Интересантом выступает эмиратская инвесткомпания MarkAB Capital
Итальянское SuperJet International (LR. совместное предприятие ОАК и Leonardo) ведет переговоры с Европейским агентством авиационной безопасности (EASA) о возможности получения европейского сертификата типа на самолет SSJ 100, держателем которого остается его производитель ПАО «Яковлев». Об этом сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на близкий к SuperJet International источник.
История вопроса:
Передача сертификата и «всей технической документации на самолет» – одно из условий, при которых эмиратская инвесткомпания MarkAB Capital готова приобрести долю ОАК в SuperJet International. Сейчас эта доля арестована из-за санкций, и, по словам осведомленного собеседника в Брюсселе, параллельно SuperJet International пытается убедить власти Италии снять арест.
– Мы активно работаем над планом перезапуска компании, который станет возможным только после выполнения определенных условий и получения необходимых разрешений со стороны итальянских и российских властей, – указали в пресс-службе SuperJet International.
SuperJet International – российско-итальянское совместное предприятие, созданное в 2007 году структурами ОАК и холдингом Leonardo (LR. тогда – Finmeccanicа) для кастомизации SSJ 100 перед поставками зарубежным авиакомпаниям. Акции ОАК наряду с четырьмя самолетами SSJ в Венеции были арестованы в Италии летом 2022 года в рамках антироссийских санкций. Итальянские СМИ сообщали, что всего ОАК принадлежит 90% акций на $160 млн. В феврале этого года SJI анонсировала, что MarkAB Capital готова приобрести пакет акций ОАК в 49%. Еще 41% перешли бы к итальянской Studio Guidotti International.
В июне в SuperJet International сообщили, что инвестофис Абу-Даби (ADIO, Abu Dhabi Investment Office) одобрил проект строительства в Аль–Айне линии сборки региональных самолетов, не уточняя каких. Завод планируют сдать в 2025 году, а к 2026 году в ОАЭ и Италии может быть налажена цепочка поставок необходимых комплектующих. Размер инвестиций на первом этапе оценивается в €200 млн.
По словам источника в Брюсселе, итальянская сторона «пытается представить сделку как свершившийся факт». Но реальных подвижек нет ни в передаче сертификата, ни в разморозке акций, хотя снятие ареста с акций ОАК может произойти при масштабировании обмена замороженными активами с иностранцами.
В 2019 и 2022 годах компания MarkAB и ее индийская структура приобрели две инженерно-строительные компании в Индии. Авиационных проектов в ее портфеле пока нет. Но, по словам двух бизнес-консультантов из ОАЭ, подобная закрытость свойственна местным фондам.
EASA выдало сертификат типа A-176 на Sukhoi Superjet 100 (RRJ-95B) 3 февраля 2012 года. Процесс валидации начался параллельно с прохождением сертификации самолета в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) в России с 2004 года. «Суперджет» стал первым российским пассажирским лайнером, сертифицированным согласно авиационным правилам CS-25 EASA, что позволило поставлять его в ЕС.
Сертификаты типа передаются редко. Один из наиболее известных случаев – покупка Airbus проекта Bombardier CSeries в 2018 году, который затем был переименован в A220. Утвержденная EASA процедура передачи сертификата типа предполагает обязательное подтверждение сертификата разработчика (Design Organisation Approvals).
В теории EASA может передавать сертификат и без участия текущего держателя, но только если он «прекратил свое юридическое существование и не может предоставить техническое заключение, связанное с поддержанием летной годности». Тогда потенциальный новый держатель должен доказать, что сможет нести ответственность за летную годность воздушных судов.
Претендент должен обладать полным комплектом рабоче-конструкторской документации, которой в случае SSJ 100 владеет только «Яковлев». Без тесного взаимодействия всех трех сторон – EASA, «Яковлева» и SuperJet International – шансы на сборку самолета в ОАЭ оценивают как минимальные.
В МАК и «Авиарегистре РФ» (Росавиация) сомневаются в готовности иностранцев заново сертифицировать самолет даже при наличии документации, чертежей, специалистов и оборудования, поскольку это займет годы.
– Если эмиратской компании удастся получить четыре SSJ, находящиеся в Венеции, опыт их эксплуатации позволит лучше понять и реализовать концепцию самолета, подготовить персонал для эксплуатации и испытаний, а также инструкторов для дальнейшей подготовки персонала, – полагает член рабочей группы ICAO Андрей Шнырев.
Напомним, в России имеется ближнемагистральный самолет – Sukhoi Superjet 100, а в 2024 году российским авиакомпаниям станут доступны серийные поставки среднемагистрального отечественного самолета МС-21. LR