В этом же стихе говориться «далее Вавилона» имеется в виду до Вавилона (город расположенный в Месопотамии, современный Ирак) или далее чем он расположен. В 45 стихе упоминается Иисус, это Иисус Навин (следующий духовный руководитель Израильтян после Моисея). В этом же стихе говориться о «владении народов» подразумевая землю Ханаанскую, то-есть Палестину.
В 46 стихе сказано «обрёл благодать» это значит был угоден Богу. В этом же стихе говориться «найти жилище Богу», то-есть Царь Давид намеревался построить Храм Богу Израилеву, но ему не удалось это сделать и Храм в итоге был построен сыном Давида Соломоном. В 51 стихе говориться «люди с необрезанным сердцем и ушами» это значит непокорные, жестокие. В 52 стихе говориться что «они убили предвозвестивших» то-есть Израильтяне в эпоху Ветхого Завета убили многих своих пророков которые предрекли им именем Бога о приходе Мессии (Христа), и о покаянии перед Богом. В этом же стихе слово «Которого» означает Иисуса Христа.
В 53 стихе слова «при служении Ангелов» означает что в эпоху Ветхого Завета Ангелы передавали людям Божьи уставы и законы. В 56 стихе слова «одесную Бога» означает по правую руку Бога. В 57 стихе слова «затыкали свои уши» означает что они делали это чтобы не слышать его слов, настолько они были ожесточены на слова правды которые говорил им Стефан. В 58 стихе упоминается человек по имени Савл, это будущий Апостол Павел. В 60 стихе слово «почил» значит умер.
Глава 8: Начало упоминаний о Павле, будущем «Апостоле язычников». Гонения рассеяли Иерусалимскую церковь по всей Палестине. Рассеявшиеся христиане благовествуют Евангелие. Чудесные Дары Святого Духа помогают многим людям уверовать в Евангелие. История Симона Мага. Крещение Эфиопского вельможи. Время происходящих событий 29 г.н.э.
В 1 стихе говорится о том что будущий Апостол Павел одобрял убийство дьякона Стефана. Так же в этом стихе говорится о преследовании и уничтожении верующих христиан. И о том, что из-за преследований христианам пришлось рассеяться по разным селениям и городам Палестины. В 3 стихе говорится что Павел принимал непосредственное и деятельное участие в уничтожении церкви Божьей. в 4 стихе слова «благовествовали слово» означает что они ходили и благовествовали Евангелие. В 5 стихе Филипп это один из 7-ми дьяконов [ср. Деян 6:5].
В 9 стихе слово «волхв (волхвовал)» означает что он был колдун, маг или волшебник, подобными словами называли людей в древности которые изумляли своими «фокусами» людей. В 15 стихе сказана «чтобы они приняли Духа Святого» это имеется ввиду чтобы они приняли дары Святого Духа. В 26 стихе слова «иди на полдень» означают «ступай на юг, на дорогу …». В 27 стихе говорится что Эфиопский вельможа ходил в Иерусалим для поклонения, это означает что он также почитал еврейские законы и традиции, возможно он был прозелитом (обращённым в иудаизм).
В 29 стихе сказано «Дух сказал» не со всеми и не во всех говорил Дух, просто у Филиппа были определённые чудесные дары Святого Духа [ср. 15-18 ст. этой главы]. В 31 стихе слово «не наставит» означает «не объяснит». В 39 стихе сказано что Филиппа восхитили, то есть как мы можем понять Святой Дух чудесным образом взял Филиппа и переместил его в другое место земли.
Глава 9: Обращение Павла (Савла) в христианство. Первые благовествования (проповеди) Павла. Гонения на Павла со стороны Иудеев. Гонения на церкви в Палестине ослабли (уменьшились). Апостол Пётр обходит Палестинские города и благовествует Слово Божье (Евангелие), подтверждая это Слово чудесами Святого Духа (через эти чудеса многие начинают верить в Господа). Время происходящих событий с 35 по 37 годы н.э.
Во 2 стихе упоминается город Дамаск он расположен в Сирии. В 6 стихе Павлу было сказано идти в город Дамаск. В 8 стихе слова «он никого не видел» говорят нам о том, что Павел временно ослеп (лишился зрения на какое-то время). В 10 стихе слова «я, Господи» могут означать «что повелишь мне сделать Господь». В 12 стихе слово «видел» означает что Павлу было показано в видение как он прозреет. В 15 стихе слова «избранный сосуд» означают избранный человек.
В 16 стихе говорится о том, что Я Сам (Господь) объясню ему (Павлу) сколько он должен будет перенести испытаний за меня в будущем. В 17 стихе слова «и исполнился Святого Духа» означают что он получит чудесные дары Святого Духа. В 20 стихе слово «тотчас» означает что как только Павел прозрел и крестился, буквально сразу же не долго думая, он начал свою проповедническую деятельность. В 23 стихе слова «прошло довольно времени» означают, что в конце концов все проповеди Павла надоели и Дамасским иудеям.
В 28 стихе слова «входя и исходя» означают, что Павел живя в Иерусалиме везде ходил с христианами, не как с телохранителями конечно но как с друзьями по духу. В 29 стихе слово «Еллинисты» обозначает иудеев которые родились в других странах и которые исповедовали только иудаизм (в данном конкретном случае ср. Деян 6:1). В 31 стихе слово «назидаясь» обозначает духовное укрепление. В этом же стихе слово «утешение» означает укрепление духа человеческого через чудеса или чудесные Дары Духа Святого.
В 32 стихе слово «святые» означает христиан. В этом же стихе город Лидда, он был расположен северо-западнее Иерусалима примерно в 40 километрах. В 33 стихе слово «в расслаблении» означает был парализованным человеком. В 35 стихе слово «Сарон» обозначает израильскую прибрежную равнину простирающуюся к западу и северу от города Лидда. В этом же стихе слово «обратились» означает уверовали. В 36 стихе «Иоппия» это город в Сароне, примерно в 20 километрах северо-западнее от города Лидде, на побережье Средиземного моря. В 43 стихе упоминается Симон кожевенник, это означает что его ремеслом было делать изделия из кожи.
Глава 10: История спасения римского солдата Корнилия, а также спасение его родственников и друзей. Время происходящих событий 38 г.н.э.
В 1 стихе Кесария это город расположенный на побережье Средиземного моря на Саронской равнине. В этом же стихе слово «сотник» означает командующего воинским подразделением состоящим из 100 человек (в римской традиции это центурион). В этом же стихе слово «Италийский» означает что полк из Италии. В 3 стихе время девятый час означает 15:00. В 4 стихе слова «молитвы твои пришли на память» означают, что Бог помнит и видит.
В 6 стихе слова «он скажет тебе слова» означает что он будет благовествовать тебе об Иисусе, Новом Завете, и крещении. В 9 стихе шестой час означает 12:00. В 10 стихе говорится о Петре который был голоден, и когда ещё приготовляли пищу на «кухне», пока он ждал он впал в «транс» и в этом состоянии ему было видение от Бога. В 43 стихе сказано «именем Его» то-есть, силою и властью Его имени но через веру и дела (ср. Мк 16:16). В 46 стихе слова «говорящих языками» означает говорящих на различных иностранных языках.
Глава 11: Пётр объясняет Иерусалимской церкви что с ним произошло в городе Кесария. Распространение слова Божьего среди иудеев во многих городах. Варнава и Павел перебираются жить и служить Господу в город Антиохия. Время происходящих событий с 38 по 41 годы н.э.
В 15 стихе слова «как и на нас в начале» означают как и на нас в день Пятидесятницы сошёл Дух Святой. В 19 стихе Финикия это область в Сирии на побережье средиземного моря. В 20 стихе слова «Кипряне и Киринейцы» это значит уроженцы острова Кипр и Киренаика (области расположенной западнее Египта, между Ливией и Триполитанией, северная граница Киренаика омывается средиземным морем). В этом же стихе слово Еллин возможно относится к язычникам, а возможно к греческим иудеям. В 24 стихе слова «исполненный Духа Святого» означает исполненный духовными дарами Духа Святого.
В 26 стихе слова «в первый раз стали называться христианами» возможно говорят нам о названии людей которые уверовали в Господа, то-есть само слово христиане, христианин, стало общеупотребительным (ср. Деян 11:21; 2:39-44; Евр 6:1-3). В 28 стихе говорится о кесаре Клавдии это римский император который правил с 41 по 51 годы н.э. В 29 стихе слово «пособие» означает деньги.
Глава 12: Царь Ирод убивает Апостола Иакова и арестовывает Апостола Петра. Бог избавляет Петра от расправы Ирода. Смерть царя Ирода. Начало служения Апостола Павла. Время происходящих событий с 41 по 45 годы н.э.
В 1 стихе царь Ирод это Ирод Агриппа I, сын Аристобула сына Ирода Великого. Годы правления Ирода Агриппы I с 38 по 44 годы н.э. Во 2 стихе Иаков это один из 12 Апостолов Христа, Иаков Зеведеев. В 3 стихе слова «дни опресноков» означают пасхальную неделю после Пасхи, всю эту неделю Иудеи ели пресный хлеб (опресноки). В 4 стихе слова «четырём четверицам» означает четыре смены стражи, каждая из которых состояла из четырёх человек. В 6 стихе слова «вывести его» видимо означает что царь хотел судить и казнить его на следующий день.
В 15 стихе слова «это Ангел его» возможно подразумевает Ангела хранителя либо Ангела вестника принявшего образ Петра. В 20 стихе слова «склонив на свою сторону» говорят нам о том, что они склонили на их сторону царского слугу, который мог бы замолвить за них слово перед царём. В этом же стихе «постельник» означает управляющего царским двором или личного прислужника царя. В этом же стихе слова «просили мира» означает что они просили прощения или помилования, а может быть смягчения гнева царя, так как они по видимому провинились чем-то перед ним и при этом получали провизию из царских земель, поэтому им было выгодно примирение с царём. 23 стих говорит нам что это произошло не в один миг, а просто Бог поразил его болезнью, так что плоть его начала гнить и он умер в скором времени.
Глава 13: Первое миссионерское путешествие Апостола Павла (начало). Время происходящих событий 45 г.н.э.
В 1 стихе «Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника» - Ирод четвертовластник это Ирод Антипа сын Ирода Великого. Годы правления Ирода Антипы с 4 года до н.э. по 39 г.н.э. Это Ирод который обезглавил Иоанна Крестителя. Возможно Манаил был другом Ирода Антипы в прошлом. Савл в этом же стихе это Апостол Павел. Во 2 стихе слова «служили Господу» означают молились и постились.
В 4 стихе Селевкия – это прибрежный город на побережье Средиземного моря (в Сирии) недалеко от острова Кипр (сегодня этот город расположен на территории современной Турции). В следующем стихе Саламин – это город на острове Кипр. В этом же 5 стихе Иоанн это Иоанн Марк (см. Деян 12:25). В 6 стихе Паф это тоже город на Кипре. В 7 стихе слово «Проконсул» означает на современный манер Губернатора острова. В 8 стихе имя Елима это Вариисус из 6 стиха. В 13 стихе Пергия это город в Малой Азии (современная Турция), также располагался на побережье Средиземного моря. А Памфилия это небольшая область в Азии.
В 14 стихе Антиохия Писидийская это следующий город в Малой Азии. Далее по тексту также будут встречаться города в Азии которые проходили «миссионеры» Варнава и Павел, такие как Икония, Листра, Дервия. В 20 стихе говорится что так прошло примерно 450 лет до пророка Самуила. Вполне вероятно здесь говориться не о периоде судей в 450 лет, а о Египетском рабстве (~ 400 лет), странствовании по пустыне (~ 40 лет), и о завоевании Ханаана (~ 10 лет) и того 450 лет до пророка Самуила. В 48 стихе слово «предуставлены» означает всех тех кто уверовал. В 50 стихе слово «первых» означает знатных, начальствующих людей. В 52 стихе слово «ученики» это уверовавшие, а слова «исполнялись Духа Святого» означает наполнялись дарами Святого Духа.
Глава 14: Конец первого миссионерского путешествия Апостола Павла и Варнавы. Время происходящих событий 46 г.н.э.
3 стих очень красноречиво показывает нам, что чудеса, творимые в I веке н.э. были для того, чтобы засвидетельствовать Слово Божье. В 5 стихе под язычниками и Иудеями подразумеваются не верящие в Евангелия люди. В этом же стихе говориться что эти не верящие люди хотели побить Павла и Варнаву камнями. В 16 стихе сказано «Бог в Ветхие времена не вмешивался в жизни народов, и разрешал жить им так как они хотят». В 24 стихе Писидия и Памфилия это области в Малой Азии. В 25 стихе Пергия и Атталия это города в Памфилии. 26 стих говорит нам, что Павел и Варнава вернулись назад, домой, из своего первого миссионерского путешествия.
Глава 15: Крестившиеся Евреи заставляют крестившихся язычников обрезываться и соблюдать закон Моисеев. Церковь Иерусалима во главе с Апостолами выносит своё решение по этим вопросам. Начало второго миссионерского путешествия Апостола Павла. Время происходящих событий с 47 по 48 годы н.э.
В 1 стихе слово «пришедшие» означает пришедших Иудеев (которые также как и многие язычники уверовали в Христа) в город Антиохия, где жили Павел и Варнава. В 7 стихе слова «от дней первых» означает, что от тех дней когда Иисус выбрал 12 Апостолов, Пётр так сказать имел первенство среди них. В 13 стихе Иаков, это или брат Иисуса, или Иаков Алфеев.
В 20 стихе слова «осквернённые идолами» означает вещи употреблявшиеся в идолопоклонстве. В этом же стихе слово «блуд» означает различные грехи например проституция, идолопоклонство, …. А слова «удавлина и кровь» означают мясо плохого качества, неправильно приготовленное, а также кровь животных. В 22 стихе слова «начальствующие среди братьев» означает, что они были либо пресвитерами, либо пастырями.
В 23 стихе «Киликия» это область в Малой Азии, там где находился город Тарс. В 24 стихе слово «поелику» читается как «поскольку». В 39 стихе говорится что между Павлом и Варнавой произошло огорчение, это означает что между ними произошла ссора или разногласие.
Глава 16: Второе миссионерское путешествие Апостола Павла по Малой Азии и Македонии. Истории о Тимофее, женщине Лидии и темничном страже. Время происходящих событий 49 г.н.э.
В 1 стихе Дервия и Листра это города на юго-востоке Малой Азии. В 3 стихе сказано «ради иудеев», эти слова означают чтобы уверовавшие в Христа Иудеи не ругались, не занимались выяснением отношений, не ставили «палки в колёса» Павлу ибо они очень уж оставались ревнивы к Закону Моисея. В 6 стихе «Асия» это область на западе Малой Азии. В 7 стихе «Вифиния» это область на севере Малой Азии. В 8 стихе Мисия это район на севере Асии, а Троада это город на северо-западе Асии.
В 11 стихе Самофракия это остров в Эгейском море, а Неаполь это город в Македонии. В 13 стихе «молитвенный дом» скорее всего это синагога. В 14 стихе «багряница» это разновидность ткани. В 15 стихе слова «живите у меня» означают «погостите у меня». В 18 стихе слово «дух» означает, судя по всему, «нечистый дух», подобно тем духам которые были у бесноватого из Гадаринской страны [ср. Лк 8:26-29]. В 25 стихе говорится что Павел и Сила пели и молились Богу, а другие заключённые в это время слушали их.
Глава 17: Продолжение второго миссионерского путешествия Апостола Павла по Македонии и Греции. Гонения на Павла в Македонии. Павел в Афинах. Время происходящих событий 49 г.н.э.
В 1 стихе Амфиополь, Аполония, Фессалоника, это всё названия городов находящихся в Македонии. В 6 стихе слово «всесветные» примерно означает «вездесущие и всё знающие». В 9 стихе слова «получив удостоверение» могут означать, что Иасон успокоил городских начальников, сказав что они ничему плохому не учат людей, либо просто дал денег как откуп от преследования властей.
Глава 18: Продолжение и конец второго миссионерского путешествия Апостола Павла, и начало третьего миссионерского путешествия Павла. История Аполоса. Время происходящих событий с 49 по 53 годы н.э.
В 1 стихе Клавдий, это император Римской империи Клавдий, правивший страной с 41 по 54 годы н.э. В 12 стихе Ахаия так называлась область в южной части Греции в Новозаветные времена, ей управляли проконсулы Рима (Галлион был консулом с 51 г.н.э. по примерно 65 г.). В 13 стихе слова «не по закону» подразумевают Закон Моисея.
В 18 стихе Кенхрея, это город в Ахаии (Греция), рядом с Коринфом. И в этом же стихе слова «по обету», означает что Акила и Прискилла дали какое-то обещание Богу. В 19 стихе город Ефес расположен в Асии (современная Турция). В 22 стихе Кесария это город рядом с Иудеей, а Антиохия это город откуда и начинал свои путешествия Павел (располагался в Сирии).
В 23 стихе говорится о начале третьего миссионерского путешествия Апостола Павла, это примерно 53 г.н.э. В этом же стихе области Галатия и Фригия располагались в Малой Азии (современная Турция). В 24 стихе Александрия, это город в Египте. В 27 стихе слово «благодатью» означает содействовал речами о даре спасения от Бога. В 28 стихе Христос, это тот (Мессия) кого они (Иудеи) ждут до сих пор.
Глава 19: Продолжение третьего миссионерского путешествия Апостола Павла. Павел проповедует Благую Весть в Малой Азии. Пребывание Павла в Ефесе и события происходящие там. Время происходящих событий с 53 по 55 годы н.э.
В 1 стихе Коринф это город в Ахаии (Греция), а Ефес как мы уже знаем, расположен за морем в Малой Азии. Во 2 стихе «принять Святого Духа» означает принять Чудесные Дары Духа. В 4 стихе слова «крещение покаяния» это символ или знак того, что человек принимает слова Иоанна о грядущем Мессии. В 19 стихе «50000 драхм», драхма это греческая серебряная монета, в те времена 1 драхма составляла плату наёмного рабочего за 1 рабочий день. Если перевести на наши деньги (Российский рубль 2023 года) то сумма в 50000 драхм примерно составляет 50000000 рублей.
В 21 стихе слова «положил в духе» может означать и то, что Павел принял такое решение по вразумлению от Бога, то-есть Павел говорит сам себе: «После Македонии, Греции и Иерусалима, я отправлюсь в Рим». В 29 стихе слово «зрелище» означает «стадион» на котором иногда происходили и народные суды. В 35 стихе слово «Диопет», это метеорит (ставший священным камнем для греков) который упал из космоса, на нём была изображена (природой) как считали люди, древнегреческая богиня Артемида. В 40 стихе слова «мы находимся в опасности» означало, что большое скопление людей могло вызвать подозрение у римских властей, что привело бы к вводу войск и подавлению мятежа со многими жертвами.
Глава 20: Продолжение третьего путешествия Апостола Павла. Из Асии Павел отправляется в Македонию и Грецию, затем возвращается тем же путём до Милита где на корабле отплывает до Сирии и Иудеи. Бог влечёт Павла в Иерусалим. Время происходящих событий 56 г.н.э.
Во 2 стихе слово «Еллада» обозначает Грецию. В 6 и 7 стихах говорится, что примерно в четверг 21 нисана (авива) Павел со спутниками отплыл из Филипп и примерно в понедельник 25 нисана (авива) прибыли в Троаду, после чего они пробыли в Троаде до воскресения [Деян 20:7-11] 2 ияра (зифа). В 6 стихе «дни опресноков», это семь Пасхальных дней начиная с первого дня Пасхи 14 нисана (Нисан (Авив) – первый месяц в еврейском календаре).
В 7 стихе слова «в первый день недели» означает на современный манер «воскресение», так как в еврейской традиции дни недели назывались так: 1 день, 2 день, 3 день, 4 день, 5 день, 6 день, Суббота (7 день). И если посмотреть на современный манер то можно увидеть что неделя обозначается сегодня так: 1 день (воскресение), 2 день (понедельник), 3 день (вторник), 4 день (среда), 5 день (четверг), 6 день (пятница), 7 день (суббота). Просто люди договорились что воскресение будет считаться во многих странах 7 днём недели и он будет всегда выходным, вместе с субботой конечно. А изначально, как мы можем увидеть в Библии, воскресение считалось 1 днём недели.
В 9 стихе говорится о «третьем жилье», это значит, что комната в которой собрались христиане для воскресного богослужения находилась на уровне третьего этажа. В этом же стихе говорится что юноша Евтих разбился насмерть. В 13 стихе Асс, это город на западном побережье Асии. В 16 стихе «Пятидесятница» это еврейский праздник жатвы, он был на 50 день после Пасхи (поэтому его стали именовать и Пятидесятницей). В 37 стихе слово «выя» переводится как «шея».
Глава 21: Конец третьего миссионерского путешествия Апостола Павла. Павел в Иерусалиме. Гонения на Павла. Время происходящих событий 57 г.н.э.
В первом стихе говориться о Косе, Родосе и Патару, это были прибрежные города на пути следования Павла и его спутников в Иерусалим. Во 2 стихе Финикия – это область расположенная между Иудеей и Сирией. В 18 стихе Иаков – это либо Апостол Иаков Алфеев, либо родной брат Христа. В этом же стихе «пресвитеры» означает скорее всего пресвитеров Иерусалимской церкви. В 23 стихе говорится о обетах, скорее всего эти обеты должно было исполнить по закону Моисея.
Глава 22: Речь Павла перед народом. Павел остаётся под стражей. Время происходящих событий 57 г.н.э.
В 14 стихе слово «Праведник» обозначает Иисуса.
Глава 23: Речь Павла (благовествование) в Синедрионе (верховный Иудейский суд). Иудеи злоумышляют убить Павла. Начало четвёртого и последнего миссионерского путешествия Павла (в Рим). Время происходящих событий 57 г.н.э.
В 35 стихе слово «претория» обозначает резиденцию римского наместника (в Кесарии).
Глава 24: Обвинители Павла пришли из Иерусалима в Кесарию. Речь Павла перед римским правителем (наместником). Павел остаётся под стражей на два года. Время происходящих событий с 57 года по 59 год н.э.
В 1 стихе слово «ритор» обозначает человека вроде адвоката, прокурора и оратора.
Глава 25: Павел продолжает оставаться в заключении в Кесарии но уже при новом наместнике (Фесте). Павел снова защищается в суде. Царь Агриппа II и его сестра и возлюбленная Вереника. Время происходящих событий 59 год н.э.
В 21 стихе слово «Август» подразумевает императора Римской империи.
Глава 26: Речь Павла (благовествование) на суде перед Царём Агриппой II, наместником Фестом и остальными. Павла решено отправить на суд к Императору Рима. Время происходящих событий 59 г.н.э.
Глава 27: Павла отправляют на суд Кесаря (Императора Рима) в Рим. Дорога в Рим и морские злоключения Павла и его спутников. Время происходящих событий 60 г.н.э.
1 стих говорит нам о том, что Павлу и его спутникам предстояло отправиться в Италию. Возможно, и Лука был в числе этих спутников. Во 2 стихе «Адрамитский корабль», это корабль из города Адрамиттий который находился на северо-западе Асии, недалеко от города Троада. В 3 стихе сказано «воспользоваться их усердием», означает, что Павлу дали денег и провизии на дорогу. В 6 стихе «Александрийский корабль», означает корабль из Александрии в Египте. В 7 стихе «Салмон» это мыс на острове Крит. А в 8 стихе «Хорошие Пристани» это гавань где стояли суда, в южной части Крита.
В 9 стихе слова «пост уже прошёл» означает, что пост – это еврейский праздник «День Очищения», который приходится на конец сентября начало октября, в это время мореплавание становиться опасным. В 11 стихе «кормчий» это капитан или рулевой, а «начальник корабля» это либо капитан, либо владелец судна. В 14 стихе слово «Эвроклидон» это сильный северо-восточный ветер, штормовой ветер. В 16 стихе «Клавда» это небольшой островок недалеко от Крита, примерно в 50 км к югу. В этом же стихе слово «лодка» подразумевает под собой, скорее всего, спасательную шлюпку. В 17 стихе слова «употреблять пособия» означает, стали принимать необходимые меры (укреплять, подвязывать) для того чтобы не утонуть или не погибнуть.
В 18 стихе слово «обуревание» означает, что буря на море продолжала свирепствовать с ещё большей силой. В 27 стихе «Адриатическое море» это Средиземное или Ионическое море, так как в древности часть моря по которому бросало корабль, на котором находился Павел и его спутники, причислялось к Адриатики. В 28 стихе «20 саженей» это примерно 37 метров, а «15 саженей» это примерно 28 метров. В 39 стихе сказано «земли не узнавали», это значит, что они не поняли что это за земля, как называется, где находится. В 41 стихе сказано «пошли на косу», это значит сели носом на отмель.
Глава 28: Продолжение четвёртого миссионерского путешествия Павла в Рим. События и благовествование на пути Павла, на Мальте, Сицилии, Италии и Риме. Благополучное прибытие в Рим. Время происходящих событий с 60 по 62 годы н.э.
В 1 стихе остров Мелит, сегодня этот остров называется Мальта. Он находится к югу от Сицилии, примерно в 140 километрах. В 3 стихе слово «ехидна» это разновидность змеи. В 11 стихе название «Диоскуры» обозначало божественных близнецов из пантеона греческих богов, они были покровителями моряков. В 12 стихе «Сиракузы» это город на юго-востоке Сицилии. В 13 стихе Ригия, это город на «кончике итальянского сапога». В этом же стихе «Путеол» это город на побережье Италии, в западной его части, примерно в 214 км от Рима.
В 15 стихе Аппиева площадь и Три гостиницы, это небольшие поселения расположенные примерно в 60 км к югу от Рима. На Аппиевой дороге по которой шёл под конвоем Павел в Рим, в районе площади и Трёх гостиниц располагались форум, рынок и гостиницы для путников. В 30 стихе говорится что «Павел жил на своём иждивении», это означает, что Павел сам себя содержал, из тех средств которыми располагал, но возможно что кто-то ему и помогал [Флп 4:15-19].
30 стих говорит нам, что живя эти два года в Риме Павел ожидал суда Императора, вот как он говорит об этом: «Братья, я хочу, чтобы вы знали, что то, что произошло со мной, способствовало распространению благой вести, так что всей дворцовой страже и всем другим стало ясно, что заключение моё вызвано тем, что я следую Христу. К тому же, большинство братьев в Господе собрались с духом из-за моего заключения и стали более откровенно и без страха высказываться о слове Божьем» [Флп 1:12-14].
Как полагают многие исследователи Библии, Павел умер или был казнён примерно в 64 или 67 году н.э. при Императоре Рима Нероне (годы правления с 54 по 68 годы н.э.).
Заключение
Лука пишет историю об исполнении пророчеств Ветхого Завета. О приходе Нового Завета, о приходе обещанного Мессии на землю к людям, о зарождении христианства и его распространении, об учении Бога. И всё это описано в двух его Книгах. Как говорит сам Лука для того он и написал их, чтобы христианин по имени Феофил смог крепче утвердиться в вере которую однажды принял от проповедующего ему христианина.
В первой Книги идёт повествование об исполнении пророчеств Ветхого Завета. О приходе Мессии, о том кем был этот Мессия, о Его жизни среди людей, о Его служении и учении, а также Его чудесах (исцелениях воскрешениях, знамениях) которые Он творил на земле. А также говорится о том, как Он покинул эту землю и какое наследие оставил людям. И все эти события, происходят примерно за 30 с небольшим лет.
В Евангелии Лука пишет о рождении Христа (Мессии), как и предсказывали пророки Ветхого Завета. Лука даёт нам небольшие сведения о Его детстве, Его родителях, Его семье (братьях и сёстрах). Когда Иисус стал взрослым Он пошёл на Евангельское служение. По сути, вся Благая Весть (Евангелие) посвящена проповеди о приходе Царства Небесного ко всем людям через Христа. По мимо этого, в Книге мы встречаем то, что сопутствовало этой проповеди (или Его учению), а именно:
- Противление со стороны Иудейских вождей;
- Слабая вера народа Иудейского;
- Избрание Апостолов и учеников, для будущего служения Благой Вести;
- Чудеса, творимые Иисусом;
Иисус, стал как бы прообразом Моисея. Если через Моисея был дан Закон (Ветхий Завет) и спасение от Египетского рабства, то Благая Весть говорит нам, что через Христа Иисуса (Сына Божьего) людям был дан Новый Закон (Новый Завет) и спасение, но уже от рабства греха (ср. Евр 9-12 главы).
Иисус учил людей тому – какими они должны быть в своей жизни, что делать, как чувствовать, как поступать, как говорить, как мыслить, к чему стремиться. По своей сути, все послания Апостолов посвящены тому же, ведь от образа жизни и образа мыслей человека зависит его будущая жизнь в вечности.
Самое главное конечно же, Евангелие показывает нам путь, ту узкую дорогу, по которой мы должны пойти, предварительно найдя её [Лк 13:23-24]. Потому что одними чувствами и делами мы всё равно не спасемся, нужно нечто большее человеку [1 Кор 13:1-3]. Это большее, всем нам предстоит найти, если сможем конечно [Мф 13:45-46].
Вторая Книга (Деяние) показывает нам продолжение Первой (Евангелия). Хотя там и меньше учения чем в Книге Евангелие, но несмотря на это, эта Книга также рассказывает нам о святости, истинной вере, о спасении, о вечности, о Боге и Христе. И в этой Книге показан Святой Дух (третья личность Бога) в ней ещё более раскрыта Его сущность.
Книга Деяния как продолжения первой Книги Евангелия, была написана Лукой примерно в первой половине 60-х годов н.э. Она охватывает события примерно 30 лет. Главные герои этой Книги Апостолы Пётр и Павел. Эта книга показывает, что христианство это религия добра и справедливости. Она показывает что распространению христианства способствовал Святой Дух. И она также показывает, что в распространении христианства в не малой степени способствовала и Антиохийская церковь на ровне с Иерусалимской. Но конечно же, всё началось с Иерусалима [Иез 47:1-12]!
«В тот день из Иерусалима потекут, не останавливаясь, живые воды, и поток этот раздвоится: часть его потечёт на восток, а часть - на запад, к Средиземному Морю, и будет течь круглый год, летом и зимой» [Зах 14:8].
Использованная литература
- Библия. Синодальный перевод
- Библия. Современный перевод
- Библейская энциклопедия
- Ресурсы интернета