Имя Матисса вписано золотыми буквами в историю живописи, как художника стремившегося одарить ценителей картинами, на которых будет доминировать союз простоты и изящества, приносящий абсолютный покой.
Представительницы прекрасной половины человечества играли очень большую роль в жизни и творчестве Матисса, но встреча его с русской девушкой Лидой окрасила жизнь мастера в невероятно яркие краски, «цвет» которых чуть было не свёл с ума его жену.
Сначала операция аппендицита, а потом – кисти и краски
Будущий лидер течения фовистов появился на свет в 1869 году в коммуне Ле-Като-Камбрези, находящейся на севере Франции. Трудно сказать, стал бы он живописцем (по настоянию отца он должен был связать свою жизнь с юриспруденцией), если бы не операция по удалению аппендицита, которую ему довелось перенести в 21-летнем возрасте.
Дабы облегчить сыну затянувшийся восстановительный период после операции, мама принесла Анри краски и большой альбом. Позже Матисс с большой теплотой вспоминает об этом поступке матери, говоря, что испытал в это время райское наслаждение, погрузившись в рисование, которое он любил с детских лет.
После больницы ему удалось убедить отца, что без рисования он не мыслит своей жизни. Отец, смягчившись, согласился снабдить сына средствами для обучения, но с условием, что Анри пойдёт учиться у Бугро.
Однако с Бугро молодой Матисс не поладил и ушёл от него, желая поступить в прославленную парижскую художественную школу, но провалил экзамены и пошёл в мастерскую Гюстава Моро, который очень много дал Матиссу, научив самому главному.
Годы непростых поисков себя в искусстве живописи для Матисса, и ряда других молодых художников, в начале 20 века завершились выработкой особого стиля, который критики назвали «фовизмом» (от фр. fauve-дикий). Приверженцы этого авангардного стиля пытались посредством цвета и формы воздействовать на эмоции и чувства зрителей.
Посланница небес
В 1932 году, когда порог дома 62-летнего живописца переступила 22-летняя Лидия Делекторская, Матисс уже был на вершине славы.
Молодую, привлекательную девушку в дом художника привела нужда. В Париж она приехала вместе с тётей – они спасались от голода и разрухи, охвативших послереволюционную Россию, в которой погибли её родители.
Ей удалось поступить в Сорбонну, однако оплата за обучение оказалась девушке не по карману, поэтому она вынуждена была с большим трудом зарабатывать танцовщицей, моделью. По совету знакомого она приехала к Матиссу, зная о его порядочности, честности, доброте и прочих положительных чертах характера.
После более близкого знакомства, художник ей предложил поработать шесть месяцев ассистентом в его студии. Для Лиды это было очень приемлемо – ей понравилась и зарплата, и условия, и сам мастер.
Однако вот какие изменения вскоре произошли в судьбе художника, после появления рядом с ним русской девушки.
Женское сердце не обманешь
Жене художника Амели поначалу понравилась Лида, ставшая для неё сиделкой, после того как женщина заболела и слегла. Достаточно кроткая и исполнительная девушка с голубыми глазами понравилась бы кому угодно.
В один прекрасный день Матисс зашёл в комнату жены и, как обычно, справляясь о её здоровье вдруг, бросив короткий взгляд на Лидию, проговорил: «Только не двигайтесь» и тут же принялся рисовать.
С того дня художник всё чаще начинает обращать внимание на девушку, желая поначалу её запечатлевать на холсте, а вскоре начинает получать удовольствие от общения с ней. Больше всего художнику нравилось то, что в характере девушки так прекрасно сочетались мягкость, доброта, необыкновенная организованность, внимательность, порядочность и абсолютная искренность.
Несмотря на то, что доказать предполагаемый многими роман между ними жене живописца не удалось, она была вне себя от ярости, сознавая, что роль музы художника от неё плавно и неизбежно переходит к этой русской девчонке. А то, что Лида с каждым днём всё больше брала в свои руки инициативу по контролю за всем, что касается быта и работы художника, ей было абсолютно невыносимо.
Последовал крупный скандал, в результате которого девушке пришлось покинуть дом художника.
Но так случилось, что вскоре Матисс развёлся с Амели по её же инициативе. Художник сразу пригласил к себе свою любимую модель Лидию Делекторскую, бывшую до последнего дня его жизни с ним рядом, создавая именно такую атмосферу, которая и нужна была великому живописцу для его незабываемого творчества.