Найти тему
ЯСНО

Ярослав Соковнин: о последних трендах в бизнесе, клубах для предпринимателей и членских взносах в них

Оглавление

Создатель российской сети деловых клубов для предпринимателей новой формации рассказал «ЯСНО» о трендах в бизнес-сообществе (+ВИДЕО)

Какие тренды сейчас есть в предпринимательской среде России, почему бизнесменам уже нужно что-то большее, чем деньги и что это за большее, а также чем бизнес-клубы отличаются между собой, и что представляет их внутренняя жизнь – об этом в интервью с Ярославом Соковниным, социальным инженером, создателем российской сети деловых клубов «Эталон», предпринимателем с совокупным оборотом более 500 млн рублей.

Видео-версия интервью

О тенденциях в развитии бизнес-сообществ и отдельных предпринимателей

- Ярослав, бизнесу в России, в принципе, почти всегда живется непросто, а сейчас, может быть, особенно. Тем не менее, может ли говорить существование вашего клуба о том, что появляется некая новая формация предпринимателей в России, которым важно нечто большее, чем просто зарабатывать деньги?

- Само по себе наличие бизнес-клуба не говорит о том, что появляются предприниматели, которым важно что-то большее, чем зарабатывать деньги, потому, объединяясь, члены этих клубов в первую очередь решают свои задачи, связанные с бизнесом. Они помогают друг другу, обмениваются опытом, а также решают свои конкретные задачи в бизнесе. Что у них в плане вклада в наше общество и какого-то большего участия, чем просто в бизнесе, это остается за скобками. У кого-то они могут быть, у кого-то из них они могут и не быть. Поэтому сами бизнес-клубы говорят скорее о том, что резиденты этих клубов готовы общаться, они готовы делиться опытом, быть открытыми, помогать друг другу и т д.

- И всё таки, можно ли говорить о какой-то динамике в России, о росте какой-то ответственности бизнеса и желании не только зарабатывать деньги. Отмечаете ли вы такое?

- Думаю, что такая динамика есть. Я бы не сказал, что она особенно больше, чем в последние десять лет. Мне кажется, что есть естественная тенденция к определенной открытости, например, появились все те вещи, которые часто называют «бирюзовыми организациями», «бирюзовым бизнесом» и т.д. Эти вещи заставляют задуматься, а для чего работает бизнес, частью чего мы являемся. То есть некоторые тенденции есть, но мне кажется, что это естественный рост осознанности людей.

-2

На фото: Ярослав Соковников. На мероприятии клуба "Эталон"

- С чем он связан?

- Мне кажется, с какими-то вызовами, которые есть у людей. Если эти вызовы есть, то человеку необходимо задуматься о том, как же мне их преодолеть, как же мне чего-то достичь. Они смотрят на те же «бирюзовые организации» и думают: «Мне это интересно, у них есть определенный успех, а как мне это попробовать?». Они начинают думать: «О сотрудниках надо бы заботиться». То есть важно думать о том, что у сотрудников происходит, а не так, что я занимаюсь своим делом, а они – мои винтики в этом механизме.

Предприниматель начинает понимать, что если сотрудники увлечены, то на них можно больше положиться, а он может быть меньше загружен, может заниматься чем-то стратегическим, отойти от «операционки» и т.д. Таким образом человек начинает думать о чем-то большем.

- То есть это не только какие-то политические процессы, которые сейчас происходят, а просто естественный путь развития бизнеса или как?

- Политические процессы, безусловно, присутствуют, и я думаю, что отдельно от них есть какой-то путь в целом. У нас бизнес-то сколько существует? Условно 30 лет. Мы в любом случае будем выходить на определенный уровень, который есть в странах, где бизнес существует дольше. Мы будем подтягиваться к определенным стандартам во всех сферах: финансах, корпоративной культуре и т.д.

- Можете ли сказать какой процент предприниматели начинают думать о чем-то большем, чем просто заработок денег или это сложно оценить?

- Есть два пласта предпринимателей, две категории, которые, как мне кажется, начинают задумываться о нечто большем. Это те люди, которые начинают задумываться о чем-то большем в плане вклада во вне. Они начинают думать: «Я же часть страны и часть определенного общества, вот у меня накопилось определенное количество средств, свободного времени, я могу чем-то позаниматься». Они становятся меценатами, участвуют в какой-то общественной деятельности. Это первая категория.

Вторая категория – те люди, которые совершенно не думают о чем-то общественном, но, тем не менее, начинают задумываться: «А зачем мне это вообще?». У них появляется такой внутренний кризис, они начинают думать о саморазвитии, о личностном, духовном росте и т.д. И вот они тоже начинают думать не только о бизнесе, но и возможностях самовыражения, начинают размышлять о смысле, и ставят себе известные экзистенциальные вопросы.

-3

В чем отличие сообществ предпринимателей друг от друга

- Я не могу точно сказать по всем городам, но у нас в Краснодаре существует огромное количество бизнес-клубов, существует большое количество курсов по саморазвитию, есть разные благотворительные организации. Чем ваш клуб отличается от этого? Есть отличия?

- Да, действительно, бизнес-клубов сейчас много и у них есть много отличий. Но с большей частью из них нас нельзя сравнивать, так как часто эти организации, клубы – слабо организованны, чатики в каких-то мессенджерах, а мы - федеральный клуб. Мы созданы как НКО (некоммерческая организация), то есть это не чей-то бизнес и кто-то получает дивиденды. У нас клуб принадлежит резидентам. Это серьезное различие от существенного количества клубов, которые работают по иной модели.

Взнос в наш клуб сравнительно небольшой, так как в него не вложена прибыль владельцев. Также мы стремимся не замыкаться на себе и делать полезный вклад в развитие общества. Но больше всего мы хотим, чтобы предпринимательство стало более этичным, чтобы стремления были не только материальные, но и какие-то созидательные, не портили экологию, вели бизнес честно и т.д. Этот наш подход формирует свою уникальную культуру и атмосферу. У каждого клуба своя культура, ценности. В целом клубы всегда будут разные, потому что у них разные основатели, система ценностей и т.д.

- А какая система ценностей у вас?

- Для нас важно, чтобы предприниматель был честным, для нас принцип порядочности стоит на первом месте. Для нас также важно, чтобы резидент, который приходит в клуб, был не только человеком, который чего-то достиг и ему больше ничего не нужно, а был человеком, который стремится к развитию.

Объединяя людей с общими целям, получается синергия. Также у нас очень развита система взаимопомощи , например, толпа людей, которые находятся в одном помещении, это не всегда клуб. Все-таки люди должны доверять друг другу, помогать, поддержать по-человечески, когда у кого-то возникла сложная ситуация. Все это возможно благодаря доверию и открытости. Именно это мы вшиваем в нашу клубную культуру, благодаря которой происходит развитие у резидентов.

-4

Ну, и, конечно, для нас важно, чтобы предприниматель был лидером, примером, то есть человеком, который успешен не только в финансах, но еще и показывает пример в других сферах жизни: занимается спортом, саморазвитием, у него семья и т.д. На таких людей равняется социум, им подражают.

Что значит «развитие» для гармоничного предпринимателя

- Вы говорите о развитии, а что значит развитие? Для кого-то это культурное развитие, например, в театр сходить. Для кого-то это развитие в продвижении бизнеса. Что за развитие подразумевается?

- Мы такие вещи делим на две части: развитие бизнеса и личности. Первое подразумевает, что у него улучшаются параметры бизнеса, обороты, маржинальность, становится больше прибыли, заказчиков. А второе предполагает развитие качеств, осознанности, потому что, если предприниматель более внимательный, терпелив, если у него хорошо развиты soft skills, умеет договариваться и слышать других людей, то ему это очень помогает во многих сферах деятельности. То есть развитие личности неизбежно влияет на развитие бизнеса. Развитие личности – первично.

- Есть такая классификация, что личность состоит из четырех пластов: физический, социально-эмоциональный, интеллектуальный и духовный. Насколько эти четыре ступени близки вам?

- На все 100%. Для физического развития у нас полно спортивных направлений и многие резиденты, которые вступают в клуб, тут же вписываются в какой-нибудь футбол, начинают бегать или еще что-то. Потом они говорят, что раньше не бегал, потому что как-то не складывалось, а сейчас я уже 3 года бегаю, чувствую себя сильнее физически, а это отражается на успехе в бизнесе. Для интеллектуального развития мы приглашаем интересных гостей, которые рассказывают важные вещи, как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения развития личности. У нас также есть то, что связано с духовным развитием. Это специальное направление, которое этому посвящено. Там люди объединяются и обсуждают эти темы, книги, иногда даже медитируют, выезжают на ретрит, в лес для занятия йогой.

-5

О посещении делового клуба «Эталон» и вступительных взносах в бизнес-клубах России

- Вы сказали, что у вас членский взнос сравнительной небольшой. Я знаю, что у вас он около 200-300 тысяч рублей. Для большей части страны, для многих обычных людей это ощутимые деньги. В других клубах взнос еще больше?

- Да, наш членский взнос в два раза меньше, чем у ряда других федеральных клубов.

- А вы не думали, что есть люди, которые занимаются активной деятельностью, общественной деятельностью, чиновники, политики, которые не могут себе позволить тратить такие суммы. Может вы хотите создать какое-нибудь специальное направление и для них?

- У нас все-таки клуб предпринимателей. Мы специализируемся именно на этом, и мы понимаем, что темы, которые обсуждают чиновники, отличаются о тех, что обсуждают предприниматели. Конечно, можно найти точки соприкосновения, например, саморазвитие. Но очень важно, чтобы у людей был стержневой интерес. Если он есть, то люди хорошо объединяются. В нашем случае стержневой интерес – бизнес. Мы объединяем только предпринимателей, они могут позволить себе такие суммы. Вступая в клуб, они приходят в общество сильных в сфере бизнеса людей. Это окупает их взнос. Именно поэтому процент пролонгации очень высокий. Люди продолжают участвовать в клубе, потому что они чувствуют от этого пользу, несмотря на значительный членский взнос.

- Можно предпринимателю к вам прийти без членского взноса? Просто прийти и посмотреть на жизнь клуба?

- Да, есть открытые мероприятия разных форматов, иногда с каким-то интересным гостем, который выступает, иногда это специальный формат обмена опытом в малых группах. На таких мероприятиях можно прочувствовать атмосферу клуба и понять, что он из себя представляет. Но в полной мере всё увидеть и почувствовать нельзя, потому что для того, чтобы оценить, что такое клуб, проникнуться атмосферой, познакомиться с людьми не хватает двух часов мероприятия. В полной мере человек понимает, что такое клуб, спустя 3 месяца, поэтому такие мероприятия помогают лишь прикоснуться, но не прочувствовать.

Ярослав Соковнин: «мне захотелось выполнить какую-то большую миссию, сделать что-то хорошее, повлиять на наше общество»

- Скажите, почему вы лично решили этим заняться?

- В определенный период времени я занимался бизнесом десять лет и через какое-то время я понял, что хочется двигаться дальше, потому что с бизнесом мне уже более или менее всё понятно, пропадает интерес, хочется чего-то общественного. Хотел что-то изменить, повлиять более широко. Поскольку я предприниматель, который общается с такими же предпринимателями, то тогда появилась идея создать клуб, а для меня это следующий шаг в моем развитии, самореализации, так как мне хочется выполнить какую-то большую миссию, сделать что-то хорошее, повлиять на наше общество. Исторически сложилось, что я это делаю с помощью предпринимательства и предпринимателей. Представители этой деятельности – лидеры нашего общества. Если работать с ними напрямую, можно много чего хорошего сделать. Это была моя миссия, из-за которой я решил этим заниматься.

-6

- Я так понимаю, что изначально у вас было некоторое ядро, из которого появился первый клуб в Санкт-Петербурге?

- Да, было ядро в Питере. Сперва оно было небольшим, потом происходил рост и в питерский клуб стали приглашать людей, которым тоже это близко. А потом подобные отделения стали создаваться в других городах.

- Были какие-нибудь интересные истории, которые произошли на пути к становлению клуба?

- Например, у нас один резидент стал увлекаться пением. Занимался бизнесом, а теперь еще и пение заинтересовало. Это не было как основная деятельность, но захотелось вот так вот развиваться. А другой резидент решил сделать для своего ребенка подарок. Он нашел песню, исправил в ней чуть-чуть слова и попросил того резидента ее перепеть. Тот резидент долго думал…

Уважаемые читатели, это лишь часть интервью. Продолжение истории, а также о крупных совместных проектах резидентов и том, как присоединиться к деловому клубу «Эталон», если в вашем городе нет его филиала смотрите в полной видеоверсии интервью:

Беседовал Алексей Костылев