Хочу немного развернуть комментарий, который написал вчера на ютубе. Ведь действительно, с появлением документалок и воспоминаний со всех сторон, история малолетних -, которые в начале 90-х гг. создали новый стиль металла, попутно сжёгших уйму муниципальной собственности (для отправления культа) и поубивавших случайных людей и друг друга (это конечно преувеличение, но звучит красиво), это не история массового помешательства, как о том хотелось бы думать многим, но напротив, это история гораздо больше про пиар и деньги, чем про непомерное эго и амбиции деревенских ребят.
В чем суть истории на самом деле. Юронимос и Снорре Рух вместе много экспериментировали с риффами, и в самом начале 90-х нашли стиль, которого ещё не было, и который сразу цепляет холодной суровостью (достаточно послушать демо Thorns, группы Снорре, 91-го года, там есть риффы, которые именно тру и норск, раньше этого не было). Кстати, Снорре вообще не был музыкантом, а просто экспериментировал как самоучка. Наверно поэтому им удалось найти грязное и неофитское сочетание тремоло и прохода от шестой струны к первой и обратно — сделать это без лишнего шума просто не возможно.
Парни и тусовка вокруг магазина Helvete в Осло (писал о нём) быстро поняли, что нашли золотую жилу, которая может принести миллионы, потому что треш и дэт-метал если ещё не начали выдыхаться, то явно прошли свои пики. Именно поэтому Варг сжёг первую церковь (Фантофт Кирке) — только что был напечатан материал первого альбома, нужна была шумиха, а влиятельные продюсеры шоу-биза могли бы этот жанр и пропустить, тогда на волне распада СССР начался бум всевозможных популярных стилей (к слову, в Британии целый стиль шугейз замели под ковёр, чтобы произвести для консьюмеров брит-поп).
Но тут же возник вопрос легендариума для стиля — Варг был более сильной и умной личностью, Дэд легендарным (посмертно), а Снорре крестным отцом "того самого риффа". Почему это первостепенный вопрос: в каждом действительно массовом стиле есть красивая и продающая история внешне привлекательных героев, которые преодолевают. В хард-роке это харизматики типа Планта или Блекмора, в хеви-метал это Стив Харрис, Дикинсон или вовремя снявший мамин халат и постригшийся Хэлфорд, в треше это папа Хэт или лучезарный Арайя, в дэт метал таких каждый второй от Чака Шульдинера до Криса Барнса. Даже у панков были злой Сид и Рамонес, а у хардкорщиков Repulsion. Поэтому в каждом магазине тебя пронзает взглядом Моррисон, поп-дивы будто готовы обцеловать везде, а реперы отжать наличку — чистый маркетинг.
В этом смысле Юронимус с его 1 м 68 см был аляповатым плейсхолдером. Да, у него был лейбл (не плативший артистам), да, у него был музыкальный магазин (высасывавший деньги его родителей). Но по сути Юронимус был лузером, который почти 10 лет ковырял стиль, вклад в который других людей уже становился больше. В музыкальном плане помимо Бурзум, из того подвала под магазином вышли Emperor, Immortal, Ulver, Darkthrone, Arcturus — их музыка минимум не хуже Mayhem а то и на порядок лучше. Такая вот ирония. И да, Снорре (несправедливо) присел на 8 лет как соучастник Варга, в то время как стиль выстрелил во всём мире, под истории про больных норвежцев и злого варга (а первопрессы Бурзум по цене доходят до 2000 евро).
Кстати иронично, что Юронимус видимо имел симпатии к СССР (на фотографии машина с номерами ГДР, в фильме портрет Сталина), а история получилась чисто капиталистическая, рыночная, хищники сожрали того кто послабее…
Продолжение следует…