Найти тему

Скульптура Евгения Лансере

В этом году отмечается 175 лет со дня рождения скульптора Евгения Александровича Лансере.

Человек удивительной судьбы, чей вклад в развитие отечественной культуры и искусства сложно переоценить. Евгений Александрович Лансере родился 24 августа 1848 года в Моршанске, Тамбовской губернии, в семье статского советника, инженера путей сына, офицера наполеоновской армии Поля Лансере, раненного в битве при Бородино и оставшегося затем в России. Искусством он начал интересоваться с самого детства. Но предпочтение отдавал лепке. Главным его интересом с ранних лет были лошади и всё с ними связанное.

Е.А. Лансере
Е.А. Лансере

Большое влияние на судьбу Евгения Лансере оказал переезд в Санкт-Петербург и знакомство с Иваном Айвазовским и скульптором Петром Клодтом, которые высоко оценили дарование юного ваятеля. Профессионально художественному ремеслу Евгений Лансере не обучался, но назвать его художником-самоучкой все же нельзя. Одновременно с занятиями в университете он много и плодотворно работал в мастерских известных петербургских скульпторов, в том числе в мастерской выдающего мастера кабинетной скульптуры Николая Либериха, дважды ездил в Париж изучать художественное литье.

Умение работать с формой, композиционное совершенство и внимание к деталям быстро сделали Евгения Александровича востребованным и популярным автором кабинетной скульптуры. Одной из отличительных черт его искусства было стремление с документальной точностью передать малейшие нюансы внешности и движения персонажей. Не важно, касалось ли это национальных особенностей или воинской формы. Свою творческую деятельности, Евгений Лансере успешно совмещал с занятиями по разведению лошадей. Для этого он выкупил в собственность усадьбу Нескучное с половиной конезавода. Именно там, в Харьковском уезде, он и провел свои последние годы, умер скульптор в 1886 году.

Е.А. Лансере. Запорожец после битвы. 1873. Бронза, литье, ковка. Вологодская областная картинная галерея
Е.А. Лансере. Запорожец после битвы. 1873. Бронза, литье, ковка. Вологодская областная картинная галерея

Историко-батальная композиция «Запорожец после битвы» поступила в Вологодскую картинную галерею в 1954 году из Министерства культуры РСФСР.

Герой скульптурной композиции – ловко сидящий в седле казак, вытирающий шашку о гриву лошади. Она идет неспешным шагом, пригнув голову к колену. На поводу у запорожца трофейный конь, тревожно оглядываясь, призывает своего хозяина.

Выразительность композиционного решения группы, типичность образа сурового пожилого запорожца, удачно найденный контраст его спокойного коня и взволнованно ржущего вражеского скакуна – несомненные достоинства работы Лансере. Нельзя не залюбоваться великолепно переданной статью животных, Лансере был прекрасным анималистом, а кони – его любимыми «моделями».

Поражает точность проработки многочисленных деталей произведения, вплоть до длинных усов пожилого казака, его одежды, воинского снаряжения, даже полумесяца на попоне вражеского коня и колеса от телеги в степной траве. Здесь нет сухой мелочности, все детали важны и отлично прочеканены.

Лансере лепил свои статуэтки из воска, отливка их происходила на заводах и в бронзолитейных мастерских частных фирм, которые покупали у скульптора его работы и получали право в течение ряда лет отливать и продавать их.

Любовь к искусству и талант он передал своим детям двум сыновьям – Евгению и Николаю Лансере и дочери – Зинаиде Лансере в замужестве Серебряковой, имена которых навсегда вошли в историю отечественной культуры.