Битлз, Стоунз, Кинкс и Xу это далеко не полный список носителей английского языка из Старого света, покоривших Новый своей версией американской поп-музыки.
Жители Соединенных штатов представить себе не могли, что иностранцы могут интерпретировать рок-н-ролл так, что это оказалось способным удивить родоначальников жанра.
Битлз появились за океаном в 1964 году в тот момент, когда прогрессивная американская молодежь упивалась фолк музыкой. Боб Дилан и прочие парни с беспроводными гитарами собирали целые армии поклонников на бескрайних равнинах юга и среднего Запада. Послушав и посмотрев в кинотеатрах "Ночь тяжелого дня" многие из них побросали свои акустические шестиструнки и отправились в магазин за Стратокастерами.
В 1966 году британские коллективы всё ещё продолжали покорять Америку, но это уже приобрело довольно предсказуемый и во многом рутинный процесс. Наиболее успешные релизы, тогда уже не претендовали на звание великих, но они не менне интересны.
Отметим наиболее значимые из них.
Procol Harum "Procol Harum", 1967
Прогрессивный рок во многом обязан этой пластинке.
Сооснователь группы Гэри Брукер (Gary Brooker) сочинял на фортепиано в то время, когда большинство его сверстников создавали песни на гитаре. Это, надо сказать, являлось серьёзной аномалией, для британских команд того времени.
Хит-сингл всех времен "A Whiter Shade of Pale", жестоко исключенный из британского релиза, звучал как произведение Баха и выглядел как церковная музыка. Глубина с которой могли сравниться немногие другие островные захватчики Нового Света.
На всей пластинке Брукер и компания заигрывают с танцевальными, церковными и классическими темами, предвосхищая прогрессивный рок. Третий альбом группы "A Salty Dog" ничуть не хуже, но дебют важнее.
The Zombies "Odessey and Oracle", 1968
The Zombies, возможно, самая недооцененная группа British Invasion. Успех «She's Not There» в 1964 году формально поставил их в авангард Вторжения. Но Zombies практически исчезли из чартов США после выхода пары громких синглов. Они вновь появились в 1968 году с одним из лучших альбомов десятилетия. Исполнительское великолепие песен «Care of Cell 44», «A Rose for Emily» и «Beechwood Park» ставит "Odessey" в один ряд с "Procol Harum" и "Forever Changes" группы Love (1967) и даже, смеем сказать, "Pet Sounds" The Beach Boys (1966).
«Зомби» получили огромный посмертный успех с «Time of the Season», через год после их распада.
Cream "Disraeli Gears", 1967
Оглядываясь назад, "Disraeli Gears" кажется вершиной не только этого знаменитого пауэр-трио, но и шестидесятилетней карьеры Эрика Клэптона, за исключением, возможно, его выступления с "Дереком и Домино" несколько лет спустя.
Cream были пороховой бочкой для борющихся эго музыкантов, но на этом альбоме Клэптон и басист Джек Брюс находятся в идеальной гармонии.
Они создали пару эталонных психоделических блюз-роковых песен, приправленных убийственными риффами. Например, "Strange Brew" или "Sunshine of Your Love".
Small Faces "Ogdens’ Nut Gone Flake", 1968
Если бы The Small Faces не превратились в менее маленькие (less-small) The Faces с Родом Стюартом в качестве фронтмена и вовремя не покорили (или, осторожно говоря, не колонизировали) Америку, данный творческий акт присоединился бы к The Zombies в списке преступно игнорируемых.
В своем первоначальном воплощении Small Faces были грубой паб-рок-группой, лидером которой был один из самых одаренных певцов Британии Стив Марриотт с эльфийским голосом.
The Small Faces выпустили несколько альбомов и добились трансатлантического хита с песней “Itchycoo Park”, прежде чем завершили работу над "Ogdens’ Nut Gone Flake", концептуальным альбомом, пропитанным кислотным духом. Работа, которую можно поставить в один ряд с великими прог-рок релизами. Однако, из-за внутренних проблем, начавшихся после выхода альбома, The Small Faces не смогли закрепить свой успех в качестве ключевых групп направления.
Traffic "Traffic", 1968
Одноименный альбом "Traffic" (вторая студийная работа в биографии группы) идеально демонстрирует сочетание фолка, рока и джаза. Такое и cейчас большая редкость.
Это лучшее достижение и вершина карьеры Дэйва Мэйсона (Dave Mason), певца и автора песен, который то появлялся, то уходил из Traffic и написал несколько чудесных песен. Как и в "Белом альбоме" и "Abbey Road" Битлз, в "Traffic" каждая песня считается классикой.