Тех милиционеров и полицейских, которые оставили после себя яркий след в жизни не только родного коллектива, но и города, и Ямала, было не так много. Первый из таких – Богдан Федорович Дзудзыло.
Из жаркой Ялты на холодный Ямал
В апреле 1985 года в здании Ноябрьского ГОВД открылась входная дверь, и на пороге возник никому не известный капитан милиции. Ветераны до сих пор с улыбкой вспоминают ту встречу. Хотя по календарю уже правила весна, мороз на улице давил под минус 30. Местные кутались в зимние форменные полушубки, а незнакомец был облачен в шинель, подпоясанную портупеей, и до блеска начищенные хромовые сапоги. В довершение образа на его голове сидела лихо надвинутая на слегка подмороженное ухо фуражка.
– Командир отдельного батальона патрульно-постовой службы милиции УВД Ялты Дзудзыло, – представился он. – Прибыл переводом для дальнейшего прохождения службы. Прямо с Крыма к вам, ухо подморозил, пока с вокзала пешком добирался. Не думал я, что здесь так холодно.
Местные сотрудники долго качали головами, пытаясь сообразить, как это можно поменять теплый Крым на холодный и суровый Ямал. Тем более занимая там достойную должность… А должность Дзудзыло занимал более чем достойную: в зону ответственности батальона, которым он руководил, входила территория от поселка Форос до Гурзуфа с входящим в нее пионерлагерем «Артек». Живи да радуйся!
Но оказалось, что такая смена дислокации возможна, если ты молод душой, полон жизненных сил и здорового честолюбия. У Богдана Федоровича всего этого оказалось в избытке. Уже очень скоро добросовестным отношением к исполнению служебных обязанностей он сумел завоевать уважение среди коллег.
Ноябрьский участок, ставший родным
В ГОВД Дзудзыло был назначен на должность старшего участкового инспектора. В подчинении у него находилось несколько инспекторов, каждый из которых обслуживал определенный административный участок. Территория, закрепленная за группой Богдана, была обширной: включала в себя отдаленные от центра города поселки СМП-304, СМП-329, мехколонны № 15, 87, 102, АТХ геологии, промзону, аэропорт. Ему были подконтрольны поселки Холмы, Вынгапуровский, Муравленковский (речь идет о 1985 годе). Позже в Муравленко было создано свое поселковое отделение милиции.
Участковые Александр Агапов, Анатолий Ветров, Василий Хантя, Александр Ягодин, состоящие под началом Богдана Федоровича, являлись опытными сотрудниками. Они знали проживающих на территории граждан и помогли новому руководителю войти в курс дела. По сей день Богдан Дзудзыло благодарен им за дружескую помощь.
Опорный пункт милиции располагался в поселке СМП-329, в одном из общежитий, соседствующих с клубом «Строитель». Вот оттуда и начал руководить Богдан Федорович вверенными ему силами. Кстати, служебную квартиру получил здесь же, ходить на работу было недалеко.
Руководители организаций, расположенных на участке, были рады появлению энергичного милицейского хозяина, оказывали ему всестороннюю поддержку. Дзудзыло вспоминает, что наиболее существенную помощь получал от СМП-329, мехколонн № 102 и 87. Предприятия организовали добровольные народные дружины, которые выходили на охрану общественного порядка в поселках.
Бойцы вспоминают минувшие дни
Иван Дармешкин, в прошлом замначальника мехколонны № 87, много лет возглавлявший народную дружину, вспоминает:
– Тогда мы были молодыми, чувствовали ответственность за правопорядок в поселке, в котором жили. Выходить на вечерние дежурства никого не надо было уговаривать. Вместе с Богданом Федоровичем проверяли по месту жительства граждан, склонных к совершению правонарушений. Осуществляли проверку паспортного режима, выступали в качестве свидетелей. Много разных людей приезжало тогда на Север, глаз да глаз нужен был.
Рассказал Дармешкин один случай: вместе с Дзудзыло направились они с проверкой в один из вагончиков. Среди дружинников оказалась женщина-повар, предпочитающая быть в гуще событий, а не просто наблюдать за происходящим. Вот и в тот раз она оказалась первой перед балком, на полшага опередив Дзудзыло. На стук дверь резко открылась, в проеме возник пьяный мужик с занесенным над головой топором. Быть бы тогда беде, но мгновенно оценивший ситуацию участковый отбросил женщину в сторону и, перехватив руку нападавшего, обезоружил его. Затем применив прием самбо, свалил хулигана с ног.
– Подавляющая часть ноябрян состояла из честных и трудолюбивых людей, – рассказывает о том времени Богдан Федорович. – Но, к сожалению, были и такие, кто предпочитал жить за счет других. Такие граждане требовали к себе пристального внимания со стороны милиции.
Дзудзыло познакомился с комендантами общежитий, вахтерами, дворниками. Эти люди были первыми помощниками участковых, и благодаря им Богдан знал о всех подозрительных лицах, появлявшихся на участке. В отношении их немедленно принимались превентивные меры: кого-то выдворяли из города (в ЯНАО действовал режим ЗП), кого-то задерживали.
Богдан Федорович о себе предпочитает больше молчать: все, по его словам, достигалось коллективным трудом. Как-то раз в поселке пропала шестилетняя девочка. Сначала ее искали силами милиции, а к вечеру к поискам стали присоединяться жители. Люди после смены на производстве шли на опорный пункт, просили включить их в поисковые группы. Ребенка нашли около полуночи живым и здоровым. Оказалось, что в подпол деревянного дома убежал котенок, юная хозяйка залезла следом за ним, нашла, там же эта парочка благополучно заснула. Хорошо, что все счастливо закончилось. Так обслуживаемый участок стал для Богдана родным.
Помощь согласно офицерскому званию
Организаторские способности и добросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей были замечены руководством ГОВД. В ноябре 1988 года Дзудзыло предложили занять должность начальника отдела по организации работы участковых инспекторов милиции. Он согласился и впоследствии восемь лет руководил подразделением. Возглавляемый им отдел входил в число лучших среди родственных подразделений области и автономного округа.
Особую гордость у Богдана Федоровича вызывает осознание личной причастности к становлению в профессии неравнодушных к чужой беде молодых ребят, пришедших при нем в подразделение. Все они со временем стали профессионалами: Сергей Водилов, Владимир Гулько, Станислав Гулеватый, Валерий Дулепов, Александр и Николай Зубаревы, Ильдар Курбангалиев, Рамис Латипов, Сергей Родионов, Фарит Саудаханов.
В конце 1980-х начавшиеся в центре события, названные перестройкой, докатились до Ямала. Дзудзыло не остался в стороне, он всегда был на переднем крае борьбы за лучшую жизнь. В 1990 году прошли выборы в ямальский совет народных депутатов. Богдан Федорович выставил свою кандидатуру и победил. Так он стал парламентарием окружного масштаба, ему доверили возглавить комитет по законодательству. С депутатским значком Дзудзыло ходил до октябрьского кризиса власти 1993 года, когда парламентарии всех уровней были разогнаны решением президента Ельцина. Кстати, ямальские депутаты первого созыва за свою деятельность не заработали повышенных пенсий.
В августе 1996-го Богдан Федорович ушел на заслуженный отдых. Но без дела он не остался, стал начальником отдела по приему граждан в мэрии. Сегодня Богдан Дзудзыло живет на два города, разрываясь между Ноябрьском и Тюменью: у него три внука, три внучки, правнук и правнучка. Их надо растить и баловать. А это значит, что седовласому ветерану есть для кого жить, есть к чему еще стремиться.
Сергей ДЕНИСОВ, ветеран ОВД ЯНАО
Фото из архива автора