В 2023 году издательство «Экзамен» выпустило новые учебные пособия по английскому языку – рабочие тетради для 2-4-х классов к УМК Н.И.Быковой и др. «Spotlight. Английский язык» (М. : Express Publishing : Просвещение), автор – Е.А.Барашкова. Данные пособия полностью соответствуют новому федеральному государственному образовательному стандарту для начальной школы. Рабочие тетради как составная часть УМК прекрасно дополняют школьный учебник.
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
Так сложилось, что c УМК «Spotlight. Английский в фокусе» я начала работать с самого первого дня в профессии – практически 10 лет назад, будучи преподавателем краснодарского лицея №48. Поэтому учебники этой серии и рабочие пособия к ним стали практически родными, изученными от корки до корки: ты уже, как шеф-повар, знаешь, какие упражнения из учебников каким образом лучше «приправить» дополнительными заданиями. И если дружба с рабочими тетрадями для 5-11-х классов сложилась сразу, то пособия для начальной школы мне всегда казались, честно говоря, «пресными». Вроде бы очень красочно, но содержательно постоянно чего-то не хватало: то для отработки грамматики мало упражнений, то с пониманием заданий у ребят возникали сложности, а пичкать маленьких детей распечатками проблематично – потеряли, забыли, помяли, вечная история.
На рабочие тетради к УМК «Английский в фокусе» одно время часто жаловались родители: ценник высокий, заданий мало, больше прописи, инструкции на английском языке. Поэтому помочь ребенку не могли, а на репетитора не все готовы раскошеливаться, чтобы выполнить домашние задания, и т. д. Увы, но так и было. Понятное дело, на то и есть учитель, чтобы свести к минимуму трудности и сделать обучение максимально комфортным – от урока в классе до закрепления материала дома. Но это отдельная история.
Сейчас, изучая пособия Елены Александровны Барашковой, могу с уверенностью сказать: если работать по ним, то львиная доля перечисленных выше претензий однозначно потеряют свою актуальность. Я как учитель вижу, что все тетради тесно связаны между собой и образуют систему, позволяющую целенаправленно отработать грамматический и лексический материал, который полностью соответствует урокам школьных учебников (блоки-модули «Одежда», «Животные», «Дом» и проч.). А тщательно продуманная подача учебного материала обеспечивает быстрый прогресс в его усвоении.
Рабочие тетради включают упражнения, которые дети выполняют самостоятельно. Как показывает практика, отработка материала не вызывает у них никаких затруднений. Тетрадь красиво оформлена, иллюстрации цветные, позитивные, живые, очень нравятся ребятам. Автор учитывает особенности мышления младших школьников: упражнения построены по принципу «от простого к сложному», сопровождаются рисунками, схемами и таблицами. Все задания сформулированы на русском языке. Дети легко справляются с домашней работой.
В пособиях представлены различные задания как для отработки материала урока, так и для развития наблюдательности, памяти, логики и внимания. Например, «четвертый лишний», «найди различия в текстах», «допиши предложения, опираясь на схему» и т. п. Помимо своеобразной грамматической тренировки это еще является и шажком к формированию читательской грамотности, поскольку пособие включает в себя определенные стратегии при работе с текстом, в том числе и нелинейным, представленным в виде таблиц, графов (рис. 1 и 2).
Разнообразные задания позволяют формировать не только навыки письма, но и развивают другие полезные для ученика умения – сравнение, анализ, сопоставление. Например: «Заполните пропуски в диалогах», «Впишите соответствующее слово». Наибольший интерес у детей вызывает задание «Разгадайте кроссворд», которое школьники выполняют с азартом. Это занимательное и полезное развлечение тренирует мозг ребенка, формирует навык письма, способствует расширению словарного запаса, помогает развивать логическое мышление (рис. 3).
Хочу особо отметить блок упражнений на технику чтения, который представлен в конце каждого модуля (опять же в ненавязчивой игровой форме). Техника чтения – тот аспект, которому в силу насыщенности программы учитель не всегда может уделить должное внимание. Но на ГИА по английскому языку в устной части злополучное задание 1 как раз его и проверяет (и кажущиеся такими легкими для получения баллы не находят своего обладателя, из-за поверхностного внимания к этому аспекту).
Наличие аудиокурсов, начитанных Татьяной Дмитриевной Нестеровой, профессором кафедры фонетики и лексики английского языка Института иностранных языков МПГУ, является безусловным достоинством данных пособий, помогает работать над правильным произношением. Бонусом можно считать и то, что аудиокурсы можно легко скачать по предоставленным ссылкам или по QR-коду на обложках тетрадей – скачать и воспроизводить у себя на мобильном! (Рис. 4.)
Еще порадовало наличие заданий, немного приближающих ребят к КИМам ВПР, которые школьники обычно выполняют во втором полугодии 7-го класса, и ГИА – в 9-м и 11-м классах. Среди них – описание картинки и личное письмо. Это в принципе является сложным для школьников – вывести бережно выученную лексику и отшлифованную грамматику в продуктивное высказывание. В ВПР-7 описание картинки – как раз то самое задание на 8 баллов, от которого и у говорящего нередко язык костенеет от страха, а за личное письмо можно получить 6 и 10 баллов на ГИА. Так вот, в рабочей тетради к учебнику 4-го класса уже есть упражнения с простыми опорными конструкциями для построения высказываний с данными дидактическими целями. Да, пока в виде неполных предложений, но чем не шаблон к своему речевому «продукту»? (Рис. 5.)
Отличное дополнение к рабочим тетрадям – книжки-вкладыши, представляющие собой красочный словарик и грамматический справочник, содержащий необходимую информацию по программе. Вкладыши можно разрезать по пунктирной линии, отделив словарики от грамматических справочников для более удобного практического использования. А если возникнет вопрос по грамматике, то можно воспользоваться отсылкой к грамматическим справочникам, которая содержится во всех упражнениях, где это необходимо. Младший школьник может в любой момент самостоятельно найти ответ на возникший вопрос и опереться на образцы при выполнении задания (рис. 6).
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
В конце учебного года ученики самостоятельно заполняют словарик. Это позволяет повторить и систематизировать весь пройденный материал, способствует более эффективному усвоению материала – не нужно выдумывать списки слов на лето, все систематизировано за год самим школьником (рис. 7).
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
Вспоминается цитата автора к одному из своих пособий (о котором я писала ранее в статье «Учиться нельзя отдыхать, или Английский язык на каникулах», см. №23 «Учительской газеты» от 8 июня 2021 года) о необходимости занятий иностранным языком во время каникул: «Вспомните космонавтов в условиях невесомости. Чтобы не потерять способность двигаться, им приходится заниматься на тренажерах. Наш мозг можно условно сравнить с мышцами: если его оставить без работы, он быстро растеряет знания и навыки, с таким трудом усвоенные в учебном году. Единственный способ не забыть то, что учил, – продолжать заниматься». Есть фишечка в виде начисления очков за успешное выполнение заданий в словарике – куда же без игровой составляющей в обучении.
Подводя итог, могу с уверенностью порекомендовать пособия Елены Барашковой как дополнение к школьному учебнику. Они фокусируются не только на развитии предметных навыков, но и мышления, памяти и внимания учащегося. Рабочие тетради включают в себя широкий диапазон заданий, который без труда помогают увлечь ребенка, мотивировать его к выполнению упражнений, а также доказывают, что английский язык может быть понятным, веселым и увлекательным и для школьника, и для родителя.
Анастасия ЛЯХОВЕЦ, учитель иностранного языка, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, Ессентуки
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».