Найти тему

О патриотическом воспитании // Не только школа им должна заниматься и не только за школьный счет

Оглавление

Под одной из недавних заметок на канале разгорелась дискуссия о военно-патриотическом воспитании в школах - "Директор школы уволилась после скандала вокруг патриотического воспитания // Оно вам точно надо?".

Эта дискуссия убедительно демонстрирует (по крайней мере мне) то, насколько ограниченно, узко и однобоко воспринимается военно-патриотическое воспитание в дискуссиях о нем. Не думаю, что это справедливо только для комментариев на моём канале (мои подписчики и читатели - образованные, вежливые, думающие люди); на других ресурсах в сети интернет обнаруженные мной дискуссии на эту тему схожи по содержанию, хоть и гораздо более многословны (вплоть до целых конференций).

Дискуссии о военно-патриотическом воспитании в основном сводятся к следующему:

  • В школах недостаточно внимания уделяют военно-патриотическому (патриотическому) воспитанию;
  • Чем бы еще таким патриотическим нагрузить школу?
  • Школьники перегружены. Нужно сделать патриотическое воспитание интересным и увлекательным.
  • С детского сада нужно патриотов воспитывать.

Ни с чем из этого я поспорить не могу, так как не моя сфера. Но есть аспекты, которые незаслуженно обделены вниманием и которые следует учитывать, обсуждая патриотическое воспитание.

Военно-патриотическое воспитание граждан - это не только школы

В статье 14 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" указаны те, кто обязан систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан. Непосредственно школы (образовательные учреждения) там не поименованы.

Зато там поименованы военно-патриотические молодежные и детские объединения, общественно-государственные организации, осуществляющие военно-патриотическое воспитание. Есть даже "Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях" (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 551).

И есть в названной статье 14 третья часть, согласно которой: "Финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств".

К патриотическим объединениям и организациям мы совсем скоро вернемся. Они в данном рассуждении имеют важное значение. Но пока, во избежание путаницы и недопонимания, стоит оговориться по поводу воспитания в школах.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, в силу требований Закона об образовании обязаны осуществлять воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ.

Никто со школ не снимает обязанности по воспитанию школьников, в том числе патриотическому. Напротив, эта воспитательная деятельность строго регламентирована законодательством.

Школы занимаются воспитательной работой в соответствии с "Календарным планом воспитательной работы на 2023/2024 учебный год" и "Перечнем мероприятий, рекомендуемых к реализации в рамках календарного плана воспитательной работы на 2023/2024 учебный год". Ссылки активные, можете ознакомиться. Там есть чем заняться и чем занять детей в воспитательных целях. Это обязательная программа.

Дополнительно наряду с мероприятиями, включенными в федеральный календарный план воспитательной работы, школы могут проводить иные мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания (советую почитать рабочую программу воспитания хотя бы тем, у кого есть школьники в семье).

То есть школа может проводить иные воспитательные мероприятия. Но эти мероприятия должны отвечать требованиям федеральной рабочей программы воспитания и законодательству об образовании.

Вернемся к патриотическим объединениям и организациям

Помимо школы и других образовательных организаций в патриотическом воспитании задействованы патриотические объединения, организации и даже граждане.

И надо сказать, что эти патриотические организации в патриотическом воспитании участвуют не на свои собственные деньги. Дабы камнями не закидали, не все из них существуют исключительно на средства федерального бюджета, есть и другие источники финансирования

Вот свежие данные в статье Известий "Век люби: расходы на патриотическое воспитание за год выросли в три раза":

На реализацию федерального проекта «Патриотическое воспитание» в 2022 году из бюджета планировалось потратить 5 млрд рублей, а по факту было направлено 11,4 млрд. Об этом говорится в заключении комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей на исполнение бюджета прошлого года (есть в распоряжении «Известий»). Итоговая сумма оказалась в три раза больше, чем в 2021 году — тогда реализация проекта потребовала 3,4 млрд рублей.

11 400 000 000 рублей потрачено в 2022 году на реализацию федерального проекта «Патриотическое воспитание».

С сайта Минфина я взял основные параметры федерального бюджета на 2022 год и в галерее собрал для сравнения сопоставимые строки бюджетных расходов:

Ответственным за распределение средств проекта "Патриотическое воспитание" вроде бы назначено Росмолодежи. На их сайте публикуются отчеты о выделении денежных средств на разные патриотические проекты. По ссылке можете ознакомиться: Росмолодежь.Документы.

То есть государство выделяет патриотическим организациям бюджетные средства на их проекты. Патриотические организации эти бюджетные средства получают, реализуют проекты, отчитываются.

Замечу, что отчетность по направлению "Патриотическое воспитание" не сказать, чтобы очень строгая. В среднем, по головам, лишь бы цифры сошлись... Вот для примера скрин из паспорта проекта.

-3

При этом патриотические организации, несмотря на не самые строгие требования к отчетности, умудряются то и дело попадаться на нецелевом расходовании бюджетных средств. ("В Перми осуждён экс-чиновник, отвечавший за патриотическое воспитание", "Прикамский казачий начальник крал деньги детских военно-патриотических лагерей", и другие)

Отсюда, конечно, не следует вывод о недобросовестности всех патриотических организаций. Уверен, воруют не все.

Однако к деятельности тех патриотических организаций, которые не воруют, есть вопросы.

Вопросы к патриотическим организациям

Есть военно-патриотические организации, чьи проекты уже стали неотъемлемой частью воспитательной деятельности образовательных учреждений. Профессионально подготовленные, грамотно продуманные мероприятия и материалы, с которыми родители школьников уже наверняка знакомы, если следят за обучением своих детей в школе.

Есть военно-патриотические организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта. Деятельность этих организаций заметна, а участие школьников в таких организациях и в соревнованиях учитывается призывными комиссиями, кадровыми службами правоохранительных органов, да и частные компании в отдельных отраслях ценят сотрудников, которые в детстве проходили подготовку в таких организациях.

Есть очень интересные и, на мой взгляд, хорошо подготовленные проекты среди тех, которые можно найти в документах Росмолодежи (ссылку выше оставлял). Например, есть интересные выставки, экскурсии, которые проводились участниками конкурсов и вызывали большой интерес как у школьников, так и в сети интернет.

Всё это деятельность патриотических организаций, НКО, общественных деятелей и даже предпринимателей, которая осуществляется силами этих организаций, а не усилиями только школы.

С другой стороны есть патриотические организации и лица, которые не делают ни чего, кроме перекладывания своих обязательств на школы и приписывания себе чужих заслуг. В патриотическом воспитании участвуют буквально на словах: вечно рассказывают, что в школах недостаточно внимания уделяют патриотическому воспитанию, что школам нужно делать вот это, вот это вот еще, и ещё что-нибудь патриотическое обязательно нужно школам делать, предварительно придумав.

Зато в отчетах о своей военно-патриотической деятельности эти товарищи без тени сомнения и стыда указывают на собственное участие в чужих мероприятиях. "Выступил на школьном первом звонке; аудитория 100500 человек", "выступил на общешкольном собрании; аудитория 100500 человек", "участвовал в заседании комитета"... Где реальная деятельность?

Для сравнения. Кто-то устраивает, например, военно-патриотическую выставку в местной библиотеке; готовит программу, материалы, согласовывает её; приглашает людей, готовых выступить перед школьниками; готовит к встрече и аудиторию, и самих выступающих (ветеранов); приглашает на мероприятие тех самых школьников; проводит мероприятие. Не самая простая задача.

А кто-то просто идет в школу; я тут буду патриотическим воспитанием заниматься; давайте мне детей; пусть слушают и не перебивают. Ну, а совсем ленивые идут в школу со словами: "Вот ветеран, он сейчас будет воспитывать. Всем молчать и внимательно слушать!"

Меж тем, в последние годы методические рекомендации по военно-патриотическому воспитанию, касающиеся организации мероприятий, в которых может быть актуально участие ветеранов, содержат оговорки подобного рода:

В настоящее время недостаточно просто пригласить для выступления ветерана или другого свидетеля военных событий. Ветеранов, способных выступить перед аудиторией, осталось очень мало. Кроме того, если раньше почти у каждого школьника был свой дедушка – участник войны, от которого дети слышали его рассказы и были готовы воспринимать воспоминания другого дедушки с фронтовыми наградами на груди, то сейчас дети и подростки могут просто не понять, о чем говорит ветеран, если просто привести ветерана на встречу.
Если вы удалось разыскать ветерана, желающего выступить перед школьниками, то к встрече нужно готовить как школьников, так и самого ветерана.

Одним словом, военно-патриотическое воспитание это труд, а организация и проведение любого патриотического мероприятия требует подготовки.

Уверен, кроме малозначительного числа мошенников профессиональные военно-патриотические организации в подавляющем большинстве добросовестно выполняют свои функции. И даже те из них, кто патриотическим воспитанием занимается преимущественно на словах, не вредят патриотическому воспитанию.

Но есть еще одна очень шумная категория патриотических воспитателей - это непрофессионалы, далекие от образования и патриотического воспитания.

О патриотических крикунах

В последнее время стала особенно заметна пропасть между теми, кто занимается своим делом, и теми, кто умеет громко кричать, но не делать.

Те, кто действительно занимается патриотическим воспитанием, не кричат о нем. Некогда.

Зато, поискав в Телеграм упоминания "патриотического воспитания", я наткнулся в основном на каналы и сообщения очень сомнительного содержания, граничащими с нарушением административного и уголовного законодательства, от лиц, которых в реестрах военно-патриотических организаций найти не удаётся (вероятно потому что они там отсутствуют).

Упоминания "патриотического воспитания" в поисковике тоже выдают совсем не те материалы, которые составляют основу государственного проекта "Патриотическое воспитание", и не те материалы, которые разработаны учреждениями Минобразования или Минобороны.

Чтобы ощутить разницу. И в патриотических телеграм-каналах, и на патриотических страницах в социальных сетях, мне встретилось очень популярное утверждение: "Кто уехал, тот предатель!" (в разных формах, но содержание такое). И мне даже встретились комментарии, призывавшие воспитывать это чувство в детях со школьной скамьи, объясняя это на уроках.

Для сравнения, вот цитата из Федеральной рабочей программы:

130.2.5.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования
Патриотическое воспитание:
проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за  рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности.

То есть согласно действующим нормативно-правовым актам Минобразования, Минпросвещения и даже Минобороны школьнику восьмого-девятого класса необходимо привить "уважение к соотечественникам, проживающим за  рубежом, их правам, защите их интересов в сохранении российской культурной идентичности". Если школьник этого не усвоил, значит патриотическое воспитание прошло мимо него, и школа недоработала.

Патриотические крикуны говорят абсолютно противоположное и требуют прививать детям неуважение к соотечественникам, проживающим за рубежом. Формально в действиях таких патриотических крикунов есть признаки противоправного поведения и даже нарушения ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.

Не могу не оговорить и другой важный момент, связанный с предложениями о выступлении участников боевых действий на уроках об важном.

Урок "Разгов́оры о в́ажном" - это внеурочная деятельность, которая, согласно Закону "об образовании", является дополнительной учебной программой. Это образовательная деятельность.

Этот урок проводится в соответствии с учебной программой. Причем каждый урок "Разгов́оры о в́ажном" строго регламентирован и должен проводиться по методическим материалам и сценариям, которые разрабатываются Минпросвещения. Есть официальный сайт, на котором публикуются сценарии и методические материалы "Разговоры о важном".

Учитель не может проявлять самостоятельность во время этого урока. Он не может отклоняться от утвержденных Минпросвещением материалов и сценария.

В связи с этим вопрос: Тот участник боевых действий, который хочет выступить на уроке "Разговоров о важном", он куда хочет втиснуться? Он сам с Минпросвещения это согласует?

Например, в 2023 году урок "Разговоры о важном" по теме "ДЕНЬ ЗНАНИЙ"

начинается с просмотра видеозаписи встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина со школьниками на Всероссийском уроке "Разговор о важном" 1 сентября 2023 года и последующего обсуждения

Участник СВО вместо Президента собирается выступить? Оу! ты, боец, не наглей, субординацию соблюдай, это Президент.

Затем по сценарию идет обсуждение по методичке, просмотр видеороликов, интерактивный элемент.

Участник СВО предлагает отказаться от сценария Минпросвещения? Надеюсь, он не настолько обнаглел, чтобы такое предлагать.

И куда в таком случае втиснуть выступление участника СВО, не нарушив обязательный сценарий урока? Если есть соображения, то адресуйте их в Минпросвещения, чтобы их внесли в сценарии следующих уроков.

А, участник СВО предлагает отдельным уроком выступить? Ну, это вам, батенька, в Минпросвещения, Минобр, Рособрнадзор, Роспотребнадзор и по пути еще СанПиНы изменить не забудьте - расписание просто свёрстано, утверждено и не резиновое. Забыл, еще в Минобороны согласовать не забудьте, если речь о венно-патриотическом воспитании. Как согласуете - приходите, очень ждём!

И ещё один момент, который в дискуссиях обычно ускользает.

Участники боевых действий и ветераны бывают разные. Статус ветерана присваивают не за выступления перед школьниками, а за совсем другие заслуги.

Ветераном вполне может быть человек, вообще не имеющий ни общего, ни профессионального образования. Например, если он не учился и сразу пошел служить в вооруженные силы (по призыву в 18 лет). При этом он одновременно может быть замечательным наставником для сослуживцев и крайне отталкивающим для школьников.

Я с такими ветеранами был знаком, когда помогал оформлять документы участникам контртеррористических операций в Чечне и Дагестане. Были среди них те, кто в школе не учились и, получив аттестаты, не могли никуда поступить, потому в 18 лет пошли служить и оказались в горячих точках. Хорошие люди, герои, но порой даже писать не умели.

Они мне охотно, интересно и красочно рассказывали о боевых действиях, в которых участвовали, об условиях службы. Но, во-первых, это не рассказы для школьников, не для детских ушей.

А, во-вторых, неподготовленные и неадаптированные для школьников рассказы ветерана боевых действий могут вызвать негативную реакцию у детей. Детское восприятие особенное: Выступающий оговорился, показался смешным, глупым - дети заметят и экстраполируют на всех ветеранов, а то и на всех военнослужащих. А это уже дискредитация вооруженных сил, совершенная ветераном пусть и с благими намерениями.

Чтобы окончательно развеять иллюзии насчет того, что ветеран может просто без согласований и формальностей прийти в школу и на уроке учить детей патриотизму, должен привести ссылку на Приказ Министра обороны РФ N 96, Минобрнауки РФ N 134 от 24.02.2010. Пункты 15 и 16 этого приказа:

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляется педагогическими работниками образовательных учреждений.
Подбор кандидатов на должности педагогических работников, осуществляющих обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, проводится образовательным учреждением совместно с военным комиссариатом.

То есть даже кандидатуру учителя ОБЖ необходимо согласовывать с военкоматом, так как это связано с "воспитанием патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам". В противном случае - штрафы.

В связи с этим вполне резонный вопрос: Если для допуска к патриотическому воспитанию школьников требуется столько согласований в отношении лиц с педагогическим образованием, квалификацией и опытом военной службы, то почему вдруг желающих поучаствовать в патриотическом воспитании на школьных уроках становится возможным допускать без каких-либо согласований и формальностей?

Ответы вроде "в моём детстве было так..." не принимаются. Действующее законодательство - не из вашего детства. Вероятно, тогда были другие законы, приказы, инструкции. А еще вероятнее, что в те времена законы, приказы, инструкции не были так доступны и известны тем, кто должен был ими руководствоваться.

В заключение

Патриотическое воспитание - это очень важное и очень ответственное дело. Дело непростое и требующее особых навыков, знаний, умений. Допустить ошибки в патриотическом воспитании легко. Исправить их сложно.

В этой заметке я привел лишь малую долю тех правовых норм, которые регулируют патриотическое воспитание в России. Надеюсь, они будут полезны тем, кто интересуется патриотическим воспитанием и решит подробнее разобраться в этой теме.

Тех же, кто предпочитает наугад и по наитию участвовать в патриотическом воспитании, не разбираясь в правовом регулировании этой сферы, хочу предостеречь от возможных ошибок и нарушений.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан любви и уважения к Родине, ответственного отношения к своей стране, чувства верности своему Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить своей деятельный вклад в его процветание.

Не будучи знакомым с устройством системы, легко наделать ошибок и нарушить её работу. При этом патриотическое воспитание является одним из основных принципов государственной политики России, и ему уделяется пристальное внимание.

В судебной практике и в деятельности правоохранительных органов уже имеется большое число случаев привлечения к ответственности за нарушения законодательства о патриотическом воспитании. И это число в последние годы растет сильнее вместе с усилением внимания правоохранительных органов к этой сфере.

П.С. уже сильно позже публикации этой заметки появилась новость о том, что "Ветеранов СВО подготовят для преподавания "Основ безопасности и защиты Родины" в школах". Таким образом Минпросвещения нашло выход из ситуации, когда ветеранов СВО, желающих участвовать в образовательной деятельности, школы не могут допустить к образовательной деятельности из-за отсутствия соответствующего образования. Ветеранов будут готовить на соответствующих курсах профессиональной переподготовки педагогов-ветеранов.

Подписывайтесь на канал, если еще не подписаны
Ставьте "палец вверх", делитесь в соцсетях, оставляйте комментарии
Подписывайтесь на канал в Телеграме, чтобы не пропускать заметки
Найти меня можно на сайте: buro26.ru, если понадоблюсь