В 1985 году на 1000 человек в Советском Союзе приходилось всего 45 автомобилистов – тех, у кого в собственности была личная машина, а не служебная, рабочая.
Были ли эти люди счастливчиками? Вопрос интересный.
С одной стороны, у них была возможность не пользоваться общественным транспортом, ездить, куда хочется. По своему населенному пункту, на дачу, даже на море.
С другой стороны, было очень много проблем. Причем многие из этих трудностей теперь кажутся мелочами. Вернее, они давно уже неактуальны.
Купить машину
Начну с самой известной темы: о том, как в Советском Союзе покупали автомобили. Это было непросто. По нескольким причинам.
Во-первых, «Запорожец» стоил 3500 рублей. А цена «Волги» доходила и до 10000 рублей. Это для советского человека были немаленькие суммы. Учитывая, что зарплата составляла 150-200 рублей.
То есть, на «Волгу» нужно было копить: 10000/200=50 месяцев. А это больше четырех лет. Учитывая, что всю зарплату нужно было откладывать.
В принципе, учитывая то, как в СССР всё было организовано, учитывая плановую экономику и стабильность, которая была результатом этой экономики, за 10 лет точно можно было накопить на автомобиль.
Во-вторых, нельзя было просто так взять и купить машину. Даже если были деньги. Чтобы приобрести автомобиль, необходимо было встать в очередь. А, чтобы встать в очередь, нужно было иметь хорошую характеристику. То есть, человек должен был показать, что достоин передвигаться на личном транспорте.
Авто можно было приобрести в магазинах типа «Березка», но там требовали свои «деньги», а не советские рубли.
Машину можно было купить в комиссионном магазине. Но уже не новую. И цена подержанного автомобиля была выше – как раз, потому что за новыми авто стояли в очередях.
Много еще можно написать на эту тему. Однако человек без автомобиля – это ведь не автомобилист. Поэтому перейдем к другим проблемам.
Гараж
Ошибка – считать, что в Советском Союзе уровень преступности был очень низкий. Хватало и воров, и просто хулиганов, которые, например, с автомобиля могли снять зеркала, другие аксессуары или запчасти. Например, чтобы продать. Или просто из хулиганских побуждений.
Тем более, как я выше указала, машин было мало. Каждый автомобиль привлекал к себе лишнее внимание.
Поэтому счастливые обладатели автомобилей печалились, когда понимали, что перед ними возникла новая проблема, и начинали искать безопасное место парковки своей «ласточки».
Были охраняемые стоянки. Но людям хотелось другого: приобрести гараж. В СССР существовали гаражные кооперативы.
С ними тоже не всё было хорошо. Во-первых, сначала нужно было стать членом кооператива. Эльдар Рязанов в фильме «Гараж» про проблемы рассказал.
Во-вторых, нужно было построить этот самый гараж из собственных материалов. Но, насколько мне представляется, проблема была небольшая. Часто кирпич и прочее доставали «за магарыч». Ведь всё было вокруг колхозное, а, значит, всё вокруг «моё».
Третья проблема: гаражные кооперативы не всегда организовывали рядом с местом проживания участников кооперативов. Бывало, что человек живет на одном конце города, а машину приходится ставить на другом конце.
У моего родственника была именно такая история. По городу он передвигался на общественном транспорте – на автобусе. А на машине: на дачу, на рыбалку, в другой город. В общем, когда поездка на авто была полностью обоснованной. Ведь нужно было сесть на автобус, доехать до гаража, сесть на машину и доехать, куда нужно.
Самое интересное было, когда человек возвращался с дачи. Он на машине довозил урожай до своего дома, а потом ехал ставить авто в гараж. И домой уже возвращался на автобусе.
Другие проблемы
Много их было:
1. Запчасти. Не всегда их удавалось достать. Работали спекулянты, которые продавали нужные детали дорого.
2. Резина. Зимой и летом ездили на одном и том же комплекте, который еще и латали, если резина изнашивалась. Потому что был дефицит, потому что резина стоила дорого.
3. Бензин. Заправок было мало. Не всегда на них присутствовало топливо. Советские люди, как правило, возили с собой в машине канистру, чтобы не «обсохнуть» в дороге.
4. Автомоек тоже не было. Делали просто: ведро, тряпка – и вперёд. Правда, в СССР не запрещалось мыть автомобили во дворах многоквартирных домов, у реки. А теперь этого делать нельзя.
5. Ремонт. Приходилось познавать устройство автомобиля, многое делать самостоятельно или просить условного «дядю Васю» - соседа по гаражу, чтобы тот посмотрел, что в авто барахлит.
А теперь – наоборот – автомобили собирают так, чтобы рядовой водитель не смог самостоятельно ничего починить. Бизнес.
Теперь сложность одна: деньги. Если они есть, можно тут же купить любую машину. И гараж приобрести. И за ремонт заплатить.