Найти в Дзене
Загадки истории

Как на Руси боролись с пьянством?

Оглавление

Стереотипно считается, что в России очень много употребляют алкогольных напитков. Минздрав предупреждает, а люди его не слушают.

О том, что в нашей стране больше других пьют – это именно стереотип, который развенчивается очень быстро, путем обращения к официальной статистике.

Тем не менее, нельзя сказать, что в РФ все трезвенники. Отнюдь. И никогда такими не были.

Есть еще одна легенда, которую нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Она о том, что, когда князь Владимир выбирал религию для своего народа, он обратился в православие, потому что оно не исключает употребление алкоголя. А в мусульманстве этого нельзя.

Но будем углубляться в дебри.

Факт в том, что на Руси традиционно употребляли алкогольные напитки. Но тут нужно задать два вопроса:

1. В каких объемах?

2. Какой крепости?

Начнем с крепости. Она до 16 века была небольшой: от 4 до 10 градусов – не более. То есть, хмель был совсем слабый. Чтобы сильно напиться, нужно было выпить очень много. Не каждый сможет. Не у каждого в желудке поместится много жидкости. Хотя, есть же шутка: почему сока я могу выпить только пол-литра – максимум, а пенного – в несколько раз больше?

С 16 века ситуация начала меняться – при Иване Васильевиче Грозном. Алкоголь стал крепче и его начали продавать больше. Впрочем, не всё было однозначно.

Никогда на Руси к алкоголю не было однозначного отношения. Несколько раз в стране вводили сухой закон. Но к лучшему наш народ это не привело.

Но давайте вернемся к временам Ивана Грозного.

Как ввели кабаки

Считается, что первый кабак открыл сам Иван Васильевич. И сделал он это не для всего народа, а только для своих опричников. А дальше – больше. Опричники, оценив работу царя, решили, что нужно открывать кабаки по всей стране.

И это было придумано не для того, чтобы народ спивался. Это нужно было, чтобы государство пополняло казну. Ведь монополия на торговлю алкоголем была у государства.

Конечно, полномочия делегировались купцам, владельцам питейных заведений. Ведь царь сам не мог трудиться в кабаке. Да и опричникам было не до этого.

-2

Интересно, что употреблять алкоголь можно было только в питейных заведениях. На улице этого нельзя было делать. Наказывали, штрафовали. Были люди, которые попадались за «распитием в общественном месте» по несколько раз. Таких уже не жалели. Устраивали порку кнутом.

Что в итоге:

пьяных на улицах городов было минимальное количество. Это было хорошо. Потому что алкоголь разогревает нервы, снимает барьеры и так далее. Очень часто пьяные люди совершают преступления.

С другой стороны, народ спаивался в кабаках. Причем пили крепкое, употребляли много.

Позже

Когда к власти пришли Романовы, то ситуация перевернулась с ног на голову. Пить не запретили, но теперь нельзя было сидеть в кабаках. Создали «кружечные дворы» - это что-то типа рюмочных, куда можно было быстренько зайти, выпить, и пойти дальше. А не засиживаться с утра и до вечера.

Несмотря на то, что государство продолжало получать большие деньги с продажи алкоголя, оно не давало русским людям спиваться. Пить можно было, но напиваться – нет.

Всё еще более запуталось во времена Петра Первого.

«За пьянство»

Да, наверное, все слышали эту историю про медаль, которой Петр Алексеевич награждал пьяниц, поэтому много про неё писать не буду. Отмечу лишь, что вес был разный: от 7 до 12 кг. В некоторых источниках написано, что медаль весила 16 кг, то есть, пуд.

На самом деле, вместо медали использовали иногда просто большой (амбарный) замок, который тянул шею пьяницы к земле. Это было больно и позорно.

-3

Еще медаль, которую придумал Пётр, напоминала орден Святого Андрея Первозванного. Это придумали для смеху, для еще большего позора.

При этом сам Пётр Алексеевич пиры любил. Вот в чем парадокс.

Но, если разобраться, то, наверное, всё понятно. Царь не хотел, чтобы народ спивался, чтобы было много пьяниц.

Ведь император, что интересно, штрафовал владельцев кабаков, которые не следили, сколько пьют посетители подобных заведений.

Наказывали и семьи пьяниц.

В общем, Пётр Алексеевич рассуждал так, что алкоголь запрещать нельзя, и выпить можно, но нельзя доводить себя до, простите, состояния животного и становиться пьяницей.

Нормальная позиция. Однако сложно было удержать баланс. Ведь, напомню, государство зарабатывало на алкоголе.