Импортозамещённый «Суперджет» взлетел и приземлился в Комсомольске-на-Амуре. Самолёт оснащён авионикой, системой электроснабжения, шасси и другими компонентами отечественного производства. Первый опытный образец летает на франко-российских двигателях SaM146, но на второй обещают поставить полностью российские.
Как рассказали в Минпромторге, испытательный полёт длился 54 минуты. Самолёт поднялся на высоту 3000 м и разогнался до 343 км/ч.
«В ходе испытаний была подтверждена стабильная работа всех отечественных систем, управляемость и устойчивость самолета в воздухе», — отметили в ведомстве.
Министерство и «Объединённая авиастроительная корпорация» (ОАК) опубликовали кадры полёта лайнера в сопровождении истребителя.
Импортозаместил самолёт производственный центр «Яковлев» (входит в ОАК госкорпорации «Ростех»). Глава министерства и вице-премьер Денис Мантуров рассказал, что в «Суперджете» разработчики применили собственные конструкторские решения и технологии. Из отечественного у него:
- авионика;
- шасси;
- вспомогательная силовая установка;
- комплексная система управления;
- системы электроснабжения, кондиционирования воздуха и проч.
Гендиректор ОАК Юрий Слюсарь сказал, что импортозамещённый «Суперджет» — это «лучшая демонстрация технологической независимости» России.
Однако пока российский ближнемагистральный самолёт летает на франко-российских двигателях SaM146. В ОАК говорят, что опытный образец скоро начнёт лётные испытания уже с отечественными двигателями ПД-8. Сейчас они проходят стендовые испытания в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.
Сколько стоило импортозамещение «Суперджета»
Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) — российский пассажирский лайнер, способный перевозить 98 пассажиров на расстояние около 4400 км. Используют его с 2011 года. Хоть самолёт и отечественный, начинка у него всегда была по большей части импортная:
- Авионика —Thales (Франция).
- Система управления и жизнеобеспечения — Liebherr(Германия.
- Шасси —Messierdowty (Франция).
- Топливная система —Intertechnique (Zodiac) (Франция).
- Гидравлика — Parker (США).
- Противопожарная система — Autronics (США).
- Колеса b тормоза — Goodrich (США).
- Двери — Boeing (США).
Однако в 2019 году компоненты «суперджетов» начали замещать. Летом 2022-го производитель самолётов «Иркут» рассказал, что опытно-конструкторская работа по импортозамещению SSJ100 обойдётся примерно в 50 млрд рублей, и это без учёта двигателей.
После начало СВО российско-французская компания PowerJet, которая выпускает двигатели SaM146 для SSJ-100, приостановила их техническое обслуживание и ремонт из-за санкций против России. Тогда Минпромторге предложил использовать запчасти и подменные двигатели SaM146 с российского склада PowerJet, а также ускорить переход на российские двигатели ПД-8.
Как летают в России после санкций Запада
В прошлом году западные страны запретили продажу самолетов и запчастей российским авиакомпаниям. Прекратилось техобслуживание лайнеров Boeing, Airbus и Bombardier принадлежащих российским перевозчикам. Россия потеряла порядка 10% магистрального парка, однако «новые логистические маршруты» позволили сохранить большую часть самолётов.
Последний раз Минтранс сообщал, что сейчас летают 1164 пассажирских борта. Из-за санкций порядка 80 самолетов арестовали за рубежом, поэтому сейчас на международных линиях Россия использует неподсанкционные «суперджеты».
Одна из самых острых проблем сейчас — это нехватка запчастей. В мае 2023 года выяснилось, что российские авиакомпании выполнили 2000 рейсов с просроченными запчастями. Совладелец аэропорта Внуково Виталий Ванцев говорил, что из-за проблем с запчастями осенью авиабилеты за рубеж подорожают на 40%.