Ave, господа! Уже на протяжении нескольких лет в нашей игре активно развивается искусственный интеллект: сначала боты встречались только в особых режимах, таких как «Конвой», «Последний рубеж» и «Дорога на Берлин», а сейчас танки под управлением ИИ всё чаще можно увидеть в случайных боях, правда, пока что только на низких уровнях. Но в ближайшее время многое изменится, и в игре станет доступен PvE режим «Полигон», в котором команда игроков будет противостоять команде ботов, и всё это на технике X уровня!
Но на что способны эти самые боты? Какое у них оборудование, снаряжение, тактики? Как они видят поле боя? Разработчики никогда не раскрывали подробностей работы искусственного интеллекта, но для моего канала сделали исключение. Итак, устраивайтесь поудобнее, вас ждёт эксклюзивный материал про искусственный интеллект в Мире Танков. Поехали!
Комплектация танков, управляемых ИИ
Боекомплект и снаряжение
В боекомплекте у ботов могут быть и базовые снаряды, и фугасы, и даже "голда", и в зависимости от ситуации в бою ИИ будет выбирать наиболее подходящий тип боеприпасов. Со снаряжением всё немного сложнее — наличие и вариации расходников у ботов зависят от типа и уровня боя, класса техники и других факторов. Если коротко: на низких уровнях вы можете встретить противника и вовсе без снаряжения, а на высоких уровнях ИИ даже способен использовать доп. паёк.
Модули
То же касается и модулей, в зависимости от типа боя вы можете встретить технику ботов в разных комплектациях, для наглядности приведу пример машин X уровня из «Полигона»: если у танка есть два приемлемых варианта орудия, то модуль будет выбран случайным образом. Другими словами, E 100, M-V-Y, Sheridan, AMX M4 54, Vz. 55 и Type 5 Heavy могут быть в любой комплектации, потому что вариации орудий у этих танков обладают примерно одинаковой эффективностью, а вот ИС-4 и Bat.-Châtillon 25 t точно будут в "топовой" конфигурации, т.к. начальные орудия у этих танков слишком слабые.
Оборудование, полевая модернизация и экипаж
Разработчики не раскрывают информацию по оборудованию и полевой модернизации у ботов, а также по количеству умений и изученных "перков" у экипажей. В общем то, это не так важно, ведь боты, как и реальные игроки, могут использовать различные сборки оборудования и снаряжения, а также выбирать "перки" для экипажа и модули для техники. Но могут ли они мыслить, как реальные игроки?
Основные принципы работы искусственного интеллекта
Начало боя
Так же, как и обычные игроки, боты не способны эффективно играть на незнакомой локации, поэтому для каждой карты производится ряд настроек, чтобы ИИ имел своё представление об основных направлениях и укрытиях. После окончания отсчёта бот выбирает направление движения, в основном на основании класса своей техники, и это самая простая часть его алгоритмов. Далее вступает в силу множество сложных систем, которые учитывают:
- Расположение союзных танков;
- Расположение противников;
- Расположение противников, пропавших из "засвета";
- Механику маскировки и обнаружения;
- Состояние собственного танка и множество других факторов;
А вот что боту не интересно, так это счёт на панели команд, эти цифры никак не влияют на поведение искусственного интеллекта. Также боты имеют ещё одну слабую сторону — в отличие от реальных игроков они не способны понять по ломающимся объектам с какой стороны к ним приближается противник. Но это пока что...
Стрельба и передвижения
Вступая в бой боты вполне осознанно могут "танковать", использовать различные укрытия (в т.ч. и уничтоженную технику), а также достаточно эффективно вести огонь по противнику. Например, если перед ботом находится несколько танков, и ему нужно выбрать цель, то в своих алгоритмах он учитывает бронирование, класс, количество здоровья цели, и расстояние до нее, а также множество других факторов.
Более того, настройки искусственного интеллекта различаются для разных классов техники, что позволяет ему эффективно управлять любыми машинами. К примеру, лёгкие танки менее склонны к вступлению в ближний бой, зато могут эффективно проводить разведку.
Но вот с чем у ИИ есть проблемы, так это с барабанными танками и танками с механизмом дозарядки. Например, управляя Progetto 65 бот не сможет играть от последнего снаряда, и будет стрелять, пока считает, что может нанести урон, а играя на T57 Heavy он не сможет принять решение о перезарядке частично отстрелянного барабана, и может полбоя кататься с одним снарядом в кассете. Что же касается игры на танках с переключаемыми режимами (осадный/походный режимы у Strv 103B, режимы двигателя у CS-63, режимы подвески у EBR 105), то разработчики не раскрывают информацию, умеют ли боты управлять такими машинами.
Эффективность ботов и их разновидности
Очевидно, что боты в разных игровых режимах ведут себя по-разному. Как правило, искусственный интеллект в ивентовых режимах имеет несколько упрощённое поведение, в сравнении с ИИ из случайных боёв, но есть и исключения. Вспомните того же Неуязвимого из Мирного-13, который был способен противостоять сразу нескольким противникам, таранить, использовать ускорители и многое другое.
Но при этом в случайных боях эффективность ботов не зависит от уровня боя — и на I уровне, и на X они будут абсолютно одинаковыми по настройкам и алгоритмам. Исключение составляют лишь бои для новых игроков, в них пониженный уровень сложности. Оценить реальную эффективность ботов в сравнении с обычными игроками достаточно сложно, но если всё-таки представить, что бот — это живой игрок, то ИИ в новом PvE-режиме "Полигон" играет на уровне танкиста с 1 000 боёв. Впрочем, настройки могут и, скорее всего, будут меняться в будущем.
Заключение
У искусственного интеллекта в Мире Танков огромный потенциал, ограниченный лишь серверными мощностями: только представьте количество вычислений, которые требуются на выбор маршрута, укрытия, уязвимых зон противника и прочих действий в бою. Если усложнять поведение ботов, то они будут требовать больше ресурсов, поэтому настройки ИИ всегда будут компромиссом между нагрузкой на сервера и эффективностью ботов, поскольку в Мире Танков геймплейные механики достаточно сложны, и требуют большого количества расчётов.
Но в чём реальные игроки намного превосходят ботов, так это в понимании карты, своей техники, тактики и командных взаимодействий, всё это представляет очень сложную задачу для искусственного интеллекта даже в наши дни. Пишите в комментариях, какие ещё у вас остались вопросы по поводу ботов в Мире Танков, а также ставьте лайк этой публикации и подписывайтесь на мой канал. Всем удачи на полях сражений!
Данный материал подготовлен при участии разработчиков Мира Танков, и не является вымыслом автора