Найти тему
Московская газета

Электросамокаты: есть ли будущее у СИМ в России

   Электросамокаты: есть ли будущее у СИМ в России
Электросамокаты: есть ли будущее у СИМ в России

Лето 2023 года показало, что Москва переживает пик популярности электросамокатов. Казалось бы, популяризация этого средства мобильности укладывается в общий тренд городских властей разгрузить город от автомобилей. Самокаты повышают эффективность использования городского пространства. Но, как часто бывает в подобных случаях, есть множество нюансов. В них мы и постараемся разобраться

Несколько дней назад в Москве произошёл очередной громкий случай. В Южном Бутове 17-летний электросамокатчик сбил на тротуаре ребёнка. Нарушителя удалось задержать.

Проблема электросамокатов будоражит не только Москву, но и многие мегаполисы мира. В Париже не получится арендовать данный вид двухколёсного транспорта уже с 1 сентября. Мэрия столицы мировой моды объяснила это тем, что разбросанные по всему городу уличные транспортные средства не только выглядят неэстетично, но и создают неудобства. Впрочем, главное, что электросамокаты угрожают пешеходам. Пожилые люди боятся выходить на улицу.

«Сегодня количество происшествий, связанных с электросамокатами, растёт, — рассказал «Московской газете» ведущий эксперт Центра социальных исследований и технологий РГСУ, экс-глава муниципального округа Тверской города Москвы Яков Якубович, — Количество ДТП с участием электросамокатов в РФ с 2019 года выросло более чем в 40 раз. От политиков то и дело слышатся идеи тотального запрета. При этом приводится в пример опыт Парижа, хотя там лишь не продлили контракт с сервисами аренды самокатов. Это не коснулось владельцев частных самокатов. Разумеется, запрет — самое простое, но и самое глупое решение, которое возможно в этой ситуации. К сожалению, современным политикам свойственен популизм и поиск простых решений сложных проблем».

В прошлом Яков Якубович занимал пост главы МО Тверской и неоднократно сталкивался с просьбами жителей навести порядок с самокатами. Но диалог с прокатными сервисами значимых результатов не принёс, поскольку решение вопроса находится на уровне субъектов РФ и федерального законодательства.

С 1 марта 2023 года вступили в силу изменения в ПДД для электросамокатов, гироскутеров и иных устройств. Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.10.2022 №1769, электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и их аналоги получили особый статус — средства индивидуальной мобильности.

По мнению ряда специалистов, коренным образом изменения ПДД ситуацию не переломили. Впрочем, какую-то определённость они всё-таки внесли.

-2

В новых правилах появился дорожный знак «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено». На знаке изображён перечёркнутый человечек на самокате.

Знак «Движение пешеходов запрещено» теперь распространяется и на электросамокаты.

Появились разъяснения. Где ездить на электросамокате? В идеале — по велосипедной дорожке там, где она есть. Если нет, остаётся тротуар. Когда тротуара тоже нет, можно ехать по обочине или по правому краю дороги, при условии, что разрешённая скорость потока не превышает 60 километров в час. В этом случае самокат должен быть оснащён фарой, звонком и тормозами.

Дополнительный смысл получил знак «Дорога с полосой для велосипедистов». Ездить по данной выделенной полосе могут и средства индивидуальной мобильности.

Установлена скорость движения, разрешённая для поездок на электросамокатах — 25 км/час, а в жилых зонах — до 20 км/час.

Правилами определены ограничения для детей. До 7 лет управлять электросамокатом можно только в сопровождении взрослых, а ездить разрешается исключительно по тротуарам и пешеходным дорожкам.

В возрасте от 7 до 14 лет требование о сопровождении снимается, можно использовать тротуары и велодорожки. Но кататься в велосипедных зонах, совмещённых с потоками автотранспорта, запрещено.

С 14-летнего возраста на водителей электросамокатов распространяются те же правила, что и на совершеннолетних.

Закон пока не требует сдачи на права, но разговоры об этом ведутся. Регистрировать личный электросамокат тоже пока нет необходимости. Что касается страховки и наличия аптечки, то эти пункты не обязательны.

В новом законе появились штрафы для тех, кто управляет средствами индивидуальной мобильности (СИМ). С 1 марта 2023 года не спешиться на «зебре» или превысить скорость обойдётся в 800 рублей. За создание помехи на дороге придётся заплатить 1000 рублей. За управление электросамокатом в нетрезвом виде можно лишиться суммы от 1000 до 1500 рублей.

Примечательно, что по нормам ПДД те, кто управляет самокатами, не являются водителями. А значит и оставаться на месте ДТП они не обязаны. По этой причине розыск скрывшихся электросамокатчиков, видимо, будет ещё одной серьёзной проблемой.

Одним из главных скептиков закона об электросамокатах является Глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. Политик не раз заявлял о необходимости ужесточения ответственности за нарушение правил, касающихся использования самокатов. Что касается поправок в ПДД, вступивших в силу 1 марта, то, по мнению сенатора, они вряд ли повлияют на ситуацию, даже если будут соблюдаться.

«В отношении велосипедов и самокатов законодательство, скажем так, у нас менее определенное, но в целом, его можно назвать либеральным, — считает Яков Якубович. — Хотя есть и коллизии. Например, если вы едете по проезжей части и с правой полосы можно ехать только направо, то продолжение движения в прямом направлении будет считаться нарушением. Именно об этом недавно я получил ответ Минтранса. В других странах больше штрафы, выше требования к СИМ. Но там и с инфраструктурой дела получше. Есть велополосы, парковочные зоны, развита сеть сервисных служб по ремонту СИМ и велосипедов. В Москве этого сильно не хватает, не говоря о других крупных городах».

Что касается инфраструктуры, то, действительно, даже в Москве и Санкт-Петербурге далеко не везде предусмотрены полосы для движения и должным образом организованны парковки.

СИМ — это новый вызов транспортной городской политике. Какие решения есть на сегодняшний день? Эксперты в области организации дорожного движения и активисты общественных организаций высказывают разные мнения. Многие сходятся на том, что для разрешения проблемы с электросамокатами необходимо:

- фиксировать места парковки и ответственность за парковку в неположенном месте;

- ввести регистрационные знаки;

- ввести контроль развиваемой мощности и ответственность за несоответствие типу транспортного средства;

- усилить ответственность за опасное вождение;

- ввести права (в данном случае некоторые делают оговорку: «Это как крайняя мера»).

В мае 2023 года в одном из своих интервью сенатор Андрей Клишас высказал мнение о том, что электросамокаты не должны передвигаться по городским улицам. Слишком много происшествий происходит с их участием. Политик предложил разрешить движение электросамокатов в парках и частных поселках, поскольку в этих местах есть специально выделенные дорожки.

«Запрещать электросамокаты бессмысленно — это то же самое, что запретить велосипед, потому что подавляющее большинство велосипедистов не спешиваются на пешеходном переходе. И самокат, и велосипед — «одного поля ягоды», только первый более креативный, удобный, а теперь ещё и максимально доступный. Нужен только телефон, интернет и немного денег. Считаю, что именно интернет и должен стать мерой воздействия на неуважающих окружающих и правила дорожного движения самокатчиков. Их нужно просто ограничивать в этой доступности. Как это сделать? Это вопрос к операторам, предоставляющим самокаты напрокат. Если усилить штрафные санкции против них, они быстро найдут способ, как банить нарушителей. Было бы желание, а технологии наверняка найдутся», — рассуждает ветеран ГИБДД, подполковник МВД Софья Сафиуллина.

28 августа стало известно о том, что вице-спикер Госдумы, депутат фракции «Новые люди» Владислав Даванков внес законопроект, позволяющий запрещать использование самокатов или ограничивать их скорость в муниципалитетах с согласия жителей. Объясняя свою инициативу, вице-спикер заметил, что «электросамокат – это удобство для одного человека и головная боль для тысячи». Он отметил, что речь идёт о локальном регулировании, а не о полном запрете электросамокатов во всём городе, и привёл следующие цифры: по опросам, 81% жителей России согласны с тем, что популярность электросамокатов прямо влияет на рост аварийности. Ограничение скорости для самокатчиков поддерживают 82% опрошенных, запрет езды по тротуарам и пешеходным зонам – 33%.

Инциденты с электросамокатами на дорогах российских городов действительно регулярно попадают в СМИ. Причём страдают далеко не только пешеходы. Так, накануне в сети появилось видео, на котором запечатлён момент наезда электросамоката на девушку в районе Большого Устьинского моста в Москве. Серьёзных травм потерпевшая не получила, зато сопровождавшие её мужчины избили самокатчика и выбросили транспортное средство в реку. По факту аварии и драки полиция проводит проверку.

ДТП с участием электросамоката произошло в Челябинске. Два человека выехали на самокате на проезжую часть дороги, после чего попали под машину. К слову, вдвоём на таком транспортном средстве передвигаться запрещено, однако участники аварии проигнорировали и это правило, и меры предосторожности при выезде на проезжую часть. Обращений в ГИБДД по данному поводу не поступало, и об аварии стало известно лишь благодаря попавшему в интернет видео. Сколько аналогичных случаев происходит по всей стране и не попадает на камеру, остаётся догадываться.

Член СПЧ при президенте РФ Александр Брод в беседе с «Московской газетой» отметил, что решение властей Парижа разорвать контракт с сервисами проката самокатов простимулировало возобновление дискуссии о судьбе СИМ и в России.

«Сам я являюсь убежденным сторонникам того, что необходимо запретить проезд электросамокатам по тротуарам и пешеходным дорожкам в зонах отдыха. Каждый самокат должен иметь свой номер, за нарушения — строгая ответственность. Когда говорят, что самокат — это экологично, удобно — воспринимаю такие доводы как лицемерие. Увидел информацию, что за последние три года количество ДТП из-за использования электросамокатов выросло вдвое: в 2020 году — 430, в 2022 году — 976, за 8 месяцев 2023 года — 941. Это только официальная статистика, надводная часть проблемы. Среди пострадавших много детей. Какие могут быть оправдания, если страдают дети, пожилые люди? Планирую направить обращения в Госдуму и Совет Федерации с тем, чтобы ускорили принятие мер, которые оградили бы наших пешеходов от этой новой напасти. Опасаюсь, что, если не принять мер по исправлению ситуации, терпение некоторых сограждан может лопнуть, и они начнут ломать эти самокаты. Зачем доводить ситуацию до точки кипения?» — сказал Александр Брод, добавив, что и раньше в ДТП на дорогах гибли тысячи людей, а теперь и тротуары перестают быть безопасным местом, что можно назвать тотальной дискриминацией пешеходов.

Сегодня спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что дополнительные меры регулирования использования электросамокатов и других подобных транспортных средств сейчас прорабатываются. По словам парламентария, необходимо повышать ответственность тех людей, которые пользуются электросамокатами, поскольку в результате их действий могут пострадать люди. Володин привёл несколько примеров из международной практики. В частности, в Нидерландах действуют высокие штрафы за езду на электросамокатах по дорогам общего пользования, в Японии владельцы таких ТС должны оформлять водительское удостоверение, а в Сингапуре электросамокаты практически полностью запрещены. Очевидно, России также предстоит найти баланс между интересами экологии, разгрузки дорог в мегаполисах и безопасностью всех участников движения. И вступившие в силу изменения в ПДД, по всей видимости, будут не последними.