Черкасск. Антоний Людвиг (Луиджи) де Романо
В предыдущем выпуске был упомянут да Романо. Кто же это такой и что полезного он сделал в Черкасске? Ученый, венецианец по происхождению, военный инженер, член многих академий в течение 8 лет он состоял в русской службе в свите императоров Павла 1 и Александра 1 в чине подполковника генерального штаба. На данный момент ему было 30 лет. На Дон он прибыл зимой с 1801 на 1802 год, провел один год и был отозван по указу императора в феврале 1803 года. Сразу оговоримся, что проведенные под его руководством работы мало что дали для защиты Черкасска от наводнений. Впоследствии де Романо покинул страну и занимал различные посты в Европе (в том числе служил в штабе у Наполеона). И в 1807 году в Милане вышел его труд о своем пребывании в наших местах. Помимо описания проведенных под его руководством работ и исторических компиляций, там есть чрезвычайно интересные беспристрастные наблюдения иностранца за жизнью казаков, сделанные в этом году. Некоторые, наблюдения будут приведены ниже.
Что представлял собой Черкасск к этому времени, можно увидеть на приведенных здесь схемах. Административно город состоял из 11 станиц. Пять станиц располагались в исторической части города, в крепости: Черкасская, Средняя, Павловская, Прибылянская, Дурновская. Расположены они были на острове, который был образован Протокой и рекой Дон. По данным Романо здесь насчитывалось 620 домов. Четыре станицы на другом острове между Доном, Танькиным и Ракитным ериками и Скородумовской протокой: Верхнее-, Средне-, Нижнее- Рыковские и Скородумовская. Татарская станица располагалась за Протокой по дороге к Ратному предместью, состояла из 117 домов и населена была татарами – казаками. И станица Тютеревская располагалась на левом берегу Дона в ней проживали в основном рыбаки. Всего население города составляло 11 тысяч человек.
Войсковое начальство давно вынашивало планы по поднятию города на 17 футов (более 5 метров). Де Романо сразу отказался от них виду больших затрат на его реализацию. Поскольку помимо отсыпки, нужно было практически заново строить город. Что запланировал сделать де Романо:
- регулированием донских рукавов дать свободный исход весенним водам;
- обнести город плотинами и дамбами;
- засыпать ненужные протоки и каналы, а провести новые каналы, увеличив их площадь;
- привести город в «цивилизованный» вид.
Работы планировалось завершить в два года.
Что было сделано? Для производства работ набрали крестьян числом 700 человек (каждого 100-го) с таким же количеством волов, в то же время из казаков сформировано 2 рабочих полка числом 1000 казаков с 2000 лошадей.
Первый пункт выполнить практически не удалось по причине отсутствия средств и непонимания войскового начальства. Было завалено камнем два гирла (Свиное и Кривое), чтобы в основном в Бирючьем русле усилить поток воды и тем самым прочистить его.
В городе было сделано значительно больше. Что именно, можно понять из Плана Черкасска, приведенного в описываемом труде и воспроизведенного с пояснениями ниже.
Часть протоки была засыпана, остальная часть соединена с речкой Варгункой, последняя выпрямлена с помощью канала и соединена с Доном. Кроме этого были прорыты каналы от Монастырька в Танькин ерик и от Новой Варгунки в Дон. Весь город обнесен плотиной и со стороны Дона построена дамба, облицованная камнем. Для благоустройства засыпаны два озера и проложена каменная мостовая по основной дороге. Планировалось разбить три площади и перенести мясные бойни за Танькин ерик. Вот, пожалуй, и все. Насколько это помогло в деле защиты от наводнения неизвестно, но судя по дальнейшим действиям атамана незначительно.
Ну а теперь об описаниях де Романо Черкасска и его обитателей.
О домах…
Черкасск - чисто азиатский город: дома лепятся друг к другу, сидят в беспорядке; много здесь лачужек и очень мало каменных домов. Десятка два последних по цене равняются всем остальным постройкам города. Ценные каменные дома принадлежат: Мартынову, Мальчевскому, Леонову, Грекову, Орлову, Машлыкину, Епифанову, Меркулову, Поздееву, Миллеру, Попову, Слюсареву, Тарасову, Мелентьеву, Гусельщикову, Сапожникову, Демидову, Белоусову, Быхалову, Манькову (?)Все дома самой простой и однообразной архитектуры. Выделяется несколько дом Мальчевского, стоящий 30000 рублей. Все без исключения деревянные двухэтажные дома имеют галерею по фасаду и еще с одной стороны; на них спят летом. Эти дома на высоких каменных фундаментах. На каждой галереи непременно красуется, как бельведер, место, куда короли ходят пешком. Эти наружные галереи – готовые костры во время пожаров: улицы так узки, что с противоположных галерей можно пожимать друг другу руки. Есть улицы в 2 фута (1,2 м) шириной, особенно в центральных станицах: Черкасской, Дурновской, Прибылянской. Любят здесь окна, прорубают их столько, сколько возможно, не понимая, что это опасно во время пожара…
…Весь город занимает небольшое пространство, чем и объясняется теснота и скученность построек. На дворах негде вырыть погреб, поставить конюшню; лошади и экипажи богатых людей содержатся за городом. Очень мало дворов длиной 7 и шириной 5 саженей: таких домовладельцев считают счастливыми, потому что большинство дворов занимают не больше 3х4 саженей (сажень- 2,16 м, ред.)
О торговых казаках…
… но купцы есть; - это торговые казаки. Их недолюбливают земляки, приобретшие состояние на службе или сумевшие набрать большое количество беглых людей в качестве крестьян.
Торговые казаки тоже несут очередную военную службу; как люди зажиточные, они лучше одеты, у них лучше кони и оружие. Многие из них дослуживаются до офицерского чина.
Заметно, что длиннобородые казаки – самые лучшие люди. Вообще у торговцев встречаешь больше простодушия, чем у других казаков; они рассудительнее, образованнее: своим богатством они обязаны труду; ведут правильный образ жизни, отличаются степенностью, достоинством.
Торговля здесь, правда не процветает, потому что не находит поощрений; тем не менее есть очень богатые купцы, как Шапошников и Карнеев, у которых по 100000 капитала; далее Епифанов, Попов, Меркулов, Маноцкий, Посиделов, Гусельщиков, Николащенко, Содомцев, Муратов и Тарасов.
Привозные товары: лес, железо, канаты, деготь и кожи; потом меха, сукно, полотно, платки, шелковые и шерстяные материи, чай, сахар, кофе. Все это покупается в Москве, Макарьеве, Харькове. Местные продукты, сбываемые оптом: шерсть, рогатый скот, лошади, вино, рыба. Этими предметами, кроме рыбы, торгуют также богатые землевладельцы, чиновники и генералы.
О заразе…
Среди Черкасска было 2 озера: Вонючее или Гнилое и Петропавловское. Это были городские клоаки, куда служанки по вечерам выбрасывали всякие нечистоты. Здесь был притон бесчисленного множества обывательских свиней и уток. Трудно себе представить, как могли здесь жить люди, дыша зараженным воздухом, особенно в июне, июле, августе и сентябре. Богатые люди не испытывали на себе влияния злокачественного воздуха, они на лето уезжали в свои имения, хутора; но остальная масса населения не находило другого средства предохранить себя от гнилостных испарений, как напиваться с раннего утра. А кто не пил, тот неизбежно страдал лихорадкой; у казаков, живших по соседству с этими озерами, лихорадка была наследственной; они были бледные и желтые.
Заражению воздуха немало способствовали также бойни и мясные лавки; последние находились в 35 саженях от здания войскового правления. Здесь был притон собак, тут они размножались, от жирной пищи бесились, подыхали и гнили на воздухе.
Третий источник заражения воздуха – кладбище на Ратном, очень близкое к городу.
… засыпаны и эти два озера. Многие были недовольны этим, жалуясь на то, что уже не будет таких сытых уток, как прежде, что носить на Дон нечистоты – далеко.
О почте…
…Тяжка для них (казаков, ред.) почтовая повинность: они обязаны возить бесплатно своих офицеров. Жалкий вид имеют почтовые лошади в конце осени и зимою: прежде всего они не кованы; далее, фураж зимою стоит денег, а на почтовую службу назначаются обыкновенно бедные казаки, у которых ничего нет. На таких лошадях проезжий не сделает в указанную пору больше 20 верст в день. Впрочем, для курьеров держат запасных, хороших лошадей.
На Дону две почты: казенная учрежденная при императоре Павле, независимая от донской администрации, и местная. Последняя служит для внутренних надобностей края, первая же поддерживает сообщение с Кавказом и остальною Россией. Впрочем, лошади на этой почте и все станции содержатся на войсковые средства. Вот почтовый тракт между Черкасском и станицей Казанскою: от Черкасска до Аксая 15 верст, до Узловой 26, до Шестибалочной 24, до Гривенной 26, до Лиховской 27, до Каменской 28 и т.д.
…во всей области нет никаких указателей пути, как в других губерниях России, что крайне неудобно в степи, особенно зимою. Автору пришлось самому испытать это в феврале 1803 года, при отъезде из Черкасска в станицу Казанскую: снегом занесло дорогу, ямщик ехал наугад, блуждая по степи и постоянно завязая в оврагах, и это при сильном холодном ветре в открытом поле. На пути он встретил двух курьеров, ехавших из Петербурга на Кавказ, те были вынуждены остановиться в степи, не зная, куда ехать.
О погоде…
…с конца октября шли проливные дожди до конца декабря. Дон замерз около Рождества; в эту зиму холод доходил до 26 оС; большею же частью термометр показывал 23 оС, но снегу было очень мало, тогда как в России лежал глубокий. В эту зиму пало от бескормицы громадное количество разного скота: пастбища были покрыты гололедицей, а сеном народ, по обычаю не запасся. Предприимчивые люди в течении одного января могли бы приобрести здесь за бесценок целые табуны лошадей и стада рогатого скота. Только богачи кое-как прокормили свой скот; у простых же казаков и у бедных офицеров он подох почти поголовно; многие выгоняло его безжалостно в поле, на произвол судьбы.
Об охоте…
…Лучшие охотничьи угодья расположены по Миусу, Манычу, в окрестностях Батайска. Пернатой дичи великое множество по Манычу, Кагальнику, Грушевке, в устьях Дона и Донца. На Койсуге и особенно на острове между рукавами Дона и Каланчей и Кутермой, а также в протоках Терновом, Лагутнике, Проездном Ерике, водятся в камышах дикие свиньи. Другие дикие животные, добываемые охотой: волки, зайцы, лисицы, рыси, козы, козули.
О вине…
…Из местного винограда делают очень приятное вино, похожее на игристое шампанское: его несколько сортов. Лучшим является цимлянское, но и раздорское не уступает ему; хуже виноградники в станицах Золотовской, Бабской, Ведерниковской, Мелиховской, Бесергенесккой, по Донцу и на Аксайских горах. Трудно найти вино старее одного года; почти все оно выпивается молодым, заменяя собой пиво, к которому казаки относятся с презрением; не любят они также иностранных вин, хотя в Таганроге его было бы можно получать за дешевую цену, особенно кипрское. Не ухаживают донцы, как следует, за виноградом и вином. Но так как они сильно любят пить, то портят свое вино, разбавляя его самой простой водкой, под названием сивухи; лишь бы вина было больше и оно было крепче. Подливают в вино также нардек, который получается из Константинополя через Таганрог; он придает вину сладость и цвет. Ведро вина можно купить за 3 р., но это самый низший сорт или смешанное, разбавленное. Чистое полугодовое вино стоит в Черкасске рубль бутылка, даже 1,25 к., если это выморозки с значительным содержанием винного спирта. Если чистое вино выдержать год в хорошо закупоренных бутылках и в прохладном месте, оно становится крепким и приятным; вообще же оно непрочно, окисает.
Другой казачий напиток – брага; она продается очень дешево, что увеличивает число пьяниц. Приготовляют также наливки и мед. Многие старики пьют арьян, кислое кобылье молоко, которое они берут у татар и калмыков; это лекарство и вместе предохранительное средство от геморроя, обычного последствия верховой езды и пьянства.
Делают здесь сладкую водку, так называемую сакиску, наподобие кизлярки, из виноградного сока и различных плодов. Приготовляют еще двойную водку, под именем французской, и обыкновенную, сивуху. От продажи питей войско получает ежегодно 145000 р.
… Его не только достаточно для содержания всей донской администрации, но ещё бывают ежегодные остатки в несколько десяток тысяч, которые служат на поездку разных чинов в Петербург и Москву. Этот капитал непременно показывается в расходе из политических соображений, чтобы в столице не подумали, что край очень богат. Этими остатками войскового капитала пользуются весьма немногие лица.
О рыбе…
…Самый добычный промысел - ловля белуги, стерляди, осетра, севрюги; далее идет карп, лещ, окунь, плотва, щука, тарань и угорь. Белуга в этих местах достигает иногда 10 футов длины, обыкновенно же 6 ф. Стерляди бывают 4 ф. длины, осетры обыкновенно 5 ф. (фут-0,3 м., ред.).
…Рыбы на Дону ловится бесчисленное множество, особенно тарани, которая вывозится отсюда в Малороссию и Польшу. Рыбаки, начиная от станицы Манычской до Азовского моря, включая сюда Черкасск и Аксайскую станицу, прямо пренебрегают таранью и рады отделаться от нее, сбыть чуть ли не даром: иногда 1000 штук продают за 10 коп., не считая, на глазомер.
Дело в том, что цель ловли составляет красная рыба; стерлядь, осетр, севрюга, а тарань идет весною вместе с ней, загромождая сети. Такою дешевизною тарани ловко пользуются жиды, отправляя ее в Польшу. Во время большого разлива тарань кишмя кишит на поверхности воды, так что буквально трудно почерпнуть воды ведром, кружкою. В это время в Черкасске, затопляемом водою, ловить рыбу можно из окон. Несмотря на такое обилие рыбы, сплошь и рядом случается, что в конце лета в Черкасске не достанешь ея ни за какие деньги, - так непредусмотрительны рыболовы. А ведь так легко сохранять её в бассейнах, что и делается в гирлах Дона в 60 верстах от города.
О скотоводстве…
…одним из главных источников богатства на Дону служит скотоводство; ему положено только начало и трудно предвидеть конец, принимая в соображение благоприятные местные условия. У одного Мартынова 20000 голов рогатого скота. Много также на Дону табунов лошадей всяких пород вследствие смеси донских жеребцов с персидскими, черкесскими, татарскими, турецкими и русскими матками. Казачьи лошади не сильны, не могут возить больших тяжестей, как русские, но отличаются легкостью, быстротою. Казаки недавно снабдили своими лошадьми прусскую кавалерию, продают же их обыкновенно покупателям из Волыни, Подолии и на кавказские кордоны. Обыкновенно же цена верховой лошади 40-80 рублей, смотря по росту и породе. ... Лучшие табуны лошадей принадлежат Ефремову, Краснощекову, Петру и Николаю Иловайским, Мартынову, Краснову, Платову и Орлову-Денисову. Самый многочисленный табун у нынешнего войскового атамана: у него 4000 голов.
О богатстве…
…У казаков много серебряных вещей. У одних Ефремовых 82 пуда разного серебра. Много также у донцов жемчугу и дорогих перстней; все это дается в приданное за их дочерьми вместе с дюжиной шелковых панталон, несколькими кубилеками и брачной постелью. Только в семействах Серебрякова, Орлова и Леонова не придерживаются в этом отношении азиатских обычаев, о которых лучше умолчать, чтобы не вдаваться в смешные подробности.
Нельзя не упомянуть еще о большом количестве мебели и картин, вывезенных из всех стран. где только бывали казаки, и о великолепном оружии всех наций, хранящихся в погребах.
О Платове…
…Платов жил в Мишкином хуторе…Он получает от казны 8000 рублей…
…Когда пришло время приступить к работам, оказалось, что у войска нет денег для покупки необходимых материалов и орудий. Последние деньги, какие были у войска, незадолго перед этим были затрачены Атаманом на покупку плодовых жеребцов для станичных табунов. Решено было, хотя и неохотно, тронуть питейный капитал…
... я (де Романо, ред.) должен покинуть дело, оставив его в руках человека, по личным соображениям ему не сочувствующего. И, возможно, что он (Платов) ловко воспользуется благоприятным моментом и настоит на своем…
Вот такие наблюдения иностранца после годового пребывания в войске Донском, на взгляд современников непредвзятые и объективные. Кстати, о каменном угле в его труде не говорится ни слова. Вероятно, он нигде не разрабатывался по причине запрета на его добычу.