Найти тему

Под сводами готического храма

Витражное окно Нотр-Дам-де-Пари. Ph.: Stephen Murray.© The Trustees of Columbia University.
Витражное окно Нотр-Дам-де-Пари. Ph.: Stephen Murray.© The Trustees of Columbia University.

Термин «готика» возник в эпоху Возрождения, как варварская (по названию племени готов, разграбивших Рим в 410 году) противоположность античной эстетики, которой так восхищались итальянские гуманисты. Современники же говорили иначе: «французское искусство», «французская манера». Все потому, что новое слово в искусстве средневековой Европы было сказано именно во Франции в середине XII века.

Эпоха готики – это время могущества папства и католической церкви, время укрепления феодальных монархий и расцвета городов, где возводятся устремленные ввысь соборы и городские ратуши. В этот период нарождающееся естествознание идет рука об руку с христианской теологией под эгидой схоластики, провозгласившей знания, искусство и творческую деятельность помощниками человека на его пути к Богу.

Конструктивная основа готики

Готический храм сохранил прежнюю базиликальную форму, как и в предыдущий, романский период, но облик его стал несравненно легче и утонченней благодаря новой конструкции свода. Речь идет о крестовом нервюрном своде – системе несущих перекрещивающихся ребер перекрытия (нервюр), образующих строительный каркас, который заполнялся облегченной кладкой.

Последовательное использование стрельчатых арок в качестве сначала торцовых, а затем и диагональных нервюр стало еще один важным элементом готики, так как такие арки обладали меньшим распором. Таким образом, нервюрный свод мог опираться не на массивные стены здания, а на столбы, конструкция становилась значительно легче и стремительно росла вверх.

Для погашения бокового распора дополнительная каркасная конструкция в готических храмах выносилась наружу. Это достигалось с помощью внешней системы опор – контрфорсов и висячих наклонных арок, передававших нагрузку, – аркбутанов.

Обнаженная конструкция готических зданий формировала как техническую, так и художественную основу архитектурного образа. Благодаря каркасу, стена перестала быть несущим элементом. Все это вело к неизбежному преобразованию интерьера, открывало новые возможности для освещения соборов и развитию искусства витража, бесплотному пространству которого противостояла монументальная круглая пластика, буквально рассыпанная по фасаду готического храма.

Notre-Dame de Paris

Произведением, подводившим итог первому этапу развития французской готики, стал собор Парижской Богоматери. Среди остальных храмов французской готики его выделяет сдержанное величие, в нефах господствуют размеренные ритмы, стена здесь еще не утратила своей вещественности, круглые опоры массивны.

Строительство пятинефного кафедрального собора затянулось с 1163 года до середины XIV века, на протяжении этого времени он претерпел ряд изменений, восприняв черты зрелого готического искусства. Длина всего здания составила 127 метров, ширина 48 метров. Высота под сводом нефа достигает 33 метра, высота башен – 69 метров.

Перестройка здания, начатая XIII веке, коснулась плана и системы освещения, были пристроены боковые капеллы и увеличен поперечный неф – трансепт, а к началу XIV века были пристроены капеллы хора.

Нотр-Да́м-де-Пари́, как молчаливый свидетель истории Франции, и после завершения строительства менял свой облик то под натиском политических и религиозных смут, то под уверенной рукой реставраторов.

О чем «молчат» скульптуры

Западный фасад собора Парижской Богоматери можно разделить на четыре яруса. Нижний ярус порталов включает трое врат стрельчатой формы, над порталами проходит горизонтальная полоса, украшенная статуями ветхозаветных царей, выше – ярус розы с круглым окном в центре, последний ярус – прямоугольные башни, заканчивающиеся плоскими площадками.

Нотр-Дам-де-Пари, западный фасад. Ph.: Andrew Tallon. © The Trustees of Columbia University
Нотр-Дам-де-Пари, западный фасад. Ph.: Andrew Tallon. © The Trustees of Columbia University

Скульптурный облик западного фасада играет роль увертюры к храму, грандиозным экраном, на котором изображен образ «божественной вселенной». Для тех, кто окажется перед собором Парижской Богоматери сегодня, следует отметить, что все крупные скульптуры, включая статуи царей и фигуры, стоящие у врат – работы XIX века. Подлинная скульптура сохранилась лишь на тимпанах (углубленных нишах в стене над дверьми), и часть на вогнутой поверхности порталов.

Фрагмент центрального портала западного фасада Нотр-Дам-де-Пари. Ph.: Andrew Tallon. © The Trustees of Columbia University.
Фрагмент центрального портала западного фасада Нотр-Дам-де-Пари. Ph.: Andrew Tallon. © The Trustees of Columbia University.

На центральном портале западного фасада представлены сцены «Страшного Суда». На нижней перемычке изображено «Воскресение мертвых»: при звуках ангельских труб в день Страшного Суда умершие восстают из могил в надежде на спасение. Выше архангел Михаил взвешивает души, и два демона пытаются склонить чашу весов на свою сторону. Избранных (что справа от Христа) ведут в рай, а проклятых, скованных цепью демоны ведут в ад.

В верхней части тимпана Христос восседает на престоле судии, подножье Его престола – «Небесный Иерусалим». Два ангела держат орудия распятия: крест, копье и гвозди. Мария и Святой Иоанн преклоняют колени по обе стороны от Спасителя.

Фрагмент южного портала западного фасада Нотр-Дам-де-Пари. Ph.: Andrew Tallon. © The Trustees of Columbia University.
Фрагмент южного портала западного фасада Нотр-Дам-де-Пари. Ph.: Andrew Tallon. © The Trustees of Columbia University.

Скульптура нижней перемычки «Портала Святой Анны» (южного портала) посвящена сценам из жития матери Девы Марии – Святой Анны. Выше – библейские сюжеты, связанные с самой Богородицей, в том числе «Благовещение», «Рождество Христово» и «Поклонение Волхвов».

В центре тимпана под балдахином восседает Богоматерь с Младенцем Христом на коленях. За спинами ангелов изображены коленопреклоненный король и епископ с писарем. На вопрос об исторических личностях, кому бы могли быть посвящены эти фигуры, до сих пор нет однозначного ответа.

Фрагмент северного портала западного фасада Нотр-Дам-де-Пари. Ph.: Andrew Tallon. © The Trustees of Columbia University
Фрагмент северного портала западного фасада Нотр-Дам-де-Пари. Ph.: Andrew Tallon. © The Trustees of Columbia University

Северный портал западного фасада изображает сцену «Коронования Марии». Над центральной колонной портала изображены скиния и ковчег Завета, по обе стороны от которого сидят три пророка и три израильских царя, держащие в руках филактерии с библейскими текстами.

Ковчег представлен как ветхозаветная аллегория грядущего «Вознесения Богоматери» на небеса, которое начинается с «Успения», изображенного над ковчегом. Завершается композиция в верхней части тимпана «Коронованием Марии», где Царица Небесная восседает рядом со своим Сыном.

Техника витража

Церковные «картины» из цветного стекла в готических соборах являлись не только произведениями искусства, но и ошеломляющими иллюстрациями Слова Божьего, так в средневековом сознании были не отделены от мистики света и сияющего олицетворения мира божественного. Но работа над этими шедеврами начиналась в обычной мастерской.

Как и всякий художник, первым делом витражист создавал эскиз, после чего переносил его на деревянные панели тех же размеров, что и готовый витраж. Затем мастера наносили на этот рисунок основные контуры, по которым кусочки стекла предстояло скрепить свинцовыми полосами и подбирали краски.

Далее стекло разрезали на фрагменты и окрашивали. Как только окраска всех фрагментов завершалась, их обжигали в печи. Благодаря этому, краска, состоявшая из толченого стекла с металлическими пигментами, фиксировалась на гладкой стеклянной поверхности.

После обжига кусочки стекла выкладывали на деревянную панель с эскизом и скрепляли податливыми свинцовыми полосками, принимавшими форму контуров стекла. Потом спаивали между собой свинцовые части, укрепляли эту конструкцию тонкой арматурой и вставляли в оконную раму.

Увидеть своими глазами

На сегодняшний день в соборе Парижской Богоматери продолжаются реставрационные работы после пожара, случившегося 15 апреля 2019 года, а сам храм закрыт для посетителей и прихожан. Однако с его архитектурой и внутренним убранством можно познакомиться в ходе виртуального тура, созданного еще до произошедшей трагедии. Виртуальная экскурсия размещена на сайте международной организации, занимающейся сбором средств на восстановления памятника средневековой архитектуры.

Virtual tour of Notre-Dame Cathedral : [виртуальная экскурсия] / Stephen Murray, Andrew Tallon, The Media Center at Columbia University // Friends of Notre-Dame de Paris : [официальный сайт]. – URL: https://www.friendsofnotredamedeparis.org/virtual-tour-notre-dame/ (дата обращения 28.08.2023)

Также у собора Парижской Богоматери есть официальный сайт, где можно найти информацию по истории создания храма. При необходимости перевода материалов сайта на русский язык воспользуйтесь переводчиком вашего браузера.

Site internet Notre-Dame de Paris : [официальный сайт] / Association Maurice de Sully. – URL: https://www.notredamedeparis.fr/ (дата обращения 28.08.2023)

Интерьер Нотр-Дам-де-Пари, южная галерея, капитель колонны. Ph.: Zachary Stewart.© The Trustees of Columbia University
Интерьер Нотр-Дам-де-Пари, южная галерея, капитель колонны. Ph.: Zachary Stewart.© The Trustees of Columbia University

Чтобы разобраться в истории искусства средневековой Европы, конечно, лучше обратиться к учебной и научной литературе. Список книг из фонда ЧОУНБ доступен по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/5AP9/32D81yBAY

Лощилова Д.Ю., библиотекарь основного книгохранения